Трудовой кодекс как источник трудового права

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА 4
2 ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ, КАК ИСТОЧНИК ТРУДОВОГО ПРАВА 5
Заключение 7
Список используемой литературы 8

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность 
данной работы обусловлено тем, что 
трудовое законодательство в последние годы претерпело значительные изменения.

Приняты федеральные законы, полностью обновившие отдельные правовые институты трудового законодательства, например Законы «О коллективных договорах и соглашениях», федеральные законы, определяющие правовой статус новых для России организационно-правовых форм юридических лиц акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые заключают с работниками трудовые договоры федеральные законы, решающие частные, но весьма важные вопросы о возмещении морального вреда, о лицах имеющих право на льготы при обучении без отрыва от работы, и т. д. Существуют и другие новые положения, применение на практике которых играет важную роль для защиты, как работников, так и работодателей.

 Таким 
образом, значительное обновление 
трудового законодательства повлекло за собой изменение источников трудового права.

 Тема 
источников трудового права на 
сегодняшний день весьма актуальна. 
Происходит изменение всей законодательно-нормативной 
базы страны, принимаются новые 
законы, а, следовательно, изменяются 
и источники.

Целью данной работы является рассмотрение Трудового 
кодекса Российской Федерации, как 
источник трудового права.

1 ПОНЯТИЕ 
ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА

Источником 
трудового права называется Закон 
и иной нормативно-правовой акт, содержащий нормы этой отрасли. Источник представляет собой форму выражения норм трудового 
права, и эта форма может быть различной в зависимости от того, какой орган издает нормативный 
акт.

Источник трудового права надо отличать от актов правоприменения 
трудового законодательства, которые 
могут издавать как органы власти и управления (например, Указы Президента о персональных награждениях), так 
и работодатели (приказы о дисциплинарной ответственности, приеме на работу, переводах 
и т.д.

), а также суд, своим решением восстанавливающий работника на прежнем месте работы.

Источник 
трудового права является результатом    деятельности уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления и социальных партнеров. 

В то же время он служит основой  деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей.

Система источников трудового права включает все источники трудового права: законы, подзаконные акты, вплоть до нормативных частей коллективных договоров, соглашений, классифицированных не только по предмету, но и по подчиненности, субординации актов. Все источники 
в их системе находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости.

Весь 
комплекс источников трудового права 
называется трудовым законодательством, или законодательством о труде, которое непрерывно изменяется, совершенствуется в соответствии с изменениями, происходящими 
в сфере труда и во всем обществе.

2 ТРУДОВОЙ 
КОДЕКС РФ КАК ИСТОЧНИК ТРУДОВОГО ПРАВА

Важнейшим источником трудового права является Трудовой кодекс РФ. Кодекс вступил в силу с 1 февраля 2002 г., и с этой даты КЗоТ 1971 г. со всеми его изменениями и дополнениями перестал действовать. Новый Трудовой кодекс РФ — четвертый по счету.

Новый Кодекс  сохранил на 70% содержание норм КЗоТ. Но он значительно восполнил пробелы КЗоТ и создал ряд новых норм, лучше отвечающих нынешним реалиям в сфере труда.

Кодекс повысил значение социально-партнерских отношений в сфере труда, особенно на уровне организации, как индивидуальных, так и коллективных, расширил круг вопросов, регулируемых договорным порядком, развил механизмы обеспечения выполнения договоров о труде.

В Кодексе усовершенствованы регулятивная и защитная функции трудового права.

Он, с одной стороны, увеличил гарантии трудовых прав работников, например о размере МРОТ не ниже прожиточного минимума, о правовых последствиях задержки выплаты начисленной работнику оплаты, о более коротком (шестимесячном) сроке для первого отпуска в данной организации и др. С другой стороны, как указывалось, в Кодексе есть и недостатки, которые, думается, сократятся в процессе его практического применения.

  • И самым 
    большим недостатком Трудового Кодекса, является отсутствие в нем наиважнейших ныне вопросов: о праве на труд, его понятии, четких его гарантиях, о содействии занятости и трудоустройству, о полномочиях трудовых коллективов, которые во всем мире постепенно признаются, а у нас признанная миром производственная демократия значительно Кодексом урезана.
  • В Трудовом кодексе всего 424 статьи, сгруппированные 
    в 14 разделов, шесть частей и 62 главы.
  • В Кодексе, как указывалось, 14 разделов со следующими их названиями:

 Раздел I. «Общие положения».

 Раздел II. «Социальное партнерство в сфере 
труда».

 Раздел III. «Трудовой договор».

 Раздел IV. «Рабочее время».

 Раздел V. «Время отдыха».

 Раздел VI. «Оплата и нормирование труда».

 Раздел VII. «Гарантии и компенсации».

 Раздел VIII. «Трудовой распорядок. Дисциплина 
труда».

 Раздел IX. «Подготовка и переподготовка 
кадров».

 Раздел X. «Охрана труда».

 Раздел XI. «Материальная ответственность 
сторон трудового договора».

 Раздел XII. «Особенности регулирования труда 
отдельных категорий работников».

 Раздел XIII. «Защита прав работников. Разрешение 
трудовых споров.

 Ответственность 
за нарушение законодательства 
о труде».

 Раздел XIV. «Заключительные положения», который 
не имеет глав.

 Как 
видим, разделы ТК отражают, как 
правило, самостоятельные институты 
трудового права (в КЗоТ это 
было по главам).

Все другие акты трудового законодательства, как 
федеральные, так и субъектов 
Федерации, органов местного самоуправления и локальные, принятые в организации, должны соответствовать Кодексу, не противоречить ему.

Нормативные указы Президента Российской Федерации 
по вопросам трудовых и непосредственно 
связанных с ними отношений не должны противоречить Кодексу и 
иным федеральным законам (ст. 5 ТК).

  1. В случае противоречия между Кодексом и иным федеральным законом применяется 
    Кодекс. А если вновь принятый федеральный 
    закон противоречит
  2. Кодексу, то этот закон будет применяться 
    лишь при условии внесения в Кодекс соответствующих изменений.[3]
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог работе можно сказать, что важнейшим источником трудового права является Трудовой кодекс РФ.

Трудовой кодекс призван повысить уровень правовых гарантий работника, приблизив его к значительно расширившимся в условиях рыночной экономики правам работодателя, а также создать равные условия для всех граждан, независимо от уровня их доходов, предусмотреть на государственном уровне минимальные гарантии в сфере труда, уровень социальной защиты работников, в том числе при структурной перестройке, банкротстве предприятий, приостановке производства и по другим причинам экономического характера. Этому соответствует Трудовой кодекс Российской Федерации. Так как в целом Трудовой кодекс является гарантом широкого комплекса прав и свобод, как работника, так и работодателя, ст. 21 и 22 в совокупности призваны обеспечить баланс интересов работника и работодателя.[2]

СПИСОК 
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Источники трудового права. Трудовой Кодекс РФ: общая характеристика

Источниками трудового права являются законодательные (нормативные) акты, в которых содержатся нормы трудового права.

< Основным источником трудового права, как и всех других отраслей российского права, является Конституция РФ, которая закладывает основы организации и регулирования труда.

Статья 7 Конституции РФ провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Основном законе закреплено равенство всех граждан. «Мужчина и женщина, — говорится в Конституции, — имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

Свобода труда, запрещение принудительного труда, право на здоровые и безопасные условия работы, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, право на отдых — вот важнейшие конституционные положения, которые должны реализовываться на территории России в рамках коллективной организации труда и индивидуальных трудовых отношений.

Главным специальным источником трудового права является Трудовой кодекс РФ, введенный в действие с 1 февраля 2002 г. В нем сохранены проверенные временем основополагающие идей, заложенные в ранее действовавшем законодательстве. В то же время Кодекс изобилует законодательными новациями, многие из которых необходимы для развития предпринимательской деятельности в России.

За прошедшие 5 лет его действия в Кодекс вносились некоторые изменения, а также сложилась практика его применения.

Множеству изменений и дополнений Кодекс подвергся в соответствии с Законом РФ № 90 от 30 июня 2006 г.

«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Указанный Закон введен в действие со 2 октября 2006 г., а некоторые измененные статьи ТК  с 6 октября 2006 г.Закон от 30 июня 2006 г.:

♦                    внес изменения в 348 статей Трудового кодекса (из 424), в том числе 56 статей даны в новой редакции. Введено 13 новых статей, тем самым объем Кодекса увеличился;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

  • ♦                    согласно Закону признаны не действующими на территории России некоторые нормативно-правовые акты СССР (по перечню);
  • ♦                    признан утратившим силу ряд нормативных актов Российской Федерации (по перечню).
  • Источниками трудового права являются и другие законодательные акты, содержащие нормы трудового права: законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты, а также акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Закон от 30 июня 2006 г. упорядочил нормативно-правовую базу регулирования трудовых и связанных с ними отношений. В ст. 5 ТК, которая дана в новой редакции, среди законодательных и иных актов, содержащих нормы трудового права, приоритет отдается Трудовому кодексу. Предусмотрено, что нормы трудового права,.

содержащиеся в федеральных законах, должны соответствовать Кодексу. В случае Противоречий между ТК и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит Кодексу, этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс.

Трудовому кодексу не должны противоречить подзаконные акты РФ, законы и подзаконные акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права (ст. 5 ТК).

Определенное место в регулировании трудовых отношений занимают акты Международной организации труда, ратифицированные Российской Федерацией.

К ним относятся: Конвенция об упразднении принудительного труда; Конвенция об инспекции труда в промышленности и торговле; Конвенция о регулировании вопросов труда: роль, функции и организация; Конвенция о безопасности и гигиене труда в производственной среде и др.

Трудовые отношения регулируются не только законодательными актами, исходящими от органов законодательной и исполнительной власти, но и иными нормативными актами.

Таковыми являются коллективные договоры, соглашения в области социально-трудовых отношений, локальные акты, издаваемые работодателями (в том числе индивидуальными предпринимателями) в рамках их компетенции, определенной законом, и имеющие юридическую силу в масштабе организации.

Читайте также:  Налог 13 процентов от зарплаты

Право на труд

Право на труд гарантировано каждому человеку государством. 

Труд и право

Становление труда прошло тысячелетнюю историю. Труд представляет собой главное условие всей человеческой жизни, своим развитием человек обязан именно труду. Как известно, труд превратил обезьяну в человека.

В процессе труда человеком создаются материальные и духовные ценности для каждого члена общества, которые направлены на удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей в целом, без которых невозможно было бы существование человека как социального существа.

Понятие труд и право в современном обществе неотделимы друг от друга. Хотя отдельные мысли о праве на труд встречаются еще в философских учениях античного мира. Но первое определение права на труд дано Гракхом Бабефом во второй половине XVIII века:

«Общество должно обеспечить всем своим членам работу и определить заработную плату, с тем чтобы этой заработной платы было достаточно для приобретения продовольствия и для удовлетворения всех потребностей каждой семьи».

Данное философское определение впервые получило правовое закрепление в Конституции Франции 1848 года. С тех пор право на труд как право человека не сразу, но заняло свое важное место в ряду других фундаментальных прав.

Источники трудового права

Существуют специальные законы и кодексы, определяющие права и обязанности людей, занятых трудом. Их можно разделить на две группы:

  • международные документы;
  • законодательство государства.

К основным международным документам относятся:

  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
  • Европейская социальная хартия.

В России к таким документам относятся Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс и Федеральный закон “О занятости населения в Российской Федерации”.

Право на труд в Российской Федерации

На протяжении всего периода развития советское, а затем и российское законодательство о труде предусматривало нормы, закрепляющие право на труд, хотя его понятие и содержание на том или ином этапе было неодинаковым.

В советское время право на труд прежде всего связывалось:

  • с правом на получение гарантированной работы,
  • с необходимостью(обязанностью) трудиться на благо общества,
  • не вообще заниматься трудовой деятельностью, а преимущественно в сфере общественного производства.

В современной Конституции оно рассматривается с позиций индивидуального пользования этим правом. Поэтому ст. 37 Конституции РФ прежде всего утверждает:

  • труд свободен;
  • каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию: принудительный труд запрещен.

Это значит, что человек может работать по найму, либо сам быть работодателем, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью (в том числе играть на биржевом курсе рубля, давать деньги взаем под проценты и т.д.). Не требуется иметь определенного места работы, можно вообще не работать:

В ст.37 Конституции РФ говорится:

каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы» (ч. 3).

Учитывая, что возможны разные коллизии, Конституция РФ гласит:

признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Свобода труда

Конституция РФ 1993 года не закрепляет право на труд, ограничившись провозглашением свободы труда, определяя право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Свобода труда в сфере трудовых отношений проявляется прежде всего в договорном характере труда, в свободе трудового договора.

Именно в рамках трудового договора на основе соглашения гражданина и работодателя решается вопрос о работе на определенной должности, по определенной профессии, специальности и других условиях.

С расширением международной экономической и правовой интеграции Российской Федерации в межгосударственные экономические и политические взаимоотношения свобода труда стала правовой категорией и была закреплена как самостоятельный, отраслевой принцип в ТК РФ, который действует и в настоящее время.

Новая система хозяйствования, переход организации производства в частные руки, снижение уровня вмешательства государства в регулирование различных общественных отношений повлекли кардинальные изменения в конституционно-правовом регулировании общественных отношений в сфере наемного труда.

С одной стороны, государство остается основным гарантом правового регулирования трудовых отношений. А с другой — не являясь участником (стороной) этих отношений, пытается либерализировать эту сферу.

Это предполагает меньшую активность государства на рынке труда, меньшее участие государства в организации трудоустройства граждан и меньший объем предоставляемых государственных гарантий.

Итак, право на труд означает, что каждый человек имеет право трудиться, выбирать работу, имеет право на защиту от безработицы, на комфортные условия труда, достойное для человека и его семьи вознаграждение за трудовые функции. Государственная власть гарантирует соблюдение этих принципов. А соблюдаются ли они на самом деле? Может ли закон в реальности защитить наше право на труд?

Вы можете задать свой вопрос на любую правовую тему(работа, льготы, пенсии, ЖКХ, недвижимость, налоги, ДТП, уголовное право и другие темы).

Задать вопрос юристу

Понятие «источники трудового права». Виды трудового права | Студент-Сервис

В юридической науке категория «источники права» обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к источникам права относят объективные факторы, порождающие право как социальное явление.

Это материальные условия жизни общества, экономические, социальные, политические потребности тех или иных слоев, групп, которые вызывают необходимость принятия или дополнения, изменения нормативных правовых актов.

Во-вторых, понятие «источник права» связывают с деятельностью государства по формированию права, приданию ему формы закона или других нормативных правовых актов. В этом юридическом смысле слова под источниками права понимают результаты правотворческой деятельности компетентных государственных органов.

Источники трудового права – это разнообразные по своему характеру и сфере действия нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и иные связанные с ними отношения и представляющие собой определенную систему. Понятие «трудовое законодательство» толкуется и в широком смысле, как вся совокупность источников, и в узком смысле – только как законы о труде.

Так, в ст. 9 ТК РФ понятие «трудовое законодательство» применяется в широком смысле, объединяющем как законы, так и иные нормативные правовые акты. Источники трудового права классифицируются по различным критериям. Например, по сфере действия различают акты федерального законодательства, региональные и локальные нормативные акты.

По юридической силе система источников трудового права может быть представлена двумя группами: законами и подзаконными актами. Особое место в ряду источников права, в том числе трудового права, занимает Конституция Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 г.

Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Конституция России закрепляет положения принципиального характера, относящиеся к понятию и содержанию источников трудового права, в ней подчеркивается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров являются составной частью ее правовой системы.

Речь идет о ратифицированных конвенциях Международной организации труда (МОТ), международных пактах о правах человека и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (в части, касающейся трудовых отношений). Соответственно эти акты должны применяться наряду с федеральными законами и иными источниками трудового права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права, содержащиеся в конвенциях и рекомендациях МОТ, отражают мировой опыт регулирования трудовых отношений, способствуют совершенствованию трудового законодательства.

Основу правового регулирования трудовых отношений составляет ст. 37 Конституции РФ, которая закрепляет свободу труда, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также право на защиту от безработицы.

Работающему по трудовому договору гарантируются выходные и праздничные дни, оплачиваемый отпуск, ограничение продолжительности рабочего времени. Статья 37 Конституции РФ признала право работника на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных способов их разрешения включая право на забастовку.

Следующим по юридической силе источником трудового права являются федеральные законы. Важнейшее место среди федеральных законов в области трудового права занимает Трудовой кодекс РФ, который был принят 30 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 февраля 2002 г. Это кодифицированный источник трудового права, он регулирует весь комплекс отношений, входящих в предмет данной отрасли права.

Значение Трудового кодекса состоит в том, что он регламентирует трудовые отношения десятков миллионов граждан, заключивших трудовые договоры с работодателями, придает этим
отношениям определенность, обеспечивает защиту трудовых прав и интересов работников. Особое место Трудового кодекса в ряду иных федеральных законов подчеркнуто в ст. 5: нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать кодексу.

В случае противоречия между Трудовым кодексом и иными законами, содержащими нормы трудового права, применяется кодекс. Если принятый федеральный закон противоречит Трудовому кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения в кодекс изменений и дополнений.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Таким образом, Трудовой кодекс обладает большей юридической силой, чем какой-либо иной федеральный закон, содержащий нормы трудового права. ТК РФ значителен по объему и первоначально включал 62 главы. Содержание кодекса существенно изменилось за последние годы, в него внесено немало изменений, добавлен ряд новых статей и глав (главы 49.1, 50.1, 51.1, 52.1, 53.1, 54.1).

Читайте также:  Отпуск при суммированном учете рабочего времени

Федеральные же законы регулируют отдельные аспекты трудовых отношений. Таковы, например, Федеральный закон РФ «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ или Федеральный закон РФ «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ.

К числу подзаконных источников трудового права относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств. В ряде случаев Трудовой кодекс прямо указывает на необходимость принятия того или другого акта Правительством России для конкретизации проведения в жизнь законодательных решений.

У источников трудового права есть определенные особенности. Трудовое законодательство отнесено к совместной компетенции  Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому наряду с федеральными законами принимаются и законы субъектов России. Трудовой кодекс разграничивает компетенцию федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ в части принятия законов.

Определив круг вопросов, которые решаются в федеральном законодательстве, кодекс отдает оставшиеся аспекты отношений для регулирования законодательным органами субъектов России. Законы субъектов России не должны противоречить федеральному законодательству.

Если принимается федеральный закон, который иначе регулирует соответствующие отношения, то применяется именно федеральный закон, а закон субъекта РФ должен быть изменен или отменен. Качественно новыми источниками трудового права являются генеральные, региональные, отраслевые и иные соглашения.

Это договорные акты, заключаемые на трехсторонней или двухсторонней основе, которые выражают отношения социального партнерства между представителями работников и работодателей.

Третьей стороной может выступать орган государственного управления, обеспечивая социальное партнерство. Среди соглашений особое место занимает коллективный договор, заключаемый в организации или у индивидуального предпринимателя. Применительно к юридической иерархии источников трудового права соглашения занимают положение между законодательными актами и локальными нормативными актами.

Как источники права соглашения могут рассматриваться только в нормативной части, они обеспечены судебной защитой. На нижней ступени в иерархии источников трудового права находятся локальные нормативные акты, которым посвящен следующий далее подраздел.

Остается дискуссионным вопрос о признании судебной практики источником права. Однако в любом случае нельзя недооценивать значение практики и ее влияние на правотворческую и правоприменительную деятельность. Судебное толкование таких понятий, как «уважительные причины», «деловые качества», «другая местность» и прочих является ориентиром для работодателя, работника и иных правоприменителей.

Показательны примеры с правовой регламентацией компенсации морального вреда, причиненного работнику незаконным увольнением, переводом на другую работу, необоснованным применением взыскания, отказом в переводе в соответствии с медицинским заключением и т. д.

Впервые о нарушении личных неимущественных прав работника незаконными действиями работодателя и о взыскании в связи с этим морального вреда было упомянуто в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».

Это положение получило дальнейшее развитие в 1997 г. и трансформировалось в норму, предусмотренную в ч. 5 ст. 213 КЗоТ РФ, закрепившую возможность взыскания морального вреда, причиненного неправомерными действиями работодателя.

Однако и после законодательного закрепления в судебной практике встречались трудности из-за отсутствия четких указаний о правовых основаниях и порядке компенсации морального вреда.

Трудовой кодекс РФ уточнил основания, форму и порядок компенсации морального вреда, при-
чиненного работнику (ст. 237 и 394).

Таким образом, судебная практика способствует развитию и совершенствованию законодательства и влияет на правоприменительную деятельность.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

Нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, необходимы для создания благоприятных условий труда.

Содержание

Нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, необходимы для того, чтобы создавать соответствующие благоприятные условия труда, защищать права сотрудников и работодателей, а также регулировать трудовою деятельность граждан. И в первую очередь это является обязанностью государства.

Понятие трудовых отношений

Отношения, возникающие между работодателем и сотрудником в процессе осуществления трудовой деятельности, принято называть трудовыми.

И они реализуются с помощью особых социальных норм, то есть определенных правил поведения, которые приняты в обществе.

Среди них в том числе находятся и социально-трудовые нормы, которые необходимы для того, чтобы упорядочить поведение обеих сторон в процессе трудовых отношений.

Эти нормы содержат информацию о тех правилах, которые необходимы для определения обязательного поведения работодателя и сотрудников. Именно выполнение и использование этих социально-трудовых норм является их реализация на практике.

Актами, содержащими нормы трудового права, в первую очередь являются Конституция рф и Трудовой кодекс.

Именно Трудовой кодекс рф регламентирует все трудовые отношения: те, что основываются на соглашении между обеими сторонами о выполнении субъектом трудовой деятельности за установленную плату.

К принципам отношений в сфере труда Трудовой кодекс российской федерации относит:

  • право на труд;
  • запрет на любую дискриминацию;
  • запрет на принуждение к труду;
  • защита со стороны государства от безработицы;
  • право на достойные условия труда;
  • право на своевременную и достойную оплату труда;
  • право на продвижение по службе;
  • право на объединение и участие в профсоюзах;
  • право на возмещение ущерба.

Источники трудового права и система нормативно-правовых актов ТЗ

Естественно, что трудовые отношения регулируются государством. При этом важных источников права существует достаточно много.

В первую очередь под это определение попадают нормативные акты органов власти, в компетенции которых находятся соответствующие полномочия.

В любом источнике обязательно содержатся также и экономические аспекты жизни общества. И с их изменениями появляются и изменения в самих источниках.

Правовые акты, содержащие нормы трудового права, имеют свою определенную законную иерархию. Естественно, что главным нормативным актом, содержащим нормы трудового права, является Конституция российской федерации.

А далее законодатель указывает на различные федеральные конституционные законы, которые принято считать основными актами, содержащими нормы трудового права.

После них идут международные акты, Указы Президента российской федерации, законы субъектов рф и т. д.

Все существующие нормативные документы, которые относятся непосредственно к законодательству в сфере труда, издаются на основе Конституции рф.

Но не только одни указы и постановления, принятые на законодательном уровне, являются единственными источниками трудового права. Законодатель относит к ним также и коллективный договор, который заключают между собой стороны трудовых отношений.

Он полностью регулирует все действия сторон, и не может противоречить закону. Коллективный договор, также как и акты субъектов российской федерации, приказы руководителей предприятий и другие документы, считается локальным источником права.

Как регулируются трудовые отношения

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, являются незаменимыми для постоянного регулирования трудовых отношений. Именно они содержат общие основы, которые используются для заключения трудовых соглашений. Эти соглашения несут основную нагрузку и необходимы для выполнения двух функций – социальной и экономической.

Актами, содержащими нормы трудового права, являются коллективный и индивидуальный договор, которые могут заключать стороны.

Коллективный договор – это правовой акт, который регламентирует все отношения между сотрудником и работодателем. При этом соглашение может иметь различные формы и содержать информацию с учетом условий и специфики работы. Но права и гарантии, которые содержит коллективный договор, должны соответствовать трудовому законодательству.

Коллективно-договорной способ регулирования этих отношений имеет и свои преимущества. В первую очередь это возможность улучшения условий труда сотрудника, введения дополнительных льгот и т. д. Трудовой кодекс рф позволяет определять в соглашениях следующую информацию:

  • размер оплаты за дополнительную работу;
  • размер выплат за работу в не денежной форме;
  • повышение заработной платы за работу ночью.

Отношения, связанные с трудовыми

Законодательство российской федерации содержит не только нормы, регулирующие отношения в сфере труда. Существуют отношения, которые являются напрямую связанными с трудовыми.

Это организация и управление трудом, профподготовка кадров и повышение их квалификации, коллективные переговоры, финансовая ответственность сотрудников, контроль за соблюдением всех норм трудового законодательства и многое другое.

Кроме этого, любым трудовым отношениям предшествуют отношения, связанные непосредственно с трудоустройством у определенного работодателя. Эти отношения могут возникать как непосредственно напрямую между работником и будущим работодателем, так и через посредника, в качестве которого выступает служба занятости.

При этому у государства в данном случае возникают отношения как с соискателем, так и с работодателем.

Тесно связано с трудовыми отношениями и так называемое социальное партнерство. Оно необходимо для того, чтобы согласовывать интересы всех субъектов трудовых отношений, в том числе и государства.

Также к отношениям, близким к трудовым, относятся контроль и надзор за выполнением норм трудового законодательства со стороны государства. Эти действия выполняют инспекция труда, прокуратура, профсоюзы и т. д. Что касается охраны труда, то государственные органы следят за соблюдением санитарных норм, пожарной безопасностью и эксплуатацией опасных механизмов.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Здравствуйте! Имеет ли право главный врач приказом вынуждать беременную женщину(8 недель беременности) Врача УЗИ работать на аппарате УЗИ?

Читайте также:  Как правильно оформить отпуск сотруднику

Мария 02.07.2017 19:09

Федеральные законы и подзаконные акты в системе источников трудового права

Основным Федеральным законом, регулирующим отношения, составляющие предмет трудового права, с 1 февраля 2002 года является Трудовой кодекс РФ (ТК РФ).

Другие федеральные законы и подзаконные акты федерального уровня не могут ухудшать положение работников по сравнению с нормами ТК РФ. Подобные ограничения должны появляться лишь с соблюдением требований ч. 3 ст.

55 Конституции РФ и только после внесения соответствующих изменений в ТК РФ. До внесения изменений в ТК РФ нормы, ограничивающие гарантированные им права и свободы, не должны применяться.

Источниками трудового права продолжают оставаться федеральные законы, принятые до введения в действие ТК РФ. Однако их материальное выражение возможно с соблюдением правила о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК РФ.

Продолжает действовать Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года в редакции от 20 апреля 1996 года с последующими изменениями и дополнениями. Введение в действие ТК РФ не повлияло на судьбу данного Закона, так как в Кодексе раздел, посвященный занятости и трудоустройству, отсутствует. Поэтому названный Закон продолжает действовать в полном объеме.

И после принятия ТК РФ должен применяться Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 года в редакции от 24 ноября 1995 года с последующими изменениями и дополнениями. Положения данного Закона должны применяться в части, позволяющей более полно защитить права и законные интересы работников.

К числу источников трудового права относится Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 2 апреля 1999 года.

Введение в действие ТК РФ не должно повлиять на применение данного Закона, поскольку он дополняет ТК РФ в части, регламентирующей формирование и деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 года с последующими изменениями и дополнениями также остается в числе источников трудового права. Однако данный Закон будет применяться с изъятиями, установленными ТК РФ. Эти изъятия коснулись прежде всего прав профсоюзных работников.

  • Источником трудового права остается и Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации», который дополняет положения ТК РФ.
  • Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года также входит в число источников трудового права, он применяется с учетом норм ТК РФ, посвященных урегулированию коллективных трудовых споров.
  • К числу источников трудового права следует отнести и Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 2 июля 1998 года с последующими изменениями и дополнениями, он дополняет ТК РФ в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников в процессе трудовой деятельности.

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года также относится к числу источников трудового права. Данный Закон дополняет ТК РФ в части регулирования труда лиц, находящихся на государственной службе.

Источником трудового права является и Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года с последующими изменениями и дополнениями. Данный Закон должен применяться в части, предусматривающей дополнительные по сравнению с ТК РФ льготы для лиц, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

К числу источников трудового права следует отнести и отдельные нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года с последующими изменениями и дополнениями, Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 года с последующими изменениями и дополнениями, Федерального закона «Об образовании» от 13 января 1996 года с последующими изменениями и дополнениями, Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 21 июня 2002 года, Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 14 июля 2001 года.

Данный перечень федеральных законов, положения которых относятся к источникам трудового права, не является исчерпывающим.

В частности, положения гражданского процессуального законодательства используются при разрешении трудовых споров, в том числе и комиссиями по рассмотрению трудовых споров.

В этом случае их следует относить к числу источников трудового права с точки зрения материализации в конкретных отношениях, входящих в предмет этой отрасли.

Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года (с последующими изменениями и дополнениями) также используется при реализации трудовых прав работников. В силу чего отдельные его нормы могут быть признаны источниками трудового права при материализации в отношения, составляющие предмет данной отрасли.

Источниками трудового права, принятыми на федеральном уровне, являются указы Президента РФ. Например, Указ Президента РФ «О приведении актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации» от 5 октября 2002 года N 1129.

Перечень указов Президента РФ, направленных на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права, также невозможно определить исчерпывающим образом.

Однако при их применении следует соблюдать правило о недопустимости ущемления прав и законных интересов работников, гарантированных в ТК РФ и других федеральных законах.

На федеральном уровне принимаются постановления Правительства РФ, направленные на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права.

Перечень постановлений Правительства РФ, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права, также нельзя определить исчерпывающим образом. Ведь отдельные нормы постановлений Правительства РФ, отнесенные к источникам других отраслей права, в силу требований ст. ст.

1, 11 ГПК могут быть применены при регулировании трудовых отношений по аналогии. В связи с чем они материализуются в качестве источника трудового права в конкретные отношения, входящие в предмет данной отрасли.

При применении постановлений Правительства РФ при регулировании трудовых отношений должно соблюдаться правило о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК РФ, федеральными законами и указами Президента РФ.

К числу источников трудового права федерального уровня относятся нормативные правовые акты Министерства труда и социального развития РФ (Минтруда РФ), которые обязательны для исполнения. Нормативные правовые акты Минтруда РФ не должны ущемлять права работников, гарантированные в ТК РФ и других федеральных законах, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ.

Перечислить исчерпывающим образом нормативные правовые акты Минтруда РФ, направленные на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права, практически невозможно. Деятельность Минтруда РФ по их изданию и изменению не прекращается.

Поэтому с небольшими промежутками времени появляются как новые акты, так и вносятся изменения в действующие акты, направленные на регулирование трудовых отношений.

К числу источников трудового права относятся обязательные для исполнения инструкции органов государственного контроля за соблюдением правил охраны труда, в частности, Госгортехнадзора, Госатомнадзора, Госсанэпидемнадзора.

Федеральные министерства и ведомства также издают нормативные акты отраслевого и межотраслевого характера, направленные на регулирование трудовых отношений. В содержании этих актов не должны появляться положения, ущемляющие права работников в вышестоящем по юридической силе законодательстве.

Перечисленные акты, являющиеся источниками трудового права, должны соответствовать ТК РФ и другим федеральным законам. Подзаконные акты нижестоящего уровня должны соответствовать вышестоящим по юридической силе подзаконным нормативным актам.

Нормативные правовые акты федерального уровня, вступающие в противоречие с ТК РФ и федеральными законами, нормативными правовыми актами, вышестоящими по юридической силе, могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ на предмет признания их недействующими.

Признание нормативного правового акта недействующим означает утрату им юридической силы с момента вступления решения суда об этом в законную силу. Нельзя не заметить, что нормотворчество федеральных министерств и ведомств имеет дополнительные ведомственные средства контроля за соблюдением изданных предписаний.

Данные предписания далеко не всегда соответствуют требованиям вышестоящего по юридической силе законодательства. Но с точки зрения материализации в конкретные отношения нормы ведомственного нормотворчества имеют приоритет перед вышестоящим по юридической силе законодательством.

Существующий судебный контроль призван обеспечить материализацию в конкретных отношениях, составляющих предмет трудового права, предписаний федеральных нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой.

Данный контроль имеет и свои особенности, которые связаны с множественностью актов федерального уровня, направленных на регулирование трудовых отношений, и их применением не только исходя из приданной акту юридической силы, но и с точки зрения отражения в его содержании прав и интересов работников. Поэтому не должен признаваться недействующим федеральный нормативный правовой акт, имеющий меньшую юридическую силу, но предоставляющий дополнительные льготы работникам по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством. Исключением из этого правила могут стать лишь случаи издания акта с превышением полномочий федеральным органом государственной власти.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *