Органы по урегулированию коллективных трудовых споров

Из этой статьи вы узнаете:

  • Каковы причины возникновения коллективных споров
  • Каков порядок разрешения коллективных трудовых споров
  • Из каких этапов состоит примирительная процедура разрешения коллективных трудовых споров
  • Каков порядок ведения переговоров при разрешении коллективных споров
  • Можно ли добиться разрешения коллективных споров путем проведения забастовки
  • Каков порядок исполнения решений по коллективным спорам
  • Каким образом происходит рассмотрение коллективных трудовых споров в суде

Разрешение коллективных споров – довольно сложный процесс.

Согласно законодательству РФ трудовым коллективным спором считаются неурегулированные разногласия работников и нанимателей (или доверенных лиц обеих сторон).

Чаще всего причиной конфликта является изменение условий труда, в частности зарплата, а также подписание, внесение корректировок и реализация коллективных договоров и соглашений.

Кроме того, противоречия между руководством и представителями сотрудников могут возникнуть в процессе согласования трудовых нормативных актов организации. Данный материал расскажет о многочисленных тонкостях и вариантах мирного разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Что может стать предметом коллективных споров

Органы по урегулированию коллективных трудовых споров

Положения статьи 398 Трудового кодекса РФ определяют трудовой спор как нерешенные противоречия рабочих и руководства организации (или представителей обеих сторон), связанные с установлениями и корректировками условий труда (в том числе и с зарплатой), заключениями, поправками и исполнением коллективных договоров, а также с ситуациями, когда начальство игнорирует мнение представителей со стороны работников во время принятия нормативных актов компании. Речь идет о коллективных договорах и социально-экономических условиях труда (изменения норм выработки, сдельных расценок, уровня заработной платы, внедрение систем заработной платы, рабочего графика, охраны труда и т. п.).

Органы по урегулированию коллективных трудовых споров

В качестве конфликтующих сторон могут выступать работники предприятия (трудовой коллектив) и отраслевое вышестоящее руководство.

Недостаточное финансирование предприятий или организаций в конкретной отрасли нередко становится причиной дискриминации по отношению к работникам (учителям, врачам, шахтерам и т. д.).

Ущемленные в правах и законных интересах специалисты выдвигают требования, и если местные органы управления некомпетентны в решении возникшего спора, вопрос перепоручается верховному руководству.

В отдельном порядке рассматриваются требования трудовых коллективов, не имеющие отношения к трудовым спорам (политические, экологические и т. д.).

Общий порядок разрешения коллективных трудовых споров

Порядок разрешения коллективных споров определяется главой 61 Трудового кодекса РФ.

Сроки при разрешении коллективных трудовых споров:

Органы по урегулированию коллективных трудовых споров

На схеме наглядно отображен порядок разрешения коллективных споров:

Органы по урегулированию коллективных трудовых споров

Кто может участвовать в разрешении коллективных трудовых споров:

  • руководитель предприятия или его представители, назначенные специальным приказом, доверенностью или нормативно-правовым актом о структурном подразделении, соответствующими законодательству РФ;
  • работники и профсоюзы, избранные на общем собрании. Допускаются иные представители, если работники не объединены в единый профсоюз, а также если в профсоюзную организацию входит меньше половины подчиненных конкретного работодателя или она представляет интересы не всех сотрудников.

Если конфликт происходит на уровне верховного руководства, его участниками будут:

  • профсоюзы, их территориальная организация или объединения, уполномоченные уставом данных предприятий;
  • объединения работодателей, уполномоченные уставом такой структуры.

Разрешение коллективного спора происходит, если конфликтующие стороны заключают между собой соглашение, предполагающее восстановление нарушенных прав пострадавшей стороны.

Если работодатель (его представитель) объявляет о полном или частичном отклонении требований, выдвинутых подчиненными (их представителями), данный момент официально считается началом трудового коллективного спора на уровне организации. Также дату открытия трудового спора устанавливают по факту игнорирования и отсутствия письменного ответа со стороны руководства организации спустя три рабочих дня после ознакомления с требованиями.

На уровне, выходящем за границы предприятия, моментом начала трудового спора признается день, когда представитель работодателей или их объединений в письменном виде полностью или частично отклоняет требование профсоюзных организаций или их объединений. Трудовой спор считается открытым, если решение относительно предъявленных претензий не принято в течение месяца и объединение работодателей уклоняется от ответа.

Если руководство не предоставило ответ в назначенный срок, полностью или частично отклонило требования работников, все участники могут письменно предложить оппоненту сформировать примирительную комиссию, определиться с ее количественным и персональным составом для каждой стороны.

Из каких этапов состоит примирительная процедура рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров

Органы по урегулированию коллективных трудовых споров

Примирительная комиссия – начальный этап процесса, после которого к спору привлекаются посредники и временный трудовой арбитраж, если конфликтующие стороны не достигнут согласия. В такой ситуации рассмотрение спора происходит в три стадии. Если стороны не пришли к единому мнению относительно того, какая примирительная процедура должна последовать за комиссией (выдвижение посредника или трудовой арбитраж), необходимо сформировать трудовой арбитраж и осуществить разрешение в два этапа.

Участие в примирительных процедурах, реализуемых в рамках ограниченного временного интервала, обязательно для каждой из сторон. По обоюдному соглашению сроки их проведения могут быть продлены, они являются процессуальными, то есть до указанной даты стороны должны произвести процессуальные действия.

Для трудовых споров не установлено исковых, давностных сроков. Законодательство РФ позволяет работникам проводить митинги, демонстрации, пикеты и прочие собрания, если это помогает в защите собственных прав и интересов.

По закону представители сторон, примирительная комиссия, посредники, временный трудовой арбитраж и служба по урегулированию коллективных трудовых споров (далее Служба) обязаны использовать весь спектр возможностей для разрешения коллективного трудового спора.

Этап 1. Разрешение коллективного трудового спора примирительной комиссией.

Образование примирительной комиссии – этап, без которого невозможно разрешение конфликта. Каждой из сторон формируется орган в течение трех рабочих дней с даты открытия спора. Порядок разрешения коллективного трудового спора примирительной комиссией регулируется статьей 402 Трудового кодекса РФ.

Основанием для создания такого органа является соответствующий приказ руководства предприятия и решение представителей сотрудников. При формировании комиссии стороны определяют ее качественный и количественный состав. Участники этой примирительной структуры обладают равными правами.

Стороны обязаны создать комиссию и принять участие в ее работе. Согласно статье 406 Трудового кодекса РФ, если одна из сторон пытается уклониться, в рассмотрение и разрешение коллективного спора включается трудовой арбитраж.

Примирительная комиссия должна рассмотреть коллективный трудовой спор в срок до пяти рабочих дней с принятия соответствующего приказа или распоряжения о ее формировании. Согласно статье 402 Трудового кодекса РФ это время может быть увеличено по обоюдному согласию сторон.

Решение примирительной комиссии, принятое по соглашению участников коллективного спора, оформляется протоколом и имеет обязательную силу для обеих сторон.

Решение подлежит исполнению в определенном порядке и сроки.

Если стороны не находят компромисс и урегулирование коллективного трудового спора примирительной комиссией невозможно, улаживание вопроса продолжается с участием посредника и/или в трудовом арбитраже.

Этап 2. Рассмотрение спора с участием посредника.

Органы по урегулированию коллективных трудовых споров

Посредник принимает участие в разрешении после того, как примирительная комиссия запротоколирует разногласия сторон. Посредник привлекается самими участниками конфликта или службой по урегулированию коллективных трудовых споров – системой государственных и региональных органов, входящей в состав Министерства труда РФ и ее субъектов.

В основные функции Службы входит:

  • уведомительная регистрация коллективных трудовых споров;
  • проверка полномочий представителей сторон;
  • формирование списка посредников и трудовых арбитров;
  • подготовка посредников и трудовых арбитров;
  • выявление и обобщение факторов возникновения спора;
  • разработка вариантов для разрешения спора;
  • консультирование и поддержка обеих сторон коллективного спора;
  • финансирование примирительных процедур – вознаграждение посредников и трудовых арбитров.

В данном случае посредник выступает в качестве нейтрального к обеим сторонам органа. Его главная задача – привести стороны коллективного спора к соглашению. Посредник вправе запрашивать необходимую документацию и интересующую информацию, касающуюся коллективного трудового спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с привлечением посредника осуществляется в течение семи рабочих дней после его назначения. В данной ситуации разрешение коллективного конфликта происходит двумя способами.

При достижении договоренности составляется протокол, обязательный для исполнения сторонами.

Если стороны не пришли к соглашению, оформляется протокол разногласий и рассмотрение спора осуществляется трудовым арбитражем без участия посредника.

Этап 3. Разрешение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Органы по урегулированию коллективных трудовых споров

Если стороны трудового спора не приходят к соглашению с помощью примирительной комиссии или посредника, участники процесса и Служба совместно формируют трудовой арбитраж – временный орган, созданный для разрешения трудового коллективного конфликта. Образование арбитража происходит в течение трех рабочих дней со времени рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником в составе трех трудовых арбитров, привлеченных по рекомендации Службы или сторон спора.

Работодатель совместно с представителями работников и Службой формируют трудовой арбитраж: выбирают его участников, определяют регламент и полномочия. Представители конфликтующих сторон не должны входить в состав трудового арбитража.

Орган формируется, если наниматель и работники (или представители обеих сторон) письменно зафиксировали соглашение об обязательной реализации решения трудового спора.

Статья 404 Трудового кодекса РФ дает работникам право использовать забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора, если стороны не пришли к договоренности по привлечению посредника и формированию трудового арбитража.

Читайте также:  Расчетный период для расчета компенсации за неиспользованный отпуск

По сути это упрощает начало забастовки, что, на самом деле, нежелательно для работников.

Согласно статье 406 Трудового кодекса РФ на предприятиях, где недопустимо проведение забастовок, формирование трудового арбитража является обязательным.

В течение 5 дней после образования орган рассматривает спор с участием обеих стороны.

Возможно неоднократное заседание трудового арбитража, который внимательно изучает обращение сторон, привлекает документацию и информацию, связанную со сложившимся конфликтом.

Коллективные трудовые споры: порядок, сроки, помощь адвоката

   Коллективные трудовые споры – представляют собой разногласие, которое возникло между руководством и работниками. Появляется при невыполнении администрацией каких-либо обязательств. Это могут быть изменение условий труда или уменьшение его оплаты, иные ситуации.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по трудовым вопросам проведет консультацию и разъяснит, на чьей стороне закон в конкретном случае в Вашем коллективном трудовом споре.

Органы по урегулированию коллективных трудовых споров

Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров

   Разрешение коллективных трудовых споров будет выстраиваться в следующей последовательности:

  1. Органы по урегулированию коллективных трудовых споровкомиссией по примирению сторон;
  2. независимым посредником;
  3. арбитражем по трудовым отношениям или судебным разбирательством общей юрисдикции (если вынесенное досудебное решение коллектив не устраивает, то его можно обжаловать в суде, споры с работодателем часто проходят в пользу работников, как более незащищенных сторон трудовых отношений);
  4. исполнение решения суда

Особенности и пути разрешение коллективных трудовых споров (разногласий):

   Такие споры в судах относят к сложной категории. Срок подачи документов для рассмотрения дела в суде очень мал. Полностью собрать доказательную базу тоже сложно. Работодатели всегда стремятся сбор доказательств затруднить и остаться безнаказанными. Именно поэтому и желательна профессиональная помощь юристов.

   Во время судебного заседания представитель трудового коллектива будет чувствовать себя более уверенно, имея в качестве своего представителя квалифицированного адвоката. Ему не придется досконально изучать правовые основания исковых требований, заявленных коллективом, оценивать доводы противоположной стороны, а также выступать с аргументацией позиции коллектива по обсуждаемому вопросу.

   Разрешение коллективного трудового спора будет опираться лишь на ТК РФ, а также другие законы, необходимые для урегулирования правоотношений между сторонами.

ВНИМАНИЕ: смотрите видео по теме защита трудовых прав работника, а также подписывайтесь на наш канал YouTube, чтобы иметь возможность бесплатной онлайн консультации юриста через комментарии к ролику.

Причины возникновения коллективных трудовых споров

   На практике и в повседневной жизни возникают различные споры как между работниками, так и между отделами. В основном споры бывают между работниками и работодателями, когда одна сторона явно чем-то недовольна и хочет уладить ситуацию, например, работник может быть недоволен задержкой заработной платы, а работодатель может быть недоволен исполнением трудовых обязанностей работником.

   Причины возникновения споров закреплены в трудовом законодательстве, а также между кем возникают данные споры. Споры могут возникать исходя из производственного характера (например, установление нового сменного графика вместо пятидневки) и правового характера по следующим причинам:

  1. Изменение условий труда и установление новых правил распорядка (например, новый график рабочего дня, новое время, новая заработная плата);
  2. Заключение или изменение трудового договора либо соглашения к нему;
  3. Принятие новых приказов, локальных актов, противоречащих трудовой функции работника;
  4. Отказ работодателя учесть мнение работника при принятии новых актов на предприятии;
  5. Изменение условий выплаты вознаграждений, премий и других различных поощрений;
  6. Иные причины коллективного спора.

   Главное правильно разрешить спор с учетом законодательства, чтобы обе стороны были в выигрыше, ведь коллективные споры дело очень серьезное, так как спор может дойти до Трудовой инспекции и даже до судебного разбирательства.

Органы по урегулированию коллективных трудовых споров

   Законодательство закрепляет органы, которые могут урегулировать споры, возникающие из трудового производства, к ним относятся:

  • Государственная инспекция труда в Свердловской области. В службу стороны обращаются, когда исчерпаны внутренние правила разрешения коллективного трудового спора. Служба выявляет причины образования споров, а также ищет способ их урегулирования, организует примирительные процедуры, предлагает различные решения споров, их возможного урегулирования;
  • Трудовой арбитраж (образуется самостоятельно между сторонами, только с привлечением службы по труду и занятости, в данном случае образуется состав арбитров, которые будут изучать документы и исследовать коллективный трудовой спор, выявлять факты, принятое решение арбитрами обязательно к исполнению). Трудовой арбитраж можно организовать только после того как была проведена примирительная комиссия и приглашен посредник, но это не дало никакого результата;
  • Примирительные комиссии (формируются на предприятиях в составе из нескольких человек для разрешения коллективного спора); Состав комиссии оформляется непосредственно приказом на предприятии, при проведении примирительных процедур между сторонами (работником и работодателем) ведется протокол в ходе дела. Решение между сторонами может быть одно либо соглашение по спору между ними достигнуто, либо нет. В случае, отрицательного решения, стороны могут обратиться в дальнейшем в службу для урегулирования конфликтов;
  • Посредничество (в данной ситуации органом, разрешающий трудовой спор является посредник, которого нанимают стороны. Посредник является специалистом по разрешению коллективных споров. Посредника можно пригласить после того как была организована и проведена примирительная комиссия, посредник будет рассматривать спор только на основании составленного протокола).
  • Органы прокуратуры

Участники коллективного трудового спора

   Участниками спора всегда являются две стороны с одной стороны могут быть работники, объединение работников (например, конкретный отдел), профсоюзы, работники различных филиалов, представительств, обособленных подразделений, а с другой стороны всегда выступает работодатель, а если их несколько, то группа работодателей. В некоторых случаях это могут быть директора, управляющие (т. е. лица, которые имеют право действовать без доверенности, от имени компании, а могут быть и учредители один либо несколько.

Сроки рассмотрения коллективных трудовых споров

   Споры могут рассматриваться по-разному, в зависимости от способа и органа их урегулирования.

Например, Примирительная комиссия будет рассматривать спор в течение 5 рабочих дней с момента её образования.

Если примирительная комиссия не помогла урегулировать спор и стороны не пришли к соглашению, то в течении 3 рабочих дней стороны приглашают посредника (специалиста) для рассмотрения.

   Посредник рассматривает спор в течение 7 рабочих дней не более. Трудовой арбитраж также не может рассматривать спор белее 5 рабочих дней. Самым последним и более эффективным является Федеральная служба по труду и занятости, она сама извещает и консультирует стороны о порядке и сроках рассмотрения споров, но обычно срок рассмотрения составляет не более одного месяца.

Подсудность коллективных трудовых споров

   Коллективные трудовые споры регулируются всегда трудовым законодательством, соответственно на основании закона рассмотрение трудовых споров подсудно судам общей юрисдикции, не арбитражным.

Спор должен рассматриваться районным либо мировым судом с учетом гражданских обстоятельств по месту нахождения организации, в которой данный спор возник.

Выбор суда за работником, он может обратиться в суд по адресу Ответчика или по своему месту жительства.

   До передачи дела в суд спор может рассматривать комиссия по трудовым спорам, если в десятидневный срок она не рассмотрит дело после его передачи, то дело передается также в суд.

Адвокат по коллективным трудовым спорам в Екатеринбурге

   Чтобы не оказаться в проигрыше, желательно прибегать к помощи адвокатов. Такие услуги оказывают наши специалисты по трудовым отношениям. В нашу компетенцию входят Ваши вопросу. Для Вас наши адвокаты, участвующие не раз в рассмотрение коллективных трудовых споров, помогут:

  1. Оформить документацию, что может в дальнейшем пресечь коллективные трудовые споры
  2. Проконсультируют по вопросам трудовых отношений с работодателем с акцентом на коллективные трудовые споры
  3. Будут присутствовать на переговорах представителей трудового коллектива с работодателем
  4. Разрешат ситуацию в судебном разбирательстве при разрешении трудового спора в Екатеринбурге, а также на иной территории нашей страны
  •     Опытный адвокат без проблем сможет преодолеть все трудности, а трудовой коллектив будет уверен в положительном конечном результате.
  • Читайте еще о работе нашего трудового адвоката:
  • Начнем разрешение спора с анализа Вашего трудового договора адвокатом

Органы по урегулированию коллективных трудовых споров

Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры» А.В. Кацайлиди

Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста прямо сейчас

Записаться на БЕСПЛАТНУЮ консультацию юриста

§2. Государственные органы по урегулированиюколлективных трудовых споров

В
статье 407 ТК РФ установлено, что
государственными органами по урегулированию
коллективных трудовых споров являются
федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по
оказанию государственных услуг в сфере
урегулирования коллективных трудовых
споров, и органы исполнительной власти
субъектов РФ, участвующие в урегулировании
коллективных трудовых споров.

Этот
не обозначенный в ТК РФ федеральный
орган исполнительной власти в указанной
статье наделен определенными,
рассматриваемыми ниже функциями по
оказанию государственных услуг в сфере
урегулирования
*(304)
коллективных трудовых споров.

Читайте также:  Академический отпуск предоставляется студенту по следующим основаниям

В
целях формирования эффективной системы
и структуры федеральных органов
исполнительной власти в соответствии
со ст. 112 Конституции РФ и Федеральным
конституционным законом от 17 декабря
1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской
Федерации» Президентом РФ был издан
Указ от 9 марта 2004 г.

N 314 «О системе и
структуре Федеральных органов
исполнительной власти» (далее — Указ)
(с изм., внесенными Указами Президента
РФ от 15 марта 2005 г. N 295, от 27 марта 2006 г. N
261
*(305),
согласно п.

12 которого было упразднено
Министерство труда и социального
развития РФ, а образовано Министерство
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации (п.

13) с одновременной
передачей ему функции по принятию
нормативных правовых актов в установленной
сфере деятельности упраздняемых
Министерства здравоохранения РФ и
Министерства труда и социального
развития РФ, а также образована Федеральная
служба по труду и занятости, которой
переданы правоприменительные функции,
функции по контролю и надзору и по
оказанию государственных услуг
упраздняемого Министерства труда и
социального развития РФ. Согласно п. 21
Указа Правительству РФ дано указание
распределить функции упраздняемых
федеральных органов исполнительной
власти исходя из положений данного
Указа и установить необходимую для их
исполнения штатную численность
федеральных государственных служащих
в пределах общей штатной численности
федеральных органов исполнительной
власти, действовавшей на день издания
Указа, а также утвердить положения о
федеральных органах исполнительной
власти и внести предложения о внесении
изменений в соответствующие акты
Президента РФ.

Во
исполнение п. 21 Указа было издано
постановление Правительства РФ от 30
июня 2004 г. N 324 «Об утверждении Положения
о Федеральной службе по труду и занятости»
*(306)
(далее — Постановление).

Так,
согласно п.

1 постановления, Федеральная
служба по труду и занятости является
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
контролю и надзору в сфере труда,
занятости и альтернативной гражданской
службы, по оказанию государственных
услуг в сфере содействия занятости
населения и защиты от безработицы,
трудовой миграции и урегулирования
коллективных трудовых споров.

В
силу п.

4 постановления Федеральная
служба по труду и занятости осуществляет
деятельность непосредственно и через
свои территориальные органы и
государственные учреждения службы
занятости (центры занятости населения)
во взаимодействии с другими федеральными
органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов РФ,
органами местного самоуправления,
общественными объединениями и иными
организациями.

Указанным
постановлением за Федеральной службой
по труду и занятости закреплены следующие
полномочия:

осуществление
государственного надзора и контроля
за соблюдением трудового законодательства
и нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права (подп. 5.1.1);

регистрация
в уведомительном порядке отраслевых
соглашений, заключенных на федеральном
уровне социального партнерства (подп.
5.3.2);

оказание
в соответствии с законодательством
Российской Федерации государственных
услуг по содействию в разрешении
коллективных трудовых споров (подп.
5.4.12);

§2. Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров

 В статье 407 ТК РФ установлено, что государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.

 Этот не обозначенный в ТК РФ федеральный орган исполнительной власти в указанной статье наделен определенными, рассматриваемыми ниже функциями по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования *(304) коллективных трудовых споров.

 В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствии со ст. 112 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Президентом РФ был издан Указ от 9 марта 2004 г.

N 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» (далее — Указ) (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 15 марта 2005 г. N 295, от 27 марта 2006 г. N 261 *(305), согласно п.

12 которого было упразднено Министерство труда и социального развития РФ, а образовано Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п.

13) с одновременной передачей ему функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда и социального развития РФ, а также образована Федеральная служба по труду и занятости, которой переданы правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и по оказанию государственных услуг упраздняемого Министерства труда и социального развития РФ. Согласно п. 21 Указа Правительству РФ дано указание распределить функции упраздняемых федеральных органов исполнительной власти исходя из положений данного Указа и установить необходимую для их исполнения штатную численность федеральных государственных служащих в пределах общей штатной численности федеральных органов исполнительной власти, действовавшей на день издания Указа, а также утвердить положения о федеральных органах исполнительной власти и внести предложения о внесении изменений в соответствующие акты Президента РФ.

 Во исполнение п. 21 Указа было издано постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» *(306) (далее — Постановление).

 Так, согласно п.

1 постановления, Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

 В силу п.

4 постановления Федеральная служба по труду и занятости осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

 Указанным постановлением за Федеральной службой по труду и занятости закреплены следующие полномочия:

 осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (подп. 5.1.1);

 регистрация в уведомительном порядке отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства (подп. 5.3.2);

 оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации государственных услуг по содействию в разрешении коллективных трудовых споров (подп. 5.4.12);

Органы, рассматривающие трудовые споры

Конфликтные ситуации на производстве распространены в рамках рабочего коллектива, в котором сотрудники ежедневно осуществляют профессиональную деятельность. Они возникают вследствие столкновения интересов работников, недопонимания, личностных особенностей каждого человека. Для разрешения такого рода спорных вопросов между работниками существуют специальные органы по рассмотрению трудовых споров. Они могут создаваться в учреждениях по месту работы граждан, решают как индивидуальные споры, так и коллективные.

В некоторых организациях практикуется урегулирование конфликтных ситуаций вышестоящим начальством данного учреждения, что предусматривается как способ досудебного разбирательства. Судебный порядок рассматривается гражданами в перспективе как орган, разрешающий трудовые споры в критической ситуации, когда ни один из ранее проведенных методов не имеет никакого действия.

Глава 60 (статьи 382 – 397) Трудового кодекса РФ рассказывает о трудовых спорах, решаемых в индивидуальном порядке, способах их обсуждения и решения. Глава 61 (статьи 398 – 418) ТК РФ регулирует механизм реализации основных моментов по разрешению конфликтов между группами работников, примирительных процедурах и прочих вопросах, возникающих при коллективных трудовых спорах.

Комиссии по индивидуальным трудовым спорам

Такой орган, как комиссия по трудовым спорам считается частью алгоритма по эффективному урегулированию сложных вопросов, возникающих между работниками организаций и их работодателем. Она образуется по инициативе работников и/или работодателя с целью эффективного решения трудовых споров.

Данная комиссия состоит из работников учреждения и работодателя (представителей администрации).

Если начальник фирмы получил от членов коллектива письменное заявление с просьбой создать такую комиссию, ему необходимо направить для решения интересующих вопросов направить своих представителей в течение 10 дней, что регламентировано в статье 384 ТК РФ.

При создании комиссии по трудовым спорам необходимо учитывать следующие нюансы:

  • обратиться для обсуждения конфликтных ситуаций можно в течение 3 месяцев с того момента, как было обнаружено, что права заявителя нарушены. Если этот срок пропущен, оформляется заявление с просьбой восстановить его, но по обоснованной уважительной причине (статья 386 ТК РФ);
  • рассмотрение трудового спора происходит в четко установленный срок – 10 календарных дней со дня подачи работником соответствующего заявления (статья 387 ТК РФ);
  • рассмотреть вопрос без сотрудника могут, только если он имеет уважительную причину для неявки. В случае отсутствия в первый раз рассмотрение откладывают, во второй раз спор снимается с повестки (статья 387 ТК РФ);
  • комиссия вправе запросить с участников необходимые для разбирательства документы, пригласить свидетелей, других работников, имеющих отношение к делу (статья 387 ТК РФ);
  • количество членов, участвующих в комиссии, в своем составе должно содержать половину представителей от работодателя, а вторую половину – работников;
Читайте также:  Перерывы при работе за компьютером трудовой кодекс

Статья 407 ТК РФ. Участие государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров

  • Ст 407 ТК РФ с ми и изменениями 2020-2019 года.
  • Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.
  • Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров:
  • производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в федеральных государственных органах, федеральных государственных учреждениях, федеральных государственных унитарных предприятиях, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
  • содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров;
  • ведет базу данных по учету трудовых арбитров;
  • организует подготовку трудовых арбитров.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров:

  • производят уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, за исключением коллективных трудовых споров, указанных в части второй настоящей статьи;
  • содействуют урегулированию указанных коллективных трудовых споров.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий:

  • проверяют в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;
  • выявляют, анализируют и обобщают причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению;
  • оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;
  • организуют в установленном порядке финансирование примирительных процедур.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров при организации работы по урегулированию коллективных трудовых споров взаимодействуют с представителями работников и работодателей.

Работники государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при предъявлении удостоверения установленного образца посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.

Каковы полномочия государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров?

Полномочия государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров перечислены в ст. 407 ТК. Надо обратить внимание на то, что эти органы не рассматривают коллективные трудовые споры, а оказывают сторонам спора содействие в организации и проведении примирительных процедур.

Система государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров состоит из федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органов исполнительной власти субъектов РФ, участвующих в урегулировании коллективных трудовых споров.

В соответствии с действующим законодательством государственные услуги в сфере урегулирования коллективных трудовых споров оказывает Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) (п. п.

1, 4 Постановления Правительства РФ «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости»).

Она осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы на основе Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ.

  • Для реализации возложенных задач Роструд имеет право:
  • — давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Роструда;
  • — запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Роструда;
  • — привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
  • — применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

Территориальными органами Роструда являются управления по субъекту РФ. Схема их размещения утверждена Приказом Минздравсоцразвития России.

Кодекс прямо указывает, на каких стадиях спора и путем проведения каких мероприятий Роструд участвует в разрешении коллективного трудового спора.

Уже при выдвижении требований представители работников могут обратиться в соответствующий орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

На этом этапе коллективного трудового спора еще нет, и указанный орган лишь проверяет получение требований другой стороной (ст. 399 ТК).

В случае необходимости работники Роструда или управления Роструда могут разъяснить представителям сторон порядок разрешения спора, их права и обязанности в соответствии с законодательством.

После начала коллективного трудового спора и работники, и работодатели могут обратиться в Роструд или его управление для уведомительной регистрации спора (ст. 401 ТК).

Сама по себе уведомительная регистрация не влечет правовых последствий для сторон и не изменяет ни срока, ни порядка рассмотрения спора.

Однако, пройдя эту процедуру, представители сторон получают возможность обращаться в соответствующий государственный орган за разъяснениями, получать консультации и т. п.

Государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров может рекомендовать посредника для участия в примирительных процедурах (ст. 403 ТК). В создании трудового арбитража он принимает непосредственное участие (ст. 404 ТК).

Дальнейшее разрешение коллективного трудового спора, связанное с организацией и проведением забастовки, также проходит под наблюдением указанного государственного органа.

Работодатель обязан предупредить органы Роструда о предстоящей забастовке (ст. 410 ТК). В случае приостановки забастовки соответствующий орган должен быть предупрежден о ее возобновлении не позднее чем за 3 рабочих дня (ст. 411 ТК).

Кодекс определяет функции Роструда и его территориальных управлений, которые включают в себя не только организацию примирительных процедур, но и подготовку к ним, их финансирование, выявление причин и условий возникновения коллективных трудовых споров.

В частности, Роструд и его территориальные органы осуществляют уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров. Правовое значение такой регистрации заключается в том, что она позволяет определить количество коллективных трудовых споров, причины их возникновения, прогнозировать объявление забастовок.

Эта информация, в свою очередь, делает возможным проведение аналитической работы и подготовку предложений по смягчению социальной напряженности в сфере труда.

В том случае, когда возникают сомнения в легитимности представительного органа работников или работодателей, государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров проверяют полномочия представителей.

Для этого они могут истребовать для ознакомления соответствующие документы: устав профсоюза, органа общественной самодеятельности или объединения работодателей, локальные нормативные акты, определяющие положение представителей сторон; приказы и распоряжения руководителя, протоколы собраний (конференций) и др. Государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров может проверить полномочия не только представительных органов, но и конкретных лиц, например, в том случае, когда руководитель организации своим приказом возложил полномочия по представительству интересов работодателя на своего заместителя или руководителя структурного подразделения.

Одной из важнейших функций Роструда является формирование списка трудовых арбитров и осуществление их подготовки. В соответствии с вышеуказанным Положением Роструд организует подготовку трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров (п. 5.4.13 Положения)

В целях содействия разрешению коллективных трудовых споров Роструд и его территориальные органы оказывают работникам и работодателям методическую помощь.

Прежде всего это проявляется в проведении консультаций и подготовке разъяснений о порядке и сроках рассмотрения спора, правах и обязанностях сторон и др.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров обобщают и распространяют отечественный и зарубежный опыт организации работы по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров.

За соответствующей помощью стороны имеют право обратиться на любом этапе коллективного трудового спора.

Функции государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров не исчерпываются участием в создании и деятельности примирительных органов. Они проводят работу по изучению и обобщению причин и условий возникновения коллективных трудовых споров.

На основании анализа имеющейся информации они подготавливают предложения по совершенствованию действующего законодательства о труде и изменению (корректировке) социально-экономической политики, в том числе разработке специальных программ по устранению причин возникновения коллективных трудовых споров.

Для осуществления этой функции указанные органы анализируют статистическую отчетность, данные уведомительной регистрации и другие сведения, подготавливает оперативную информацию о коллективных трудовых спорах, вносит предложения о проведении научно-исследовательских работ.

Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова

Из книги: 500 актуальных вопросов по трудовому кодексу

Источник: СПС Консультант

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *