Резервы отпусков в бюджетном учреждении

Каждый работодатель должен предоставлять своим работникам ежегодный оплачиваемый отпуск.

Обязательства по оплате отпусков невозможно точно определить по величине либо времени исполнения. Это называется — отложенные обязательства. Чтобы равномерно относить на финансовый результат данные расходы и обобщать информацию о зарезервированных суммах, используется счет 401.60.

  • Резерв на оплату отпусков может рассчитываться тремя способами:
  • — по каждому сотруднику;
  • — по отдельным категориям сотрудников (например, по подразделениям или группам должностей);
  • — в общем, по учреждению.
  • Резерв на оплату страховых взносов рассчитывается с учетом методики расчета резерва на оплату отпусков.

В учетной политике каждое учреждение определяет и прописывает удобный и более подходящий для него способ. Первый способ определения резерва считается самым точным, но рассчитывать его намного сложнее. Он больше подходит для учреждений с небольшим штатом сотрудников.

Операции санкционирования на следующие очередные годы (за пределами планового периода) учитываются на счете Х 500.90.ХХХ (пункт 162 Инструкции № 174н, пункт 191 Инструкции № 183н). Для отражения отложенных обязательств предназначен счет 502.

Х9 (пункт 163 Инструкции № 174н, пункт 192 Инструкции № 183н). Корреспонденции счетов для учета принимаемых обязательств в сумме сформированных резервов предстоящих расходов приведены в пункт 174 Инструкции № 174н, пункт 203 Инструкции № 183н.

При начислении в текущем году отпуска (компенсации за неиспользованный отпуск), взносов на обязательное социальное страхование обязательства, на которые был ранее образован резерв, отражаются записями согласно пункту 160.1, абзац 3 пункта 167 Инструкции № 174н, пункт 189, абзац 3 пункта 196 Инструкции № 183н.

Давайте посмотрим, как и какими документами отражать резерв отпусков и страховые взносы на счетах санкционирования на примере в программе 1С «Бухгалтерия государственного учреждения» редакция 2.

Резерв отпусков начисляется с помощью документа «Начисление резервов отпусков». Данный документ находится в разделе Учет и отчетность.

Резервы отпусков в бюджетном учреждении

Создаем новый документ, в котором выбираем операцию — Корректировка остатков.

Далее заполняем табличную часть документа на закладке «Оценочные обязательства».

Резервы отпусков в бюджетном учреждении

На 2 закладке Бухгалтерская операция заполняем, типовую операцию, счет учета резервов — 401.60 и резервы и оценочные обязательства.

Резервы отпусков в бюджетном учреждении

Далее проводим документ и можем просмотреть бухгалтерские записи:

Резервы отпусков в бюджетном учреждении

После заполнения и проведения документа необходимо принять отложенные обязательства по оплате отпусков.

Для этого будем использовать документ Операция бухгалтерская. Он находится в разделе Учет и отчетность.

Резервы отпусков в бюджетном учреждении

При создании документа отключим возможность использования типовых операций.

Для этого уберем «галку» использовать типовые операции.

Резервы отпусков в бюджетном учреждении

Заполним табличную часть документа проводками:

Резервы отпусков в бюджетном учреждении

По кнопке печать можем распечатать бухгалтерскую справку.

Резервы отпусков в бюджетном учреждении

Вот такие проводки мы должны сформировать в конце года  для отражения резерва отпусков на следующий год, а также отложенные обязательствам по отпускам.

Как посчитать резерв на оплату отпусков пример в бюджетном учреждении — Советы юриста

Резервы отпусков в бюджетном учреждении

21.11.2019

Резерв по отпускам — это аккумулированные средства, которые предназначены на оплату будущих отпусков работников. Резерв должны создавать многие организации. В статье рассмотрим, кто обязан формировать такое обязательство, опишем, как рассчитать резерв отпусков, каковы особенности формирования и учета в бухгалтерском и налоговом учете.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Резерв отпусков является оценочным обязательством и обязанность его создания предписывает ПБУ 8/2010, утвержденное Приказом Минфина от 13.12.2010 № 167н.

Создавать его обязаны все компании, за исключением тех, у кого есть право вести бухучет в упрощенной форме. Право ведения упрощенного бухгалтерского учета установлен Законом о бухучете № 402-ФЗ для следующих организаций:

  • субъектов малого предпринимательства;
  • некоммерческих организаций;
  • участников проекта «Сколково».

Все остальные компании обязаны создавать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. Правила его формирования организация определяет самостоятельно и прописывает в своей учетной политике.

При его создании в расходах признается сумма оценочного обязательства, а не выплата отпускных. Последние будут начисляться за счет оценочного обязательства.

Для их учета используется счет 96 плана счетов бухучета, к которому открывается отдельный субсчет «Резерв на оплату отпусков».

Резерв на оплату отпусков, проводки:

ОперацияДебетКредит

Зарезервированы денежные средства на будущую оплату отпусков 20, 25, 26, 44 96
Начислены отпускные 96 70
Выплачены начисленные суммы 70 51, 50

Методики создания резерва в бухучете

Согласно пункту 15 ПБУ 8/2010, создать оценочное обязательство необходимо как минимум один раз в год по состоянию на 31 декабря (то есть отчетную дату).

В таком случае на 31 декабря единовременно резервируется сумма отпускных, которая будет выплачена в будущем году, одной проводкой. Например, можно взять объем отпускных выплат, аналогичный выплатам за отчетный год.

Такой принцип формирования является наиболее простым с точки зрения учета, но некорректен с точки зрения признания расходов. Ведь на отчетную дату у компании еще нет обязательств к выплате отпускных сумм сотрудникам. Они могут быть уволены, компания может набрать новых сотрудников и оценка окажется неверной.

Более правильным является равномерное признание расходов на формирование резерва в течение всего года.

Если использовать такой метод, то необходимо оценить сумму неотгулянных отпусков по состоянию на 31 декабря, а также ежемесячно определять стоимость накопленных отпусков и делать доначисление резервируемых сумм.

Как вариант, можно оценить возможную сумму накоплений на будущий год и включать эту величину равномерно:

  • ежемесячно (разделив на 12);
  • ежеквартально (разделив на 4).

Начисление резерва на оплату отпусков в налоговом учете

В налоговом учете создание такого оценочного обязательства является правом, а не обязанностью компании. Но если вы хотите избежать учета временных разниц, то есть смысл принять решение о его формировании. В этом случае также в расходах учитываются отчисления в резерв, но не учитываются отпускные и начисленные на них страховые взносы.

Порядок создания прописан в Налоговом кодексе в статье 324.1. Если компания примет решение о его формировании, то в учетной политике необходимо отразить:

  • сам факт принятия решения;
  • способ резервирования;
  • предельное отчисление на текущий налоговый период;
  • процент отчисления.
  • Процент отчисления рассчитайте по формуле:
  • Ежемесячные отчисления рассчитывайте так:
  • На конец каждого года необходимо провести инвентаризацию оценочного обязательства. Для этого:
  1. Определяется количество неотгулянных дней отдыха по каждому сотруднику.
  2. Определяется прогнозное значение сумм отпускных исходя из среднего заработка.
  3. Сравнивается оценка и фактически полученный остаток на конец года.
  4. Если фактически начисленная сумма меньше расчетной, то ее доначисляют, отнеся сумму превышения к расходам на оплату труда.
  5. Если фактическое начисление окажется выше инвентаризационной оценки, то излишнюю часть списывают и включают во внереализационные доходы.

Для облегчения учета и минимизации временных разниц следует принять решение о создании оценочного обязательства и в налоговом учете. Причем стоит прописать правила его создания в бухучете, аналогичные тем, которые установлены в Налоговом кодексе.

  1. Минфин в 2012 году в Письме № 03-03-06/4/29 высказал мнение, что компенсацию за неиспользованный отпуск нельзя начислять за счет резерва, а следует включать в затраты в момент начисления.
  2. Данная позиция является спорной, поскольку суммы отпускных, за которые выплачивается компенсация, уже были включены в расходы при формировании оценочного обязательства.
  3. Следование ей ведет к завышению расходов, к тому же создает временную разницу с бухгалтерскими данными.

Пример расчета оценочного обязательства по отпускным (расчет по учреждению)

Источник: https://okarb.ru/kadrovyj-uchet/kak-rasschitat-rezerv-otpuskov-na-god.html

Расчет резерва отпусков: пример 2020 года

Резервы отпусков в бюджетном учреждении

ТК РФ дает всем работникам право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Поэтому каждый работодатель несет обязательные расходы на:

Бюджетники планируют отдых всех сотрудников заранее. Для этого составляется особый документ — график отпусков.

Период, в течение которого работник может отдыхать, прямо пропорционален отработанному времени: чем дольше трудится сотрудник, тем больше будет отпускных дней. За месяц набегает примерно 2 дня.

Поэтому организации необходим запас денег, из которого будут выплачиваться не только отпускные или компенсации, но и взносы во внебюджетные фонды. Такой запас создается в текущем периоде, а используется в будущем. Например, резерв отпусков на 2020 год нужно было сформировать в 2018 году. А в текущем работодатели резервируют деньги на 2020 год.

Создавать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков — это обязанность не только государственных организаций, но и всех юрлиц. Исключение сделано только для тех, кто работает по упрощенке. Обязанности прописаны:

задача — сделать так, чтобы у организации всегда были деньги на выплату отпускных и компенсаций. Поэтому на отчетную дату объем зарезервированных денег должен равняться той сумме, которую пришлось бы выплатить работникам, если бы они одновременно ушли в отпуск. А вот отчетной датой может быть:

Первый из перечисленных вариантов — последнее число месяца — точнее всего отражает текущее положение вещей, но при этом является наиболее трудоемким.

Последний — 31 декабря — самый простой, но и наименее информативный. Воспользоваться им могут только те организации, которые отчитываются только по итогам года.

Специалисты считают, что оптимальным вариантом будет формировать резерв отпусков в последний день каждого квартала.

Бюджетная организация вправе сама выбрать удобный подход, после чего решение нужно закрепить в учетной политике.

Подходящий вариант бюджетная организация тоже выбирает сама и закрепляет его в учетной политике.

  • Если организация решает считать отпускной резерв по каждому сотруднику, используется такая формула:
  • Просуммировав оба полученных значения, получим сумму, которую нужно зарезервировать для оплаты отдыха.
  • Самая сложная формула, выглядит она так:
  • В бюджетном учете начисление резерва на оплату отпусков и все другие операции с ним отражаются такими корреспонденциями счетов:
Читайте также:  Заявление о прерывании отпуска по уходу за ребенком до 3 лет - образец

Обязанность создать резерв по отпускам в бухгалтерском учете предписывает ПБУ 8/2010, утвержденное приказом Минфина от 13.12.2010 № 167н.

Все остальные компании обязаны создавать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. Правила его формирования организация определяет самостоятельно и прописывает в своей учетной политике.

При его создании в расходах признается сумма оценочного обязательства, а не выплата отпускных. Последние будут начисляться за счет оценочного обязательства.

Для их учета используется счет 96 плана счетов бухучета, к которому открывается отдельный субсчет «Резерв на оплату отпусков».

Резерв на оплату отпусков, проводки:

ОперацияДебетКредитЗарезервированы денежные средства на будущую оплату отпусков20, 25, 26, 4496Начислены отпускные9670Выплачены начисленные суммы7051, 50

По пункту 15 ПБУ 8/2010, создать оценочное обязательство необходимо как минимум один раз в год по состоянию на 31 декабря (то есть отчетную дату).

В таком случае на 31 декабря единовременно резервируется сумма отпускных, которая будет выплачена в будущем году, одной проводкой. Например, можно взять объем отпускных выплат, аналогичный выплатам за отчетный год.

Такой принцип формирования является наиболее простым для учета, но некорректен для признания расходов, поскольку на отчетную дату у компании еще нет обязательств к выплате отпускных сумм сотрудникам. Они могут уволиться, компания может набрать новых сотрудников и оценка окажется неверной.

Более правильным является равномерное признание расходов на формирование резерва в течение всего года.

Если использовать такой метод, то необходимо оценить сумму неотгулянных отпусков по состоянию на 31 декабря и ежемесячно определять стоимость накопленных отпусков и делать доначисление резервируемых сумм.

Как вариант, возможно оценить возможную сумму накоплений на будущий год и включать эту величину равномерно:

  • ежемесячно (разделив на 12);
  • ежеквартально (разделив на 4).

Налоговый учет

В налоговом учете создание такого оценочного обязательства является правом, а не обязанностью компании.

Но если вы хотите избежать учета временных разниц, то есть смысл принять решение о том, чтобы учесть начисление резерва на оплату отпусков в налоговом учете.

В этом случае в расходах тоже учитываются отчисления в резерв, но не учитываются отпускные и начисленные на них страховые взносы.

Порядок создания прописан в Налоговом кодексе в статье 324.1 . Если компания примет решение о его формировании, то в учетной политике необходимо отразить:

  • сам факт принятия решения;
  • способ резервирования;
  • предельное отчисление на текущий налоговый период;
  • процент отчисления.
  1. Процент отчисления рассчитайте по формуле:
  2. Ежемесячные отчисления рассчитывайте так:
  3. На конец каждого года необходимо провести инвентаризацию оценочного обязательства. Для этого:
  1. Определяется количество неотгулянных дней отдыха по каждому сотруднику.
  2. Определяется прогнозное значение сумм отпускных, исходя из среднего заработка.
  3. Сравнивается оценка и фактически полученный остаток на конец года.
  4. Если фактически начисленная сумма меньше расчетной, то ее доначисляют, отнеся сумму превышения к расходам на оплату труда.
  5. Если фактическое начисление окажется выше инвентаризационной оценки, то излишнюю часть списывают и включают во внереализационные доходы.

Для облегчения учета и минимизации временных разниц следует принять решение о создании оценочного обязательства и в налоговом учете. Причем стоит прописать правила его создания в бухучете, аналогичные тем, которые установлены в Налоговом кодексе.

Как рассчитать резерв отпусков на год

Резервы отпусков в бюджетном учреждении

Каждый субъект хозяйствования, кроме ведущих учет по упрощенной системе, обязан создавать резервы по оценочным обязательствам. Одним из них является резервирование сумм, необходимых для бесперебойной оплаты трудовых отпусков наемного персонала. Законодательство предполагает несколько вариантов методики расчета резерва по отпускам.

Как рассчитать резерв отпусков на 2019 год

Прежде чем приступать к резервированию определенных сумм на отпускные выплаты, необходимо определиться с периодичностью расчета и его методикой. Нюансы выбранной схемы для создания резерва фиксируют в учетной политике компании.

  • В зависимости от потребностей фирмы, расчет резерва на оплату отпусков производят на последний день:
  • При формировании резерва для этих выплат работникам учитывают не только их возможный размер, но и все виды обязательных отчислений.
  • В дополнение к оценке фактической оплаты за отпуск или компенсации дней трудового отдыха при увольнении, резерв увеличивают на сумму страховых взносов.

Основным документом, регулирующим оценочные обязательства, является одно из положений по бухучету — ПБУ 8/2010. В нем предполагается, что, основываясь на требованиях законодательства либо исходя из прошлого опыта хозяйственной деятельности, компании могут формировать резервы средств на оплату различных обязательств.

Для формирования резерва существует два варианта расчетов. Первый предлагает НК РФ (ст. 324.1) — его называют нормативным. Второй вариант разработан Минфином и предполагает более точный расчет по среднедневной оплате труда на конкретную дату (письмо ведомства № 02-07-07/28998). Калькулятор среднедневного заработка

Нормативный метод расчета резерва на оплату отпусков

Его суть состоит в том, что компания определяется с размером отпускных выплат на год, а затем рассчитывает процент отчислений в резерв от ежемесячного ФОТ (норматив), а также предельные лимиты резервирования средств.

Например, фирма резервирует средства для оплаты отпусков и обязательных отчислений с них по аналогии с расходами прошлого года. При этом нужно рассчитать, сколько процентов от ежемесячного ФОТ необходимо резервировать, а также установить максимальную сумму отчислений в резерв.

По окончании года состояние резерва инвентаризируют и оставшиеся в нем средства включаются в налоговую базу отчетного периода. Если денег оказалось недостаточно, то разница между зарезервированными суммами и фактическими затратами включается в расходы на оплату труда и уменьшает базу налогообложения.

Кроме того, для уточнения суммы резерва используется методика, разработанная Минфином.

Формирование резерва для оплаты трудовых отпусков по фактическому остатку обязательств

Этот метод предполагает выбор учетного периода (от 1 месяца до года), а также удобного варианта расчета по среднедневному заработку. В зависимости от потребностей компании можно выбрать ведение резерва по:

  • каждому работнику;
  • группе (подразделению);
  • в целом по предприятию.

Сочетание в расчетах ежегодного отчетного периода со среднедневным заработком в целом по организации является наиболее простым, но в то же время и наиболее приблизительным методом формирования резерва.

Формула для расчета необходимых средств выглядит следующим образом:

  1. Резерв = ∑ К*ЗПср*(1+ОТЧ) — при расчете в разрезе отдельных работников или подразделений, либо
  2. Резерв = К*ЗПср*(1+ОТЧ) — если расчет ведут в целом по штату компании, где
  1. К — остаток неиспользованных дней трудового отпуска;
  2. ЗПср — среднедневной заработок;
  3. ОТЧ — общая величина страховых отчислений.
  4. Пример того, как можно рассчитать резерв на отпуска на год:

В целом по штату компании среднедневная зарплата составила 3 500 рублей (по состоянию на дату расчета), а неотгулянных дней отпуска осталось 160. Компания использует стандартные размеры страховых отчислений, которые в сумме дают 30 % от ФОТ.

  • Резерв = 3500*160*(1+0,3) = 728 000 рублей.
  • При расчете по структурным подразделениям:
  • Среднедневной заработок равен:
  • административный персонал 4 500 рублей;
  • работники основного производства 3 000 рублей;
  • работники занятых вспомогательными работами 2 500 рублей.
  1. Количество оставшихся дней отпуска составляет соответственно 60, 50, 50.
  2. Резерв = 4500*60*1,3+3000*50*1,3+2500*50*1,3 = 708 500 рублей.
  3. Аналогичная формула применяется при расчете резерва в разрезе каждого сотрудника фирмы.
  4. Формирование оценочного обязательства по оплате трудовых отпусков необходимо.
  5. Для его учета и расчета размеров применяют различные методики — от переноса по аналогии фактического расхода за предыдущий период до вычисления точной суммы выплат каждому работнику компании.

Конкретный метод исчисления резерва отпусков указывается в учетной политике компании. (13 голос., 4,20

Резервы предстоящих расходов в бюджетном учреждении

Каждый год учреждение планирует свои расходы. Но в деятельности могут возникать непредвиденные обстоятельства.

Например, судебные процессы или отпуска, увольнение сотрудников, расходы на выплату отпускных за накопленные сотрудником дни.

Чтобы знать необходимое количество средств для таких выплат, создайте резерв предстоящих расходов. Это поможет избежать нехватки средств и обосновать дополнительное финансирование для различных непредвиденных выплат.

Счет учета

Резервы предстоящих расходов формируйте на счете 401.60. Сумма на этом счете имеет оценочное значение, поэтому ее нужно скорректировать в сроки, установленные учетной политикой.

В учетной политике также закрепите аналитические коды в счете по видам резервов. Например, для резерва на выплату отпусков – счет 401.61, для резерва на выплату по искам – счет 401.63.

Помните: используйте их только на те затраты, на которые они были созданы.

На заметку:

Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков

Организация планирует сумму на выплату отпускных по графику отпусков. Но количество отпусков может измениться. Сотрудник перенесет отпуск, уволится, или придет новый сотрудник. Поэтому безопаснее создать годовой резерв и определить сумму ежемесячных отчислений в туда. Способы расчета:

  1. При небольшой численности работников используйте метод расчета по каждому сотруднику:
Резерв отпусков = Количество не использованных сотрудником дней отпуска × Средний дневной заработок сотрудника
  1. Если в работодателя большая численность, рассчитывайте по формуле:
Резерв отпусков = Общее количество неиспользованных дней отпуска × Средняя зарплата сотрудников
  • Сумму страховых взносов рассчитайте путем умножения полученной суммы на 30,2 процента.
  • Выбранный метод расчета и периодичность отчисления отразите в учетной политике.
  • Полезный материал в статье
Читайте также:  Увольнение по п 7 ч 1 ст 77 тк РФ

Учет резерва на оплату отпусков

Резерв на оплату отпусков в бухгалтерском учете отразите следующими проводками:

Бухгалтерская запись Документальное оформление
Дебет Кредит
Формирование
на отпускные КРБ.1.401.20.211
КРБ.1.109.ХХ.211
КРБ.1.401.61.211 Бухгалтерская справка (ф. 0504833)
на страховые взносы КРБ.1.401.20.213
КРБ.1.109.ХХ.213
КРБ.1.401.61.213
Использование
Начислены расходы (расчеты по обязательствам), на которые ранее был создан резерв:
– по выплате отпускных КРБ.1.401.61*.211 КРБ.1.302.11.730 Табель учета рабочего времени (ф. 0504421)
– по выплате страховых взносов на: КРБ.1.401.61*.213
– социальное страхование КРБ.1.303.02.730
– страхование от несчастных случаев КРБ.1.303.06.730
– медицинское страхование КРБ.1.303.07.730
– пенсионное страхование КРБ.1.303.10.730

* Счет 401.60 приведен с аналитикой 401.61

  1. X – аналитический код группы синтетического счета объекта учета.
  2. ХХ – соответствующие группа и вид кода синтетического счета.
  3. Типовые проводки для бюджетных учреждений. Резервы предстоящих расходов
  4. Вас может заинтересовать:

Резерв расходов по претензионным требованиям и искам

Учреждение несет дополнительные расходы, если решит оспорить предъявленные к нему штрафы, пени, иски, ущербы, возможны судебные издержки. Также возможно, что госучреждению придется сделать выплаты по судебным решениям в пользу истца. Поэтому Минфин России обязывает учреждения создавать резерв по претензионным требованиям и искам.

Порядок расчета и периодичность пополнения отразите в учетной политике.

Способы расчета:

Резерв по претензионным требованиям = Штрафы + Пени

Для случаев выплат по компенсациям от причиненного ущерба (в т. ч. по ГПД) и ожидаемым судебным затратам применяйте формулу:

Резерв по претензионным требованиям = Ущерб + Судебные издержки

Читайте в Системе Госфинансы:

Резервы по претензионным требованиям и искам в учете

В бюджетном учете казенных учреждений формирование резервов по претензионным требованиям и искам отразите проводками:

Бухгалтерская запись Первичные документы
Дебет Кредит
Формирование
Резерв для оплаты обязательств по претензиям, предъявленным в адрес учреждения (в т. ч. оспариваемым в судебном порядке) КРБ.1.401.20.290 КРБ.1.401.63.290 Бухгалтерская справка (ф. 0504833)
Использование
Начислены расходы (расчеты по обязательствам), на которые ранее был создан резерв:
– при выплате по претензионным требованиям (искам) КРБ.1.401.63*.290 КРБ.1.302.91.730 КРБ.1.401.63.290 КРБ.1.302.91.730 Бухгалтерская справка (ф. 0504833)
– по оплате других обязательств, в том числе признанных в судебном порядке, за счет резерва, созданного на эти цели КРБ.1.401.60.2001 КРБ.1.302.ХХ.730КРБ.1.303.ХХ.730

* Счет 401.60 приведен с аналитикой 401.63.

  • X – аналитический код группы синтетического счета объекта учета.
  • ХХ – соответствующие группа и вид кода синтетического счета.
  • 1 В разрезе КОСГУ.

Резервы в налоговом учете

Государственные (муниципальные) учреждения могут создавать резервы предстоящих расходов, связанных с ведением деятельности, приносящей доход (п. 1 ст. 267.3 НК РФ).

Перечень расходов, в отношении которых он может быть создан, не конкретизирован.

Поэтому учреждению нужно самостоятельно определить и закрепить в учетной политике виды расходов, в отношении которых будут созданы резервы предстоящих расходов.

Резервы отпусков в бюджетном учреждении

Для отдельных видов расходов предусмотрен специальный порядок формирования резервов, а именно:

  • на оплату отпусков (ст. 324.1 НК РФ);
  • на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 324.1 НК РФ);
  • на выплату вознаграждений по итогам работы за год (ст. 324.1 НК РФ);
  • на ремонт основных средств (ст. 324 НК РФ);
  • на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (ст. 267 НК РФ);
  • на социальную защиту инвалидов (ст. 267.1 НК РФ);
  • на НИОКР (ст. 267.2 НК РФ).

Решение о формировании резервов

Налоговый кодекс РФ не содержит положений, которые обязывают учреждения формировать резервы предстоящих расходов в порядке, установленном указанными статьями.

Таким образом, учреждение может самостоятельно решить, в каком порядке формировать их для целей налогового учета в данной ситуации – предусмотренном для некоммерческих организаций или в специальном порядке для отдельных видов расходов. Формирование двух резервов в отношении одних и тех же расходов неправомерно.

Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 28 мая 2012 г. № 03-03-06/4/53.

Доходы и расходы будущих периодов

Доходы и расходы будущих периодов учреждения учитывают обособленно. Узнайте из подборки, какие операции относить к будущим периодам, как их правильно учесть и отразить в отчетности.

Как учесть доходы будущих периодов

Доходы будущих периодов возникают у бюджетных и автономных учреждений, когда они подписывают с учредителем соглашение о субсидии на госзадание на следующий год. Также учреждение получает доход будущих периодов, если:

  • продает имущество в рассрочку;
  • выполняет для заказчиков поэтапные работы (например, строительные);
  • продает абонементы (в бассейн, в спортзал и т. п.);
  • выращивает на продажу продукцию земледелия и животноводства (приплод, привес, прирост животных).

Всю сумму дохода будущих периодов сначала отразите на одноименном счете 401.40. В следующем году сумму постепенно списывайте в текущие доходы на счет 401.10. Если в конце года на счете 401.40 остались доходы будущих периодов, на финрезультат прошлых лет их не списывайте.

На заметку:

Что отнести на расходы будущих периодов

У учреждения возникают такие расходы:

  • оплата подписки на газеты и журналы;
  • страховая премия по договорам страхования (например, КАСКО, ОСАГО);
  • взносы на капремонт многоквартирных домов;
  • плата за сертификат ключа ЭЦП;
  • плата за пользование неисключительными правами (сайтом, компьютерной программой, справочной системой и т. п.).

Все они расходы будущих периодов. Такие затраты списывайте в текущий результат постепенно – в течение нескольких отчетных периодов. Если расход, который относится к будущим периодам, спишете сразу, он исказит текущую отчетность.

До того пока не наступит срок списания будущих расходов, учитывайте их обособленно – на счете 401.50 «Расходы будущих периодов». Сначала отразите на счете всю сумму таких затрат. Затем ее постепенно списывайте в текущий результат – на счет 401.20 или 109.00.

«Отпускной» резерв: порядок формирования и использования

Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Формировать резерв на оплату отпусков должны все без исключения учреждения, независимо от источника финансового обеспечения данных выплат. Делается это в целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения. О том, как рассчитать резерв отпусков и отразить в учете его создание и использование, поговорим далее.

Способы определения величины «отпускного» резерва

Порядок формирования резерва на оплату отпусков (методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики (п. 302.1 Инструкции № 157н).

Инструкция: как рассчитать резерв отпусков

ТК РФ дает всем работникам право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Поэтому каждый работодатель несет обязательные расходы на:

  • отпускные;
  • либо денежную компенсацию за неиспользованные дни.

Бюджетники планируют отдых всех сотрудников заранее. Для этого составляется особый документ — график отпусков.

Период, в течение которого работник может отдыхать, прямо пропорционален отработанному времени: чем дольше трудится сотрудник, тем больше будет отпускных дней. За месяц набегает примерно 2 дня.

Компенсация за неиспользованные работником отпускные дни выплачивается при увольнении. Рассчитать период и размер компенсации можно с помощью онлайн-калькулятора на нашем портале.

Поэтому организации необходим запас денег, из которого будут выплачиваться не только отпускные или компенсации, но и взносы во внебюджетные фонды. Такой запас создается в текущем периоде, а используется в будущем. Например, резерв отпусков на 2020 год нужно было сформировать в 2018 году. А в текущем работодатели резервируют деньги на 2020 год.

Кто обязан формировать резерв отпусков

Создавать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков — это обязанность не только государственных организаций, но и всех юрлиц. Исключение сделано только для тех, кто работает по упрощенке. Обязанности прописаны:

  • в пункте 3 ПБУ 8/2010;
  • статьях 4 и 5 402-ФЗ от 06.12.2011.

С какой периодичностью это делать

Главная задача — сделать так, чтобы у организации всегда были деньги на выплату отпускных и компенсаций. Поэтому на отчетную дату объем зарезервированных денег должен равняться той сумме, которую пришлось бы выплатить работникам, если бы они одновременно ушли в отпуск. А вот отчетной датой может быть:

  • конец каждого месяца;
  • конец каждого квартала;
  • конец года.

Первый из перечисленных вариантов — последнее число месяца — точнее всего отражает текущее положение вещей, но при этом является наиболее трудоемким.

Последний — 31 декабря — самый простой, но и наименее информативный. Воспользоваться им могут только те организации, которые отчитываются только по итогам года.

Специалисты считают, что оптимальным вариантом будет формировать резерв отпусков в последний день каждого квартала.

Бюджетная организация вправе сама выбрать удобный подход, после чего решение нужно закрепить в учетной политике.

Как считать резерв отпусков

Резервы отпусков в бюджетном учреждении

Журнал «Зарплата в бюджетном учреждении» № 1, Январь 2015

Как создать резерв на оплату отпусков

Целесообразность резерва

Изменениями, внесенными вИнструкцию № 157н, введен новый синтетический счет бухгалтерского учета 401 60 «Резервы предстоящих расходов».

Таким образом, на уровне нормативного акта закреплено право государственных и муниципальных учреждений создавать резервы предстоящих расходов, в том числе резервы на оплату отпусков.

В общем случае подобный резерв целесообразно формировать в случае, когда отпуска персоналу в течение календарного года предоставляются неравномерно: например, все или большая часть работников уходят в отпуск в летнее время – с мая по сентябрь.

Вместе с тем при этом могут учитываться и иные факторы, в частности сезонность продаж учреждениями некоторых видов услуг (что обуславливает неравномерность поступления доходов) или специфика деятельности организации (например, в образовательных учреждениях большая часть отпусков приходится на летнее время, что связано с учебным процессом).

Создание резерва позволяет минимизировать расхождения в себестоимости оказываемых услуг (особенно в тех учреждениях, где удельный вес оплаты труда в себестоимости услуг является существенным). Поэтому второе условие, при котором создание резерва на оплату отпусков будет целесообразным, – формирование себестоимости реализуемых работ и услуг.

Читайте также:  Назначение платежа при увольнении сотрудника в платежном поручении

Создаем резерв

В настоящее время в государственных и муниципальных учреждениях в обязательном порядке формируется только себестоимость работ и услуг, выполняемых и оказываемых в рамках приносящей доход деятельности.

Однако по совокупности изменений, планирующихся к внесению в Инструкцию № 174н (проект приказа выложен на официальном сайте Минфина России), предполагается формирование себестоимости и услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями в рамках основной деятельности (по выполнению государственного или муниципального задания).

Таким образом, весьма вероятно, что с 2015 года станет обязательным и формирование себестоимости услуг, оказываемых учреждениями в рамках государственного или муниципального задания.

Непосредственно на размер финансовых потоков образование и использование резерва не влияет: суммы субсидий и доходов от реализации платных услуг поступают в соответствии с условиями соглашений и коммерческих договоров, а расходы на оплату отпусков производятся по фактическим случаям. Поэтому основной целью создания резерва в бухгалтерском учете является обеспечение возможности более качественного анализа показателей промежуточной бухгалтерской отчетности и планирование предстоящих расходов – как до окончания текущего года, так и на плановый период.

Еще одним доводом в пользу создания такого резерва может служить условие о выделении субсидий на выполнение государственного или муниципального задания: если субсидии выделяются в течение года равными долями (ежеквартально или ежемесячно), то в периоды, когда количество отпусков меньше среднегодового, субсидия будет предоставляться в размерах, несколько превышающих фактическую потребность, и это превышение может быть использовано в те периоды, когда количество отпусков максимально (в этом случае создается резерв на оплату отпусков).

В соответствии с пунктом 302.1 Инструкции № 157н порядок создания резервов (виды резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках учетной политики. › |

Расчет резерва ипериод его создания

В нормативных документах не говорится, на какой период может создаваться резерв. С точки зрения экономической целесообразности имеет смысл делать это каждый календарный год (хотя бы потому, что график отпусков утверждается также на календарный год, а без него невозможно спланировать использование резерва).

Указанные элементы должны быть подтверждены данными специального расчета (сметы), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в резерв исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов с этих расходов. При этом процент отчислений в резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

Например, общий фонд зарплаты на очередной год установлен в размере 12 млн руб., предполагаемый размер расходов на оплату отпусков – 1,44 млн руб. Таким образом, процент отчислений в резерв будет равен 12 процентам (1 440 000 руб. / 12 000 000 руб. х 100%), а ежемесячный процент – 1 процент от фонда оплаты труда.

В Инструкции № 157н (с учетом последних изменений) схема бухгалтерского учета операций по созданию и использованию резерва не прописана (определены только общие правила).

Соответствующая корреспонденция счетов установлена проектом изменений в Инструкцию № 174н:

Содержание операции Дебет Кредит
Начислена сумма резерва на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время) 109 60 211 «Затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг» 401 60 211 «Резервы предстоящих расходов по оплате отпусков»
Начислена сумма резерва на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов) 109 60 213 «Затраты на начисления на выплаты по оплате труда в себестоимости готовой продукции, работ, услуг» 401 60 213 «Резервы предстоящих расходов»
Начислены отпускные, компенсации за неиспользованный отпуск 401 60 211 «Резервы предстоящих расходов» 302 11 730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате труда»

Изменение размера резерва

Как быточно ни был определен размер резерва, полное соответствие фактических расходов на оплату труда сумме резерва возможно только в том случае, если текучесть кадров в учреждении нулевая, а размер оплаты труда (и, соответственно, размер отпускных) не меняется в течение года.

Поэтому на практике размер резерва подлежит уточнению.

Теоретически оно может производиться и в течение календарного (финансового) года. Скажем, по итогам первого полугодия или трех кварталов.

Однако обычно корректировка размера резерва выполняется по результатам инвентаризации резерва, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Учтите: при принятии решения о создании резерва на оплату отпусков необходимо внести изменения и в ту часть учетной политики учреждения, которая регулирует состав и сроки проводимых инвентаризаций.

Порядок списания неиспользованного в отчетном году остатка резерва ни Инструкцией № 157н, ни проектом изменений в Инструкцию № 174н не установлен.

По нашему мнению, сумма остатка должна быть присоединена к доходам по соответствующему виду деятельности. Например:

Содержание операции Дебет Кредит
Отнесен остаток резерва на оплату отпусков работников, занятых в приносящей доход деятельности, к доходам 2 401 60 211 «Резервы предстоящих расходов» 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»
Отнесен остаток резерва на оплату отпусков работников, занятых в основной деятельности, к доходам › | 4 401 60 211 «Резервы предстоящих расходов» 4 401 10 180 «Прочие доходы»

Также следует учитывать, что часть работников может не использовать отпуск в том году, когда на него возникло право, и, следовательно, часть резерва, предназначенная для осуществления выплат таким работникам, останется неиспользованной. Хотя отпуск может быть предоставлен в самом начале следующего календарного года.

Учет таких сумм при определении резерва на следующий год, по нашему мнению, неправомерен, поскольку резерв создается за счет себестоимости работ или услуг и должен быть учтен при налогообложении того отчетного периода, в течение которого возникло право на отпуск.

Поэтому учреждение должно иметь право переносить часть сформированного резерва на следующий год (разумеется, при условии что переносимая сумма будет подтверждена соответствующими расчетами).

Резервы предстоящих расходов бюджетных и автономных учреждений

То есть при определенных условиях в начале года в учреждении могут существовать два резерва: переходящий остаток прошлого года и сумма резерва, создаваемого в новом году.

Нюансы налогообложения

Резерв наоплату отпусков может быть сформирован и в налоговом учете. Порядок его создания и использования регулируется нормами статьи 324.1 Налогового кодекса РФ. Причем резерв для целей налогообложения формируется независимо от того, имеется ли аналогичный резерв в бухучете. То есть резерв на оплату отпусков для целей обложения налогом на прибыль мог быть создан и в 2014 году.

Так как под налогообложение подпадают только суммы дохода по приносящей доход деятельности, создание резерва на оплату отпусков для целей налогообложения имеет смысл, по нашему мнению, только в отношении тех работников, которые получают оплату труда за счет собственных средств учреждения.

Порядок налогового учета такого резерва аналогичен порядку бухучета резерва, созданного для целей бухгалтерского учета. Поэтому данные бухучета, как правило, могут быть перенесены в регистры налогового учета без дополнительных уточнений и корректировок.

Особенность создания резерва для целей налогообложения – требование об обязательном составлении специального расчета (сметы), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв (абз. 2 п. 1 ст. 324.1 Налогового кодекса РФ).

Процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда. В соответствии с пунктом 3 статьи 324.1 Налогового кодекса РФ на конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва. › |

Резервы предстоящих расходов бюджетных и автономных учреждений

1 января 2012 г. начали действовать поправки, внесенные в НК РФ Федеральным законом N 235-ФЗ , в части формирования резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций. Какие резервы предстоящих расходов могут создавать бюджетные и автономные учреждения в связи с внесенными в налоговое законодательство изменениями? Об этом мы поговорим в данной статье.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности».

Федеральный закон N 235-ФЗ с 1 января 2012 г.

предоставил некоммерческим организациям, в том числе бюджетным и автономным учреждениям, право формировать резерв предстоящих расходов, которые осуществляются в рамках приносящей доход деятельности и учитываются для целей налогообложения прибыли.

Решение о создании резерва предстоящих расходов автономное учреждение принимает самостоятельно и фиксирует его в налоговой учетной политике. Размер и порядок определения данного резерва устанавливаются вновь введенной в Налоговый кодекс ст.

Резервы отпусков в государственных учреждениях

267.3 «Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций».

Исходя из положений п. 2 ст. 267.

3 НК РФ перечень расходов, в отношении которых бюджетное и автономное учреждение вправе сформировать указанный резерв, не конкретизирован, в связи с чем в своей учетной политике учреждение должно указать, в отношении каких видов расходов он будет формироваться. При этом, учитывая положения п. 1 ст. 252 НК РФ, отчисления в резерв должны отвечать критериям экономической обоснованности.

Затраты на формирование резервов предстоящих расходов, определенные в размере и порядке, которые установлены ст. 267.3 НК РФ, включаются в состав внереализационных расходов (пп. 19.3 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Налоговый кодекс содержит еще ряд статей, посвященных правилам формирования тех или иных резервов. Например, ст. 266 НК РФ определяет правила формирования резервов предстоящих расходов по сомнительным долгам, ст. 267.

2 НК РФ — резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, ст. 324 НК РФ содержит порядок определения резервов предстоящих расходов на ремонт основных средств, ст. 324.

1 НК РФ — порядок учета расходов на формирование резервов предстоящих расходов на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и др.

Возникает закономерный вопрос: могут ли некоммерческие организации создавать резервы, руководствуясь этими статьями?

Статья 267.3 НК РФ не содержит каких-либо указаний или ссылок на то, что формирование резерва предстоящих расходов должно производиться в соответствии с порядком формирования резерва по отдельным видам расходов, предусмотренным указанными статьями НК РФ. Поэтому формирование резерва некоммерческими организациями производится только в соответствии с положениями ст. 267.3 НК РФ.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *