Исключительное право на театральную постановку. Защита авторских прав

Создание театрального представления – процесс сложный, длительный и коллективный.

Без сомнения, при создании спектакля каждый участник процесса вносит в него свой собственный авторский вклад. А, как известно, если есть авторский вклад, то есть и результат интеллектуальной деятельности, и права на такой результат подлежат охране.

Театрально-зрелищные представления в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) отнесены к категории сложных объектов.

Сложным объектом, согласно ст.1240 ГК РФ, называют объект, включающий в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

  • Наряду с театральными постановками к таким объектам также относятся фильмы, мультимедийные продукты и базы данных.
  • При этом законодательство предусматривает, что лицо, организовавшее создание сложного объекта, приобретает право использования других охраняемых результатов в составе своего сложного объекта на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.
  • Согласитесь, достаточно сложная и «увесистая» формулировка, но мы все же постараемся разобраться.

Как уже было сказано, в спектакле используется множество различных охраняемых объектов. Это и музыка, и декорации, и дизайны костюмов, а также другие объекты. Указанная выше норма говорит нам о том, что на все такие объекты у лица, организовавшего создание сложного объекта, должны быть заключены договоры с правообладателями.

Но кого же считать лицом, организовавшим создание сложного объекта? В законодательстве этот вопрос не урегулирован, поэтому пробел пришлось восполнять Верховному суду РФ и Высшему арбитражному суду РФ. В своем совместном Постановлении №5 и №29 от 26 марта 2009 года высшие судебные инстанции указали, что

«под лицом, организовавшим создание сложного объекта, понимается лицо, ответственное за организацию процесса создания такого объекта, в частности лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание соответствующего объекта (продюсер и т.п.)».

При этом стоит обратить внимание, что не обязательно это должно быть физическое лицо. Лицом, организовавшим создание сложного объекта, может выступать и продюсерский центр, и театр, и простая коммерческая организация, а также любое физическое лицо – режиссер, продюсер, художественный руководитель, инвестор и т.д.

Стоит отметить, что в законодательстве такой объект как постановка охраняется посредством механизма смежных прав.

Этот механизм несколько отличается от охраны исключительного права на объекты авторских прав. Связано это с особенностями самих объектов смежных прав, которые перечислены в ст.

1304 ГК РФ, и с тем, что деятельность театрального режиссера не может быть закреплена в какой-либо материальной форме, позволяющей идентичное воспроизведение постановки; поэтому законодатель и закрепил за режиссером лишь права, смежные с авторскими.

Так права режиссеров-постановщиков охраняются по аналогии с правами на исполнения, и сам режиссер приравнивается в ст.1313 ГК РФ к исполнителю.

Однако, на мой взгляд, режиссеры-постановщики могут приравниваться к исполнителям весьма условно.

Такие исполнители как артисты и музыканты и называются исполнителями, потому что лично участвуют в представлении, в то время как функция режиссера-постановщика именно в создании спектакля.

При этом в документации часто возникает путаница, если один человек выступает и лицом, организовавшим создание сложного объекта, и режиссером.

Итак, режиссер приравнивается к исполнителю и обладает исключительным правом на объект смежных прав – театральную постановку, которая в свою очередь приравнивается к исполнению.

При этом в законодательстве установлено, что при создании постановки должны соблюдаться права лиц, чьи охраняемые объекты (исполнения актеров, музыка, объекты дизайна и т.п.) вошли в состав постановки.

На этом моменте я предлагаю подробно остановиться и рассмотреть, какие договоры следует заключать, чтобы с юридической точки зрения постановка была полностью соответствующей требованиям действующего законодательства.

Для начала следует определить, кто именно будет правообладателем. Зачастую бывает так, что лицо, организовавшее создание сложного объекта, и режиссер – это разные субъекты. Как уже отмечалось, в качестве первого может выступать и организация и физическое лицо.

В этой связи видится разумным заключение договора об отчуждении исключительного права на объект смежных прав (театральную постановку) продюсеру.

Также возможен и вариант заключения лицензионного договора или договора авторского заказа – это зависит от договоренности сторон.

Заключение такого договора позволит сторонам в будущем избежать конфликтов, связанных с использованием постановки. Нередки случаи перехода режиссеров и целых трупп в другие театры. Имея на руках такой договор с четко определенными правами и обязанностями продюсера и режиссера, многих споров и разногласий удастся избежать.

Следующим важным моментом при оформлении спектакля с юридической точки зрения является заключение договоров со всеми лицами, чьи объекты авторских и смежных прав используются в постановке. В первую очередь это, конечно, артисты.

Необходимо подготовить и заключить договоры об отчуждении исключительного права на исполнения (объекты смежных прав), либо лицензионные договоры о предоставлении лицу, организовавшему создание сложного объекта, права их использования.

Такие договоры подчиняются общим правилах о договорах об отчуждении исключительного права и о лицензионных договорах.

Аналогичные договоры следует заключить и с авторами музыки, и с декораторами, со сценаристом, с художниками, костюмерами и другими лицами, создающими или предоставляющими для спектакля свои результаты интеллектуальной деятельности.

Стоит отметить, что для продюсера (или любого другого субъекта, выступающего в роли лица, организовавшего создание сложного объекта) удобнее и выгоднее заключение договоров об отчуждении исключительного права на все перечисленные объекты.

Обычно такие договоры предусматривают выплату разового авторского вознаграждения и возможность в дальнейшем распоряжаться объектами по своему усмотрению.

При этом в дальнейшем с актерами, например, заключаются именно договоры, предполагающие оплату их труда, но не подразумевающие выплату каких-либо авторских отчислений.

Ну и наконец, не стоит забывать и про личные неимущественные права авторов. Но стоит обратить внимание, что если авторы аудиовизуальных произведений (которые тоже являются сложными объектами) прямо обозначены в ст.1263 ГК РФ, то авторы театрально-зрелищного представления законодателем оставлены без внимания.

Но это не говорит об отсутствии у них личных неимущественных авторских прав. Например, права авторства.

На мой взгляд, в отсутствие должного законодательного урегулирования, при решении вопроса о том, чьи же имена указывать на афишах следует исходить из принципа, «чем больше тем лучше» и постараться отразить имена всех лиц, с кем заключены договоры при создании постановки.

Как видно, правильное юридическое оформление и документальное отражение создания театрально-зрелищного мероприятия процесс достаточно сложный.

Авторские права пересекаются со смежными правами, правовой статус режиссера-постановщика может смешиваться со статусом продюсера и т.д.

Чтобы совершенно не запутаться во всех этих тонкостях, рекомендуется уже на стадии подготовки к проекту привлекать к работе юриста.

#смежныеправа #авторскиеправа #авторскоеправо #театр #сложноепроизведение

Журнал Театр. • Авторское право: как защитить свои и не нарушить чужие права при постановке спектакля

Авторское право (далее по тексту — АП) распространяется на произведения в сфере литературы, науки и искусства.

Процесс постановки спектакля начинается с выбора материала, будь то пьеса, литературный текст, либретто и т. п. С момента выбора вы начинаете использовать чужие результаты интеллектуального труда, а значит, необходимо разобраться, имеете ли вы на это право.

По общему правилу АП действуют всю жизнь автора плюс 70 лет. Итак, сначала находите годы жизни автора, выясняете, подпадают ли его права под исключения. В большинстве случаев Интернет позволяет оперативно найти такие ответы.

Если произведение охраняется, надо получать разрешение у правообладателей. Исключение — фоновая музыка к драматическому спектаклю. В этом случае надо посмотреть на сайте Российского авторского общества (РАО), не исключил ли правообладатель свое произведение из репертуара РАО.

Если не исключил, надо обратиться в РАО с заявлением-запросом. Достаточно сделать это за две недели до премьеры.

РАО выдает такие разрешения на основании государственной аккредитации на управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения.

То есть РАО дает разрешения и собирает вознаграждение даже за ту охраняемую музыку, авторы которой не имеют договора с РАО. Иностранцы тоже попадают под это правило. Ставка составляет 1 % с валового сбора за каждый акт, в котором используется музыка. Эти права носят название «малых прав».

Чтобы получить разрешение на пьесу, оперу, балет, мюзикл или на то, чтобы сделать инсценировку и поставить роман, повесть или рассказ, необходимо связаться с правообладателем (это так называемые «большие права»).

Список правообладателей и информация о том, кто подписал договор и уполномочил РАО на такое управление правами, также размещены на сайте РАО. Сейчас в РАО организационные преобразования, и «большими правами» по поручению РАО будет заниматься ООО «Театральный агент».

Как на практике будет осуществляться эта работа, время покажет. Для театров самое главное — получить разрешение от правообладателя. Это может быть оформлено в виде договора с самим правообладателем либо с его представителем.

В последнем случае необходимо удостовериться, что представитель обладает достаточными полномочиями, то есть запросить договор с правообладателем и в собственный договор внести соответствующие указания и положения о гарантии и ответственности представителя.

Ставки по «большим правам» устанавливаются индивидуально. В качестве ориентировки можно использовать размер поспектакльных, указанный в приложении № 1 к постановлению № 218 от 21.03.

1994 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства».

Читайте также:  Права ООО Кредитэкспресс: мне сегодня звонили с ООО Кредитэкспресс и потребовали им перезвонить

Так, за многоактную пьесу в прозе драматургу установлен минимум в 8 %, переводчику 4 %, инсценировщику 3 %, композитору многоактной оперы причитается 8 % от валового сбора за билеты. На практике встречаются как более высокие, так и более низкие ставки.

Поспектакльные могут быть установлены не в процентах, а в виде фиксированной суммы. В отношении «больших прав» вознаграждение правообладателя может состоять из двух частей — из фиксированного гонорара, выплачиваемого сначала, и последующих выплат за использование, то есть поспектакльных.

Можно договориться и на какую-то одну форму оплаты. Главное, чтобы все договоренности были четко, недвусмысленно закреплены в договоре. Если поспектакльные выплаты планируется осуществлять не напрямую правообладателю, а через какую-то организацию коллективного управления или иного представителя правообладателя, это должно быть прямо указано в договоре.

Не забудьте учесть, что при перечислении вознаграждения физическому лицу и организации установлено разное налогообложение.

Получение разрешения на «большие права» обычно требует времени. РАО устанавливало срок подачи запроса в два-четыре месяца по отечественным авторам и полгода по зарубежным. На практике это бывает и дольше.

Зарубежные правообладатели отвечают не очень оперативно. Соотечественники тоже не всегда быстро выходят на связь.

Если вы пытаетесь найти правообладателя с помощью РАО, необходимо регулярно напоминать о себе, запрашивая свежую информацию.

Если в качестве материала для спектакля используется чья-то жизненная история, личное изображение, имя известного человека, товарный знак, учтите, что зачастую это тоже охраняемые объекты, хотя они и не относятся к авторским правам.

Строго говоря, на использование охраняемых объектов также необходимо получить разрешение. На практике редко какие театры это делают.

Как правило, вопрос становится актуальным, если спектакль имеет большой коммерческий прокат, его показывают по телевидению или правообладатель считает, что такое использование затрагивает его репутацию или другие моральные права.

Законодательно существует ряд случаев, когда разрешение получать не требуется. Во-первых, это касается произведений, перешедших в общественное достояние, то есть тех, на которые истек срок охраны авторских прав. Во-вторых, в части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации прописаны случаи свободного использования произведений (в особенности в ст.

1274) и даны возможности правообладателям упростить выдачу разрешений (путем публичного заявления правообладателя — п.5 ст.1233 — и в форме открытой лицензии — ст.1286.1).

Для театров наиболее применимой можно назвать норму о цитировании — без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования допускается цитирование в оригинале и в переводе в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования. Эта норма была введена в 2014 году и судебной практики по ней пока нет, то есть какой объем суд сочтет оправданным и что именно может быть отнесено к раскрытию творческого замысла, пока не ясно.

Не требуется согласия правообладателя при создании карикатур и пародий. Дополнительные возможности по свободному использованию предоставлены учебным заведениям.

Кроме использования ранее созданных произведений, в процессе постановки спектакля создаются и используются новые — например, сценография, костюмы, хореография.

Специфика этих отношений состоит в том, что, как правило, мы имеем дело непосредственно с авторами, наша первая задача состоит в том, чтобы они создали то, что нам нужно, а вторая — обеспечить использование созданного.

Наиболее естественной формой закрепления таких отношений является договор авторского заказа, в который необходимо внести также последующую передачу соответствующих прав.

В марте этого года были расширены права театральных режиссеров. К сожалению, за ними официально еще не закрепили статус авторов спектаклей, режиссеры-постановщики по прежнему сохранили статус обладателей смежных прав.

Однако им дали имущественное право на публичное исполнение и неимущественное право на защиту целостности постановки. На практике это означает, что с режиссером-постановщиком до выпуска спектакля необходимо урегулировать все отношения и закрепить достигнутые договоренности в договоре.

По форме это близко к регулированию отношений с хореографами. Никаких ориентировочных ставок для режиссеров не установлено.

Какие интересы возникают у театрального продюсера, которые можно и нужно защитить с помощью авторских или иных интеллектуальных прав?

Нередко продюсер является инициатором всего процесса, он придумывает проект на уровне идеи «а не сделать ли нам вот так?!» Вынуждена разочаровать, но идеи авторским правом не охраняются — только форма выражения. Идея войдет как составляющая, но в первую очередь важен конкретный текст — словесный, музыкальный, визуальный.

Поэтому, если для продюсера принципиально, чтобы только он имел возможность прокатывать этот проект, необходимо аккумулировать у себя исключительные права на прокат спектакля от авторов и всех других правообладателей, то есть заключить со всеми правообладателями договоры на передачу или предоставление исключительных прав.

Презумпция передачи прав продюсеру — совершенно необходимая и устоявшаяся практика в кино, иначе не удастся вернуть вложенные средства. В театральной сфере аккумулирование прав у продюсера встречается в отношении мюзиклов или иных коммерческих проектов.

Спектакли по одной и той же пьесе в постановке разных режиссеров — нормальная практика в некоммерческом драматическом театре.

Получая исключительные права от режиссера-постановщика и художника-постановщика, театр может обезопасить себя от спектаклей-дублей. Это бывает важно для гастролей и участия в фестивалях.

Стопроцентной гарантии это не дает, так как, приспосабливая каждый раз постановку под новую сцену и новую труппу, создатели спектакля формально могут настаивать на том, что это разные постановки.

Более надежно сочетать это с эксклюзивом от драматурга.

Аккумулирование исключительных прав имеет смысл в ситуации, когда планируется мерчандайзинг, то есть выпуск товаров с символикой и образами спектакля.

Если продюсер потратил силы на выбор новой зарубежной пьесы, которая становится популярной у российского зрителя, приложил усилия, чтобы получить на нее права и осуществить перевод, логично предположить, что такому продюсеру захочется получать дивиденды. В этой ситуации он может получить от автора эксклюзив на Россию. Тогда продюсер начинает решать судьбу пьесы в нашей стране и к тому же получает вознаграждение от ее постановки.

Особый инструмент защиты прав продюсера — товарный знак. Защита с помощью товарного знака может эффективно работать, если театр планирует франшизу, то есть продажу прав на какую-то постановку комплектом под одним названием. Такие отношения все чаще встречаются в театре.

К сожалению или к счастью, авторское право не таблица умножения, в которой результаты всех операций точно известны. Оно равно связано с творчеством и экономикой. Оно балансирует между частным интересом и общественным.

По размеру ли обществу эта кольчужка, выкованная три столетия назад, отдельный вопрос, выходящий за рамки этой публикации, а вот инструкция взаимодействия с правообладателями в театральной сфере в ближайшее время точно не потеряет актуальности.

Особенности отчуждения исключительного права на произведение

При создании произведения у авторов возникает множество вопросов в отношении дальнейшей судьбы своего «детища». И первым вопросом, вызывающим озабоченность,  при создании любого рода произведения является вопрос автора о защите своего авторства.

Необходимо отметить,  что авторское право на произведение возникает в силу создания произведения. Т.е. в момент написания произведения авторские права возникают сами собой,  и специальной дополнительной регистрации не требуется.

Тем не менее, зачастую авторы вне зависимости от вида созданного ими произведения: будь то песня, сценарий, графика или рассказ, стремятся зафиксировать свои права. Это может быть обусловлено разными причинами: от опасения недобросовестности издателей и продюсеров, до неоднозначности возникновения самого права, когда речь идет о соавторстве.

Также, если авторские права будут нарушены, например, кто-либо напишет книгу, являющуюся плагиатом другой книги или вовсе ложно объявит себя автором, то права нужно будет защищать в суде. Заявителю нужно будет доказать, что он — автор. И в данной ситуации, автору нужно документально зафиксировать тот факт, что он является таковым.

На практике часто применяется депонирование произведений. Момент регистрации произведения фиксируется депозитарием, и эта регистрация позволяет доказать, что на момент регистрации произведения оно уже существовало.

Депонирование можно осуществить в авторском обществе, с помощью нотариуса и т.д.

Также, необходимо понимать, что права на созданное произведение бывают 2-х видов:

— личные неимущественные права (право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения и другие);

— исключительные права (коммерческие). Они дают авторам и правообладателям возможность коммерчески распоряжаться произведением: продавать, заключать лицензионные договоры, продавать экземпляры произведения. Исключительное право даёт возможность распоряжаться своим произведением любым не запрещённым способом.

Читайте также:  Могу ли я требовать через суд выплаченную сумму с виновника дтп?

Личные неимущественные права передать невозможно. Право авторства, право автора на имя и другие права, относящиеся к личности автора, нельзя передать другому человеку: продать, подарить, передать по наследству. Гражданское законодательство это запрещает.

А вот с исключительными (коммерческими) правами всё обстоит иначе. Их можно продавать, т.е.заключать договор об отчуждении исключительного права на произведение.

По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права (ст. 1285 ГК РФ).

Помимо прочего, аналогичное определение дается в ст.

1307 ГК РФ применительно к объектам смежных прав, где в качестве отчуждателя права выступает исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель.

Договор об отчуждении исключительного права на произведение или объект смежных прав означает переход имущественных прав в полном объеме, помимо иных прав, не входящих в состав исключительного права (право следования, право доступа).

Несмотря на договор об отчуждении исключительного права на произведение, за автором сохраняется право на отзыв произведения, кроме случаев, предусмотренных п. 2 ст. 1269 ГК РФ (к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект).

Существенными условиями договора об отчуждении исключительного права на произведение (объекты смежных прав) являются:

Предмет договора, т.е. характеристики объекта, вне зависимости от вида созданного  произведения. Не имеет значения, права на какой вид объекта передаются — произведения литературы, науки или искусства, объекта смежных прав, в договоре они должны быть детализированы.

Договор может содержать изложенные характеристики в виде приложения к договору, где в зависимости от вида произведения указываются жанр, язык, объем, основные персонажи, графика, фотографии и т.д.

 К характеристикам объекта может быть отнесено и указание на срок действия исключительного права, момент его возникновения, например год осуществления исполнения, его записи или доведения до всеобщего сведения (п. 1 ст. 1318 ГК РФ), год завершения создания базы данных или ее обнародования как объекта смежных прав (п. 1 ст.

1335 ГК РФ), год обнародования произведения, ставшего общественным достоянием (п. 1 ст. 1340 ГК РФ) и т.п. Сведения о сроке действия исключительного права, если его можно установить, являются необходимыми для договора об отчуждении исключительного права, как характеризующие отчуждаемое право, а следовательно, приобретающие характер существенных условий.

Одним из существенных условий является условие о размере вознаграждения или порядок его определения. Пункт 3 ст. 424 ГК РФ не подлежит применению к возмездным договорам, не предусматривающим условие о размере вознаграждения.

В том случае, если договор безвозмездный, на это должно быть прямо указано в договоре. Гражданский кодекс РФ запрещает безвозмездные договоры между коммерческими организациями. Тем не менее, неоднократно высказывались мнения о возможности применения п. 3 ст.

424 ГК РФ в тех случаях, когда отчуждение исключительного права производится не первоначальным, а производным правообладателем.

Когда объектом договора отчуждения является исключительное право на произведение или объект смежных прав не должно быть условий, ограничивающих право автора, исполнителя на создание аналогичных объектов, по такой же тематике, жанру.

Основными обязанностями по договору об отчуждении исключительного права на произведение (объект смежных прав) в отношении правообладателя являются обязанность по передаче права на определенном материальном носителе.

Зачастую это сопровождается подписанием акта приема-передачи.

Также, в некоторых случаях, при отчуждении например программы для ЭВМ, которая была до этого зарегистрирована, государственная регистрация отчуждения также предполагается.

По общему правилу,  момент перехода права определяется моментом заключения договора или моментом государственной регистрации.

Одним из частых условий договора отчуждения объекта авторского права является условие о воздержание правообладателя от совершения действий, которые препятствуют осуществлению переданного исключительного права.

При этом основной обязанностью приобретателя исключительного права является выплата вознаграждения, последствия нарушения которой,  предусмотрены в п. 5 ст. 1234 ГК РФ, но не исчерпывающим образом.

Например, предъявляя требование о переводе права на себя, прежний правообладатель может, но не обязан одновременно предъявлять требование о расторжении договора, по которому он отчуждал право.

Отсутствие требования со стороны истца расторгнуть договор, по которому он передавал исключительное право и который не был исполнен полностью ответчиком, не является основанием для отказа в иске о защите нарушенного права.

Таким образом, планируя передать и принять исключительное (имущественное) право на произведение, стороны должны позаботиться о том, чтобы в заключаемом договоре,  характеристики произведения были четко определены, и была возможность однозначной детализации произведения, а также,  соблюдены иные вышеизложенные условия, во избежание дальнейшей оспоримости подписанного документа.

Источник: https://zuykov.com/ru/about/articles/2020/03/26/osobennosti-otchuzhdeniya-isklyuchitelnogo-prava-n/

Статья 1259 ГК РФ. Объекты авторских прав

  • 1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;
  • другие произведения.
  • К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
  • 2. К объектам авторских прав относятся:
  • 1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
  • 2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

  1. 6. Не являются объектами авторских прав:
  2. 1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  3. 2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
  4. 3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  5. 4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

1. Статья 1259 регулирует различные аспекты объектов авторского права: способы их выражения, форму, основания возникновения прав на них, а также указывает, какие результаты интеллектуального труда признаются, а какие не могут признаваться объектами авторского права. То есть статья устанавливает круг объектов авторского права.

В пункте 1 рассматриваемой статьи объекты авторского права подразделяются в зависимости от способа их выражения, причем указанное подразделение является традиционным как с точки зрения видов указанных произведений, так и с точки зрения порядка их перечисления.

Так, первыми указаны литературные произведения, имея в виду все возможные жанры таких произведений в прозе и в стихах (рассказы, повести, романы, поэмы, эпиграммы и т.д.).

Следом идут драматические и музыкально-драматические произведения. Эти произведения, с одной стороны, близки к литературным произведениям (особенно драматические), но, с другой стороны, предназначены для театральной постановки. Поэтому их в литературе называют — вместе с хореографическими произведениями и пантомимами — театральными произведениями .

———————————

См. например: Д. Липцик. Авторское право и смежные права. М.: Издательство ЮНЕСКО, 2002. С. 66.

В то же время, учитывая различный способ выражения драматических произведений и произведений хореографии и пантомимы, они разделены.

После музыкально-драматических и хореографических произведений следуют произведения музыкальные с текстом или без текста. Они воспринимаются непосредственно в результате «живого» исполнения или путем прослушивания аудиозаписи или просмотра аудиовизуального произведения (концерта, музыкального фильма и т.д.). Поэтому следом идут аудиовизуальные произведения.

Даже анализ уже перечисленного показывает, что жесткой границы, разделяющей произведения в зависимости от способа их выражения, не существует. Музыкальные произведения могут присутствовать в музыкально-драматических произведениях. Хореографическое произведение, записанное на пленку, становится аудиовизуальным.

Читайте также:  Могу ли я отозвать заявление на очередной отпуск

Далее следуют произведения изобразительного искусства, архитектуры и другие произведения художественно-пространственных решений. Сюда относятся произведения дизайна, декоративно-прикладного, сценографического и садово-паркового искусства.

Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, представляют собой особую группу в том смысле, что не все оригинальные фотографии признаются произведениями. В то же время отграничить фотоснимок от фотографического произведения не всегда просто.

Ведь даже снимок, сделанный с обычного фотоаппарата с использованием автоматических настроек, может представлять художественную ценность. А когда фотограф использует собственные настройки, меняя резкость, глубину, освещенность и другие параметры снимка, ситуация еще более усложняется.

Поэтому в некоторых странах (Австрия, Италия) простые фотографии считаются объектом смежных прав .

———————————

Указ. соч. С. 75.

Наконец, последними указаны научные произведения, выраженные не в литературной форме, а в форме карт, планов, эскизов и пластических произведений. К их числу относятся географические карты, планы топографии и т.д.

Перечень произведений, изложенный в п. 1, не носит исчерпывающего характера. Возможны и другие произведения, что прямо отмечено в рассматриваемом пункте.

В пункте 1 указаны и программы для ЭВМ, поскольку они являются объектами со своей специфической формой выражения. В то же время их нельзя отнести к произведениям. По сути, все объекты авторского права в связи с этим можно условно разделить на произведения и программы для ЭВМ. Такое разделение имеет свои практические последствия.

Для возникновения, осуществления и защиты прав на произведение не требуется его регистрации или соблюдения иных формальностей. По поводу программы для ЭВМ положение другое: она может быть зарегистрирована.

Более того, если она была зарегистрирована, договоры в отношении такой программы, а также переход исключительного права без договора тоже подлежат регистрации (п. 5 ст. 1262 ГК).

В то же время отнесение последних к числу объектов авторского права потребовало более точного определения их правового режима. Этому служит положение п. 1 о том, что программы для ЭВМ охраняются как литературные произведения.

2. В пункте 2 ст. 1259 дается перечень произведений, которые не являются оригинальными. Результат творческой деятельности редко бывает абсолютно оригинальным с точки зрения его содержания.

Использование сюжетов из жизни, рассказов знакомых, исторических событий является важнейшим условием творческой деятельности автора. Источником творчества автора может стать и другое произведение. В этом случае произведение может быть как оригинальным, так и производным.

В первом случае автор использует чаще всего содержание одного произведения для создания другого, иногда с помощью того же способа выражения. Например, использование А.С. Пушкиным содержания отдельных глав «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина для создания «Бориса Годунова».

Но автор может не просто заимствовать сюжет, героев из другого произведения, а осуществить его переработку путем перевода на русский язык или инсценировки. В этом случае речь идет о производных произведениях.

Творческий характер может носить даже подбор или расположение произведений или других материалов, не охраняемых авторским правом (например, сборники, справочники, антологии).

При этом производные и составные произведения могут быть отнесены к различным видам объектов авторского права с точки зрения их формы и способов выражения (литературные, музыкальные). Именно поэтому они выделяются в п. 2 комментируемой статьи.

3. В пункте 3 указываются те формы, в которых могут существовать произведения.

Форма произведения имеет два аспекта. Во-первых, как основа правовой охраны произведения, т.е. те характеристики произведения, которые отражают творчество автора: язык, способ изложения, форма подачи информации и т.д.

Во-вторых, форма представляет собой способ объективизации произведения, то, благодаря чему произведение становится доступным другим лицам. То есть, по сути, речь идет о способах фиксации и (или) «доведения». Причем эти способы позволяют фиксировать и «доводить» не только произведения, но и любую необходимую информацию.

Пункт 3 говорит как раз о таких формах. Гражданский кодекс не содержит требования о воспроизводимости применительно к форме произведения. Однако следует отметить, что любая форма, в которой может быть выражено произведение и которая делает его доступным публике, предполагает возможность воспроизведения.

В противном случае оно не является формой произведения.

Кодекс содержит традиционные формы, в которых может быть выражено произведение:

письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);

устная (публичное произнесение, публичное исполнение и пр.);

звуко- и видеозапись (например, механическая, магнитная, цифровая, оптическая);

изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);

объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.);

а равно другие формы.

При этом необходимо обратить внимание на следующие моменты.

Одно и то же произведение может вначале находиться в одной форме, а затем в другой. Например, поэт придумал стихотворение, которое сразу публично произнес, а затем записал. То есть сначала мы имели дело с устной формой, а потом форма стала письменной.

Одно и то же произведение может быть воплощено в разных формах. Музыкальное произведение может существовать в виде нотной записи и в виде звукозаписи.

Для устной формы характерно то, что она всегда сопряжена с обнародованием произведения. Если поэт прочел придуманное им стихотворение в пустом зале, то говорить о наличии устной формы произведения просто бессмысленно; произведение нельзя признать объективизированным. Если же осуществляет запись, то произведение также будет существовать не в устной форме, а в форме звуко- или видеозаписи.

Закрепление произведения в какой-либо форме (за исключением устной) связано с появлением его материального носителя (бумага, блокнот, кассета, картина, диск, скульптура, макет и т.д.).

Перечень форм в соответствии с п. 3 — не закрытый, допускаются иные формы. К их числу следует отнести запись литературного произведения в память ЭВМ, поскольку это нельзя отнести ни к письменной форме, ни к изображению, ни к звуко- или видеозаписи.

4. Многоплановость аспектов творческой деятельности создает условия для использования не только произведения в целом, но и отдельных его частей или даже отдельных образов (персонажей), созданных автором, как самостоятельных результатов интеллектуальной деятельности.

Возможность признаваться самостоятельным результатом творческого труда влечет возможность отдельного использования частей произведения, его названия и персонажей, а значит, необходимость признания их в качестве объектов авторского права наряду с произведением в целом.

Это предусмотрено в п. 7 рассматриваемой статьи. В соответствии с этим пунктом объектом охраны могут выступать часть произведения, его название или персонаж. При этом с точки зрения коммерческого использования интересны как раз такие части, названия, персонажи, которые являются результатом творческой деятельности.

Наибольший интерес представляет персонаж — образ, созданный автором. В основе этого образа может быть реальный человек или даже историческая личность. Но с точки зрения правовой охраны важно установить те черты, свойства, манеры персонажа, которые явились результатом творческой деятельности автора. Именно из них складывается персонаж как объект авторского права.

5. Наконец, в п. п. 5 и 6 комментируемой статьи устанавливаются явления объективной действительности, которые не могут быть объектом авторского права. Они разбиты на две группы. К первой (п.

5) относятся такие результаты творческой деятельности, которые не охраняются авторским правом, но им может быть предоставлена охрана (но не всем!) с помощью других институтов интеллектуальных прав.

Например, способы и решения технических задач могут быть признаны в соответствии с п. 1 ст. 1350 ГК изобретением. Методы и решения организационных задач, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность, могут быть признаны секретом производства.

Научные открытия представляют собой неохраняемый результат интеллектуальной деятельности, поскольку они не включены в перечень объектов интеллектуальных прав, указанный в п. 1 ст. 1225 ГК.

Сведения, документы, символы и знаки, указанные в п. 6, могут быть результатом творческого труда их авторов и с точки зрения своей сущности не отличаться от других объектов авторского права — произведений литературы, науки, искусства.

Однако публичные интересы применительно к данным объектам абсолютно несовместимы с возможностью предоставления им какой бы то ни было частноправовой охраны.

Использование официальных документов, флагов, гербов, орденов, денежных знаков не может быть обусловлено соблюдением авторских прав на них, что предопределяет отсутствие их в числе объектов этих прав.

Произведения фольклора (народные песни, частушки, пословицы, поговорки) не имеют конкретных авторов и в силу этого не могут быть объектами авторских прав.

Сообщения, указанные в подп. 4 п. 6, нельзя отнести к произведениям.

Они сводятся исключительно к доведению конкретного факта, например, о том, что поезд N 121 отправляется с четвертого пути, а программа о животных выйдет в эфир в 15 ч. 30 мин.

С этой точки зрения они не могут рассматриваться как результат творчества со всеми вытекающим последствиями. В то же время оформление таких сообщений, анонсы, комментарии и пр. могут стать объектами авторских прав.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *