Последствия привлечения к административной ответственности?

За наиболее серьезные нарушения закона наступает ответственность по УК РФ.  Если противозаконная деятельность носит не столь опасный характер, для назначения санкций используются нормы КоАП РФ. В этой статье рассмотрим, за какие проступки наступает административная ответственность, и какие санкции могут грозить нарушителям.

Последствия привлечения к административной ответственности?

Что это такое

Ответственность за административный проступок заключается в санкциях, включенных в статьи Особенной части КоАП РФ. Основанием для применения санкций является противоправное действие или бездействие субъекта, совершенное с определенной степенью, вины (умышленно, неосторожно и т.д.). Выделим ключевые признаки ответственности по КоАП РФ:

  • наказание может применяться в отношении российских и иностранных граждан, должностных лиц, предприятий любой формы собственности;
  • полный перечень санкций, которые могут применяться к нарушителям, зафиксирован в главе 3 КоАП РФ;
  • рассмотрение дел входит в компетенцию суда, иных уполномоченных ведомств и должностных лиц – вид и размер наказания фиксируется в постановлении.

Наказание за отдельные статьи УК РФ может наступать даже в отношении несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет. По нормам УК РФ возрастной барьер существенно выше, он составляет 16 лет.

Кроме того, для несовершеннолетних граждан могут применяться не все виды санкций.

В отдельных случаях ответственность понесут родители, либо дело будет прекращено по мотивированному решению комиссии по делам несовершеннолетних.

  • Для назначения наказания нужно доказать форму вины правонарушителя – она может заключаться в умышленных действиях или бездействии, либо неосторожности.
  • За случайное совершение проступка, когда субъект не мог предвидеть наступление негативных последствий, ответственность исключается.
  • Нормы КоАП РФ содержат несколько признаков классификации лиц, которые могут признаваться нарушителями по административному делу. Если для юридического лица не важна организационно-правовая форма (наказание в равной степени назначается ООО, ПАО или государственному учреждению), то для рассмотрения дел с участием граждан будет устанавливаться их статус:
  • частные лица;
  • должностные лица, наделенные организационно-распорядительными функциями (руководитель, главный бухгалтер и иные субъекты);
  • гражданин, зарегистрированный в качестве ИП – в большинстве случаев, ИП приравнен к юридическим лицам, однако могут устанавливаться и специальные санкции (например, за нарушения в сфере трудового права, для должностных лиц, ИП и организаций штраф будет отличаться).

Кроме того, дополнительное разграничение для граждан может зависеть от их принадлежности к определенному ведомству – действуют отдельные статьи и правила в отношении военнослужащих, сотрудников МВД и т.д.

Некоторые меры воздействия могут применяться только при наличии специального права. Типичные примеры таких составов содержатся в главе 12 КоАП РФ за нарушение в сфере дорожного движения.

Если виновный автовладелец имеет специальное право управления транспорта, он будет его лишен на срок до 3 лет.

При отсутствии указанного права, будут применены санкции по другим пунктам статьи КоАП РФ,  а наказание будет заменено на арест или штраф.

Виды ответственности

Суд или иное уполномоченное ведомство не могут произвольно устанавливать меры воздействия к нарушителям. Все виды санкций перечислены в главе 3 КоАП РФ, а для привлечения к ответственности за конкретное нарушение нужно выбирать наказание в пределах статьи кодекса. К основным видам ответственности закон относит:

  • предупреждение – выносится в письменной форме, если проступок имеет малозначительную или небольшую общественную опасность, либо применяется в качестве замены штрафу;
  • штраф в денежной форме – может выражаться в фиксированной сумме, либо в кратных величинах (от кадастровой стоимости недвижимости, стоимости предмета и т.д.);
  • лишение специального права – назначается на срок, не превышающий 3 лет, а для его восстановления может потребоваться повторная процедура получения права;
  • арест – применяется на срок не более 15 суток, а по отдельным составам может увеличиваться до 30 дней;
  • дисквалификация – подразумевает запрет на занятие определенных должностей, если проступок был связан со служебной деятельностью;
  • обязательные работы – заключаются в безвозмездной трудовой деятельности на предприятиях, утвержденных муниципальными властями;
  • приостановление деятельности – данная санкция может грозить только компаниям и ИП.

Назначить сразу два основных вида наказания нельзя, однако по делам о нарушении ПДД суд может одновременно установить штраф и лишить права управления транспортом (второй вид наказания будет являться дополнительной санкцией).

Дополнительными санкциями, назначение которых зависит от суда или иного ведомства, могут являться выдворение за пределы РФ (для иностранцев и лиц без гражданства), конфискация, запрет на посещение спортивных мероприятий. Для наказания по главе 12 КоАП РФ дополнительным видом ответственности может являться лишение права управления.

На выбор санкции может существенно повлиять статус нарушителя. Например, запрещено направлять под арест беременных женщин, несовершеннолетних детей, военнослужащих и ряда иных категорий граждан.

Обязательные работы также не могут использоваться для наказания беременных женщин, женщин с детьми до 3 лет, инвалидов и иных субъектов.

Определение статуса нарушителя происходит при составлении протокола и рассмотрении дела.

За что грозит ответственность

Основания для назначения наказания будут содержаться в конкретных статьях Особенной части КоАП РФ. Они сгруппированы в отдельные главы, в зависимости от объекта правонарушения. Выделим наиболее распространенные группы составов, по которым будут назначены административные санкции:

  • проступки, посягающие на права граждан (глава 4 КоАП РФ) – нарушения избирательных прав, проступки в сфере трудового права, дискриминация и т.д.;
  • нарушения в сфере безопасности дорожного движения (глава 12 КоАП РФ) – превышение скоростного режима, управление машиной в состоянии опьянения, оставление места ДТП и т.д.;
  • наказание за экологические правонарушения последуют по статьям, включенным в главу 8 КоАП РФ;
  • за нарушения в сфере предпринимательской деятельности используются составы главы 14 КоАП РФ.

Для отдельных видов проступков может применяться не только административная, но и уголовная ответственность.

На разграничение последствий будет влиять размер причиненного ущерба, тяжесть вреда здоровью граждан, повторность совершения проступка  иные факторы.

Например, за повторный отказ от медосвидетельствования на предмет опьянения за рулем наступает уже уголовная ответственность. Уголовные санкции за неуплату алиментов применяются для злостных должников, ранее получивших наказание по КоАП РФ.

Характер и однородность проступков будут влиять на вид и размер санкции. Если в рамках одного действия нарушено несколько однородных норм (например, водитель нарушает сразу несколько пунктов ПДД), ему назначается только одна основная санкция – выбор будет заключаться в использовании максимально возможной меры воздействия среди рассматриваемых составов.

Как происходит привлечение к ответственности

Факт нарушения могут фиксировать уполномоченные органы и должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями по КоАП РФ.

Например, нарушения ПДД могут устанавливаться сотрудниками ГИБДД при патрулировании улиц, остановке автотранспорта, выезде на место аварии.

По каждому факту нарушения составляется процессуальный протокол, в содержании которого указываются все обстоятельства проступка:

  • время и место противоправного действия или бездействия;
  • сведения о личности нарушителя, потерпевшего и свидетелей;
  • данные о должностном лице, составившем протокол;
  • норма правил, которая была нарушена;
  • статья КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за проступок;
  • обстоятельства нарушения – в чем заключалось виновной действие или бездействие, характер и степень последствий, описание места происшествия и т.д.;
  • дополнительные факторы, которые могут повлиять на выбор и размер санкции – состояние опьянения у нарушителя, отказ подчиниться законному требованию о прекращении противоправной деятельности и т.д.

При составлении протокола нарушителю предлагается дать свои объяснения или представить возражения – они должны быть отражены в тексте документа. Кроме того, потенциальному нарушителю разъясняется право на защиту, в том числе на участие адвоката во всех процессуальных действиях.

По отдельным статьям КоАП РФ, дело может быть рассмотрено сразу на месте выявления нарушения. Для этого составляется постановление с указанием примененной меры воздействия. Оспорить постановление, вынесено по факту нарушения, можно через вышестоящее должностное лицо, либо в судебном порядке.

Если дело не может быть рассмотрено должностным лицом, составившим протокол, административный материал направляется в суд, либо в иной уполномоченный орган. Привлечение к ответственности в этом случае проходит по следующим правилам:

  • нарушитель извещается о времени и месте рассмотрения дела – это может быть сделано при составлении протокола, либо направляется судебная повестка или иной аналогичный документ;
  • дело может рассматриваться даже без участия нарушителя, если он был уведомлен о времени и месте заседания – исключение составляют только случаи, когда виновному лицу грозит арест;
  • вид и размер санкции фиксируется в постановлении, которое вручается нарушителю или направляет по месту его регистрации.
Читайте также:  Представитель по доверенности не возвращает деньги

Если статьей КоАП РФ предусмотрено наказание в виде ареста, лишения специального права или выдворение за пределы РФ, рассмотреть дело может только суд.

Для привлечения к ответственности учитываются квалифицирующие обстоятельства, а также смягчающие и отягчающие факторы. Дополнительная квалификация заключается в установлении признаков, существенно повышающих общественную опасность проступка. К ним относится повторность нарушения, наличие неснятой административной санкции, совершение проступка группой лиц и т.д.

Наличие смягчающих обстоятельств позволяет использовать минимально возможную санкцию по статье КоАП РФ. Законом не ограничен перечень таких факторов, поэтому при рассмотрении дела они будут устанавливаться в индивидуальном режиме.

Например, к таким обстоятельствам относится несовершеннолетний возраст нарушителя, совершение проступка в период беременности и т.д. На размер наказания повлияют и положительные характеристики, представленные нарушителем или его защитником.

Отягчающими факторами признается состояние опьянения, несовершеннолетний возраст потерпевшего и т.д.

Как исполняется наказание

Постановление о привлечении к ответственности может быть обжаловано в течение 10 суток. На весь срок рассмотрения жалобы постановление не вступает в силу. Порядок исполнения назначенных санкций будет зависеть от их вида:

  • штраф должен быть уплачен добровольно в течение 60 дней – несоблюдение этого срока приведет к принудительному удержанию через приставов;
  • для отбывания ареста гражданин помещается в спецучреждение МВД;
  • для обязательных работ нарушитель должен получить предписание пристава и самостоятельно прибыть на предприятие;
  • выдворение может происходить в добровольном или принудительном режиме – во втором случае перемещением через границу занимаются сотрудник МВД и пограничной службы;
  • лишения права управления происходит путем добровольной сдачи бланка водительского удостоверения, либо его принудительного изъятия сотрудниками ГИБДД,

За нарушение порядка исполнения санкции грозит дополнительная административная ответственность. Нарушителю будет назначен новый штраф, либо использован арест и обязательный работы.

Поделиться ссылкой:

Административные правонарушения и их последствия

БЕСПЛАТНАЯ ЮРКОНСУЛЬТАЦИЯ

8800 3339483 доб. 826

Главная Административное право

Правильный пример укрепит в устранении проблем при составлении официального документа. Это даст возможность сберечь средства на найме адвоката.

Прежде чем использовать пример, естественно следует внимательно прочитать напечатенные в нем части законодательства. Спустя время они вполне могут потерять свою актуальность.

Сэкономленные деньги в общем не лишние.

Любое правонарушение представляет собой действие, которое противоречит нормам действующего законодательства.

Его противоправность выражается в том, что конкретное лицо нарушает определенную норму права, девствуя вопреки ее предписаниям, и тем самым противопоставляет собственную волю воле государства, то есть вступает с ним в конфликт.

Административное правонарушение является разновидностью противоправного действия, оно признается виновным деянием, это может быть действием или бездействием физических лиц или организаций.

Ответственность за нарушения административного законодательства предусмотрена статьями КоАП РФ. Стоит отметить, что вполне возможны ситуации, когда правонарушитель не знал о наличии запрета на определенное действие, однако это обстоятельство не освобождает его от ответственности за совершенное правонарушение.

При административных правонарушениях объектами посягательства являются собственность, общественная нравственность и порядок, здоровье населения, экология и другое. Административное правонарушение характеризуется признаками: противоправность, виновность и наказуемость.

Главным отличием административного правонарушения от преступления является тот факт, что их совершение не наносит обществу существенного вреда, правонарушение не обладают признаками общественной опасности относительно этого понятия в смысле уголовного законодательства.

При этом, некоторые деяния могут быть признаны как правонарушениями, так и преступлениями, что напрямую зависит от степени причиненного вреда или иных обстоятельств по делу.

  • Состав административного правонарушения образует в себе четыре элемента:
  • — объект – общественные отношения;
  • — объективная сторона – признаки определенного деяния, возможные последствия, а также причинная связь непосредственно между деянием и последствиями;

— субъект – физическое или юридическое лицо, первое должно быть вменяемым и достигшим определенного возраста (16 лет);

— субъективная сторона – цель и вина в форме умысла или неосторожности.

Совершение правонарушения административного характера служит поводом к применению определенных мер ответственности – к наказанию, предусмотренному Кодексом об Административных правонарушениях РФ.

Основной санкцией административного наказания является штраф, он назначается практически за все виды правонарушений.

Также, кодексом предусмотрены иные меры ответственности – предупреждение, приостановление деятельности организаций, лишение специального права (чаще лишают права на управление транспортного средства), административный арест и так далее.

После совершения правонарушения выявляется потребность в осуществлении экспертизы, а также проведении иных процессуальных действий, требующих временных затрат. Например, достаточно часто административные расследования проводятся в области антимонопольного или налогового законодательства, таможенного дела или дорожного движения.

Расследование является самостоятельной стадией производства и проводится в особом порядке: по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Срок расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела, в исключительных случаях, срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом на один месяц, а в таможенных делах – до 6 месяцев.

94 Административные правонарушения и административная ответственностьть

Понятие и виды административных правонарушений

Основанием для привлечения лица к административной ответственности является совершение им административного правонарушения (проступка) Согласно Кодексу Украины об административных правонарушениях, административных тивных правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на права и свободы граждан, государственный или общественный порядок, собственность на установленный порядок управления, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность Следовательно, признаками административного правонарушения является противоправность, виновность, наказуемостьть.

Признак противоправности административного правонарушения следует из того, что оно запрещено законом, поскольку может причинить вред или угрожать опасностью Противоправность выделяет административные правоп нарушения среди других, хотя и неправомерных действий, на совершение которых законом не установлено каких-либо правовых запретов В таком случае речь может идти о нарушении моральных или иных социальных норрм.

Противоправность охватывает проступки, наносящие непосредственного вреда интересам личности, материальным вещам, а также те, которые не связаны с наступлением вредных последствий таят в себе лишь угрозу, опасность такого вреда Например, нарушение правил пожарной безопасности при отсутствии вредных последствий влечет административную ответственность Такие проступки свидетельствуют нежелание подчиняться закона, общеобязательным правилам, т.е. посягают на правовую формму.

  1. Противоправное деяние (действие или бездействие) считается административным правонарушением (проступком) только тогда, когда установлено вину лица в его совершении, а также доказано причинная связь между таким м деянием и вредными последствиями, если такие настали Вина лица может выражаться в двух формах: умысла и неосторожности совершаются умышленно административном правонарушении признается тогда, когда лицо, е го совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий Примером умышленного правонарушения есть мелкое хищение государственного или коллективного имуществайна.
  2. Административное правонарушение считается совершенным по неосторожности, когда лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, однако легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло бы их предусмотреть Неосторожность в разнообразной форме (самоуверенности, легкомыслия небрежности, рассеянности, необдуманности) может стать причиной многих нарушений правил технической и пожарной безопасности, дорожного движения, санитарно-противоэпидемических правил и других, где субъектами соответствует льности преимущественно выступают должностные лица Установление формы вины имеет значение при назначении взысканияня.
  3. Характерной особенностью административных правонарушений является наказуемость Это означает, что за их совершение к лицу может быть применены меры государственного принуждения Однако в законе предусмотрено исключение а этого правила а когда предоставляется возможность освободить нарушителя от административной ответственности при малозначительности правонарушения, или возможность ограничиться в отношении виновного устным замечанием со стороны органа (сл ужбовои лица), уполномоченного решать делву.
  4. К признакам административного правонарушения принадлежит также общественная опасность Однако надо заметить, что законодатель непосредственно не говорит, что административное правонарушение — это общественно опасных чне деяния, оно скорее общественно вредное Анализ содержания правонарушений Особенной части Кодекса об административных правонарушениях гласит, что общественная опасность не является универсальной особенностью всех без исключения административных правонарушений, многим из них она не присущава.
  5. Для полного представления об административном правонарушении надо рассмотреть его юридический состав: субъект, объект, субъективную и объективную стороны.
  6. Субъектом административного правонарушения может быть гражданин Украины, которому исполнилось 16 лет, а также иностранцы и лица без гражданства Законодатель отдельно выделяет среди субъектов служебных ос СИБ, возлагая на них повышенную по сравнению с другими гражданами, ответственность, если нарушения общеобязательных правил одновременно является нарушением служебного долгав.
Читайте также:  Что делать если приобретённый автомобиль оказался заложенным?

Обязательным условием, при которой лицо может считаться субъектом правонарушения, является ее вменяемость, т.е. способность оценивать свои действия и руководить ими.

Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере административно-организационной деятельности и порядка управления, регулируемых административным правом а также нормами других отраслей права (трудового, гражданского, финансового, земельного и др.) Объектом посягательства административного правонарушения может быть и сам человек, его здоровье, честь и достоинствоь.

зависимости от того, что является объектом посягательства, административные правонарушения делят на различные виды, перечень которых содержит Особенная часть Кодекса об административных правонарушениях Это правонарушение пр роты лица, прав и свобод граждан, нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм; правонарушения в области охраны окружающей природной среды и использования прир одних ресурсов, нарушение против собственности, нарушения на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи, нарушения общественного порядка и общественной безопасности тощо.

Субъективная сторона административного правонарушения определяет вина лица, цель и мотив ее поведения Центральное место занимает оценка вины, т.е. психического отношения лица к совершенному им протиправног го деянияхя.

  • Цель и мотив — это факультативные признаки субъективной стороны, и они не всегда присутствуют Но во многих случаях их наличие влияет на содержание правонарушения, например, незаконная торговая деятельность Объективная сторона административного правонарушения характеризуется наличием самого деяния (действия или бездействия), противоправных последствий и причинной связи между ними (последние не всегда обязательно) Би льшисть правовых нарушений совершается путем действия, активной противоправного поведения (мелкое хулиганство, самовольный захват земельных участков) Противоправное поведение может выражаться и в бездействии — безбилетный проезд в транспорте, невыполнение санитарных треимог.
  • Факультативными признаками объективной стороны является место, время, способ и средства совершения правонарушения, во многих случаях имеют квалифицирующее значение (браконьерство — охота в неположенное время аб потому в неположенном месте или запрещенными средствами.
  • Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Каковы последствия административного правонарушения ?

Игорь Босов Ученик (110), закрыт 6 лет назад

Произошла следующая ситуация: возвращаясь домой с друзьями были задержаны нарядом милиции под предлогом «административное правонарушение» (распитие спиртных напитков в общественном месте), после чего нас доставили в отделение милиции где был составлен протокол о задержании.

ПОследствий не должно бытть ни каких. тыщи и тыщи работают и учатся с этим. и ничего.

  1. Остальные ответы
  2. Кошка Знаток (455) 6 лет назад
  3. За нарушения подобного рода Вы должны сплатит штраф в сумме которую укажут, за разные нарушения разные суммы.

Ну а вообще, Вы можете подать в суд, так как в протоколе указали что не согласны. Подаёте жалобу в суд где Вы излогаете как всё произошло и с чем Вы не согласны.

А на Вашу работу административное правонарушение не влияет, так как кто будет проверять? Роботодателей интересует уголовная отвественность.

киса воробьянинов Ученик (183) 6 лет назад

Стандартная ситуация, если отпустили, то штраф (предупреждение редко), -протокол в архив, но в базе данных ты числешься, как правонарушитель, теперь, как повлияет-ни как, если какой-нибудь «состродалец» не донесет в банк, на момент проверки, а там не докажишь прав или не прав-не подходите! И еще, нет ни какой разницы какую подпись ставишь или не ставишь, но всегда пиши с протоколом не согласен. (даже если есть вина-всегда можно оспорить)

Любое правонарушение представляет собой действие, которое противоречит нормам действующего законодательства.

Его противоправность выражается в том, что конкретное лицо нарушает определенную норму права, девствуя вопреки ее предписаниям, и тем самым противопоставляет собственную волю воле государства, то есть вступает с ним в конфликт.

Административное правонарушение является разновидностью противоправного действия, оно признается виновным деянием, это может быть действием или бездействием физических лиц или организаций.

Ответственность за нарушения административного законодательства предусмотрена статьями КоАП РФ. Стоит отметить, что вполне возможны ситуации, когда правонарушитель не знал о наличии запрета на определенное действие, однако это обстоятельство не освобождает его от ответственности за совершенное правонарушение.

При административных правонарушениях объектами посягательства являются собственность, общественная нравственность и порядок, здоровье населения, экология и другое. Административное правонарушение характеризуется признаками: противоправность, виновность и наказуемость.

Главным отличием административного правонарушения от преступления является тот факт, что их совершение не наносит обществу существенного вреда, правонарушение не обладают признаками общественной опасности относительно этого понятия в смысле уголовного законодательства.

При этом, некоторые деяния могут быть признаны как правонарушениями, так и преступлениями, что напрямую зависит от степени причиненного вреда или иных обстоятельств по делу.

  • Состав административного правонарушения образует в себе четыре элемента:
  • — объект – общественные отношения;
  • — объективная сторона – признаки определенного деяния, возможные последствия, а также причинная связь непосредственно между деянием и последствиями;
  • — субъект – физическое или юридическое лицо, первое должно быть вменяемым и достигшим определенного возраста (16 лет);
  • — субъективная сторона – цель и вина в форме умысла или неосторожности.

Совершение правонарушения административного характера служит поводом к применению определенных мер ответственности – к наказанию, предусмотренному Кодексом об Административных правонарушениях РФ.

Основной санкцией административного наказания является штраф, он назначается практически за все виды правонарушений.

Также, кодексом предусмотрены иные меры ответственности – предупреждение, приостановление деятельности организаций, лишение специального права (чаще лишают права на управление транспортного средства), административный арест и так далее.

После совершения правонарушения выявляется потребность в осуществлении экспертизы, а также проведении иных процессуальных действий, требующих временных затрат. Например, достаточно часто административные расследования проводятся в области антимонопольного или налогового законодательства, таможенного дела или дорожного движения.

Расследование является самостоятельной стадией производства и проводится в особом порядке: по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Срок расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела, в исключительных случаях, срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом на один месяц, а в таможенных делах – до 6 месяцев.

Источники: mosadvokat.org, uchebnikionline.com, otvet.mail.ru

Следующие статьи:

Что такое административная ответственность: краткий обзор признаков, видов и условий

Обновлено 21 июля 2021 Просмотров: 161 396 Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие «административная ответственность» до сих пор не закреплено в законодательстве РФ.

А учёные предлагают разные трактовки, что приводит к терминологической путанице.

Зато сегодня чётко понятно, при каких условиях наступают неблагоприятные последствия для правонарушителей. В этой статье мы рассмотрим понятие с разных сторон: теоретической и практической.

Административная ответственность — это ..

Административная ответственность – это меры государственного принуждения, которые влекут отрицательные последствия для лиц, виновных в совершении административных правонарушений (это что?).

Последние законодательно закрепляются в КоАП РФ и региональных законах субъектов федерации.

Административная ответственность обладает следующими отличительными чертами:

  1. может назначаться не только судом, но и должностными лицами правоохранительных органов (это что?);
  2. субъектами выступают не только физические лица, но и организации;
  3. административное правонарушение и административная ответственность связаны с причинением вреда не просто конкретному лицу, а интересам общества в целом (в этом ключевое отличие от гражданской ответственности).

Понятие часто отождествляют с мерами административного взыскания даже в учебной литературе. Однако на практике встречаются ситуации, когда ответственность наступает, а наказание не назначается или не исполняется.

Читайте также:  Выписать мужа: я проживаю в квартире по договору социального найма, квартира неприватизированная

Например, в результате истечения сроков привлечения или издания акта амнистии (это как?). При этом в течение 1 года считается, что лицо ранее совершало правонарушение.

То есть, субъект всё равно проходит через общественное порицание, и это влечёт для него неблагоприятные последствия.

Условия для наступления ответственности

С какого возраста наступает административная ответственность? Согласно статье 2.3. КоАП РФ – с 16 лет. За проступки более молодых подростков и детей отвечают родители или законные опекуны.

Для констатации факта правонарушения нужно соотнести фактически содеянное с указанным в статье закона составом. Последний включает 4 признака:

  1. Деяние.Что совершает субъект. Деяние выражается в действии (например, нанесение побоев) или в бездействии (например, непредоставление пешеходам преимущества в дорожном движении).
  2. Наличие общественного вреда.

    В практике встречаются ситуации, когда объективно деяние подпадает под описание в законе, но фактически не причиняет вреда общественным отношениям.

    Это основание для освобождения от административной ответственности согласно статье 2.9 КоАП РФ. Но решать такой вопрос вправе только судья.

    Например, покупатель берёт в магазине резинку для волос за 15 руб., а кассир забывает пробить чек. Наказание должно быть назначено торговой организации по статье 14.5 КоАП РФ. Однако очевидно, что такое деяние практически не причиняет вреда обществу.

  3. Противоправность.Привлечь к ответственности можно только за проступки, указанные в законе (это что?). Нельзя, например, наказывать лицо за внутренний негатив по отношению к обществу, если он никак не проявляется вовне.
  4. Виновность.Вина бывает умышленной (прямой или косвенной) и неосторожной (в форме небрежности или легкомыслия). Если её нет, то нет и мер воздействия. Например, нельзя наказать человека, совершившего проступок в невменяемом состоянии.

Срок давности привлечения к административной ответственности

После выявления проступка должностное лицо в первую очередь учитывает сроки давности привлечения к административной ответственности. Этот вопрос подробно описан в статье 4.5 КоАП.

По общему правилу, срок давности составляет 2 месяца с момента совершения деяния. А если дело рассматривается в суде – 3 месяца.

Например, человек перешёл дорогу на красный свет 3 января 2020 года. Но этот факт всплыл с камеры наблюдения только 4 марта. Значит, нарушителя уже нельзя наказать.

Однако есть множество видов деяний, для которых установлены другие сроки давности:

И таких исключений из общего правила – десятки. А если правонарушение длящееся (например, уклонение от уплаты подоходного налога), то сроки начинают исчисляться с момента обнаружения.

Виды административной ответственности

Первая классификация понятия полностью совпадает с разделением правонарушений в главах 5-21 КоАП РФ. Критерий – объект посягательства (сфера общественных отношений).

Среди самых распространённых видов административной ответственности можно привести такие примеры:

  1. за правонарушения против здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия, нравственности;
  2. за нарушения ПДД;
  3. за налоговые правонарушения и т.д.

Также ответственность делят на общую и специальную.

Первая применяется по отношению к любым лицам. Вторая затрагивает только субъектов (это кто такие?), обладающих особым профессиональным или правовым статусом. Например, юридических лиц, военнослужащих, собственников транспортных средств или недвижимости.

Часто в литературе путают понятия «виды ответственности» и «виды взысканий».

К последним относятся предупреждение, штраф, лишение прав и другие меры, перечисленные в главе 3 КоАП РФ. Однако ответственность необязательно выражается в наказаниях.

Заключение

Итак, если говорить простыми словами, административная ответственность – это ответственность, которая наступает за административные правонарушения. В отличие от гражданской, она носит более публичный характер. Но не такая строгая, как уголовная.

При решении вопроса о привлечении лица к ответу перед обществом должностные лица должны строго руководствоваться законом.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

  • Закон и Право
  • Юриспруденция

Главная/ ЧАстые ВОпросы/ Закон и Право

Последствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности — Управление персоналом

  • Берлад Николай Александрович, руководитель юридического отдела группы компаний «Элит Сервис»
  • Каковы последствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае составления протокола об административном правонарушении в присутствии лица, не являющегося законным представителем общества?
  • В настоящее время одним из самых основных вопросов осуществления предпринимательской деятельности является вопрос правомерности привлечения к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  • Актуальность данной темы существенно выросла с того момента, как руководством нашей страны была озвучена идея необходимости поддержки и защиты малого и среднего бизнеса от необоснованных «наездов» со стороны контролирующих органов.
  • Анализ судебной практики свидетельствует о том, что одной из самых распространенных ошибок процедуры привлечения к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является составление протокола об административном правонарушении в присутствии лица, не являющегося законным представителем общества.
  • Данные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности являются существенными, что влечет за собой отказ в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Судебная практика по этому вопросу единообразна и придерживается разъяснения постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10, в котором указано на то, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Так, в одном из решений апелляционный суд указал на то, что общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене остановления инспекции Федеральной налоговой службы РФ о привлечении к административной ответственности. Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.

Не согласившись с решением, инспекция обжаловала его в суд апелляционной инстанции.

Апелляционный суд в свою очередь не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции. Ссылаясь на то, что согласно Уставу общества руководство текущей деятельностью осуществляет единоличный исполнительный орган – директор, и только он является законным представителем общества, полномочным действовать от имени общества без доверенности.

Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии главного бухгалтера, который не являлся законным представителем общества. Таким образом, инспекцией допущено нарушение установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процедуры привлечения к ответственности, оспариваемое постановление является незаконным.

  1. Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
  2. Еще в одном решении Арбитражный суд Московской области по делу № А41­32424/10 указал на то, что проверяя материалы в части установления лица, совершившего административное правонарушение, и соблюдения процессуальных требований, установленных КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, судом установлено следующее.
  3. Исходя из материала дела об административном правонарушении, руководитель общества не уведомлялся о составлении административного протокола по делу об административном правонарушении.

Факт вручения уведомления о времени и месте составления административного протокола иному лицу не является надлежащим извещением общества, так как административным органом не установлены полномочия данного лица действовать от имени общества. Документов, удостоверяющих служебное положение, суду не представлено.

При данных обстоятельствах протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства уведомления общества о времени и месте его составления.

  • Допущенные административным органом при составлении протокола об административном правонарушении процессуальные нарушения являются существенными, поскольку заявитель был лишен возможности воспользоваться своими правами при производстве по делу об административном правонарушении.
  • На основании изложенного, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению, а постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене.
  • Таким образом, становится вполне очевидным, что судебная практика демонстрирует единство по вопросам нарушения процедуры привлечения к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае составления протокола об административном правонарушении контролирующим органом в присутствии лица, не являющегося законным представителем общества, которое влечет отмену постановления по делу об административном правонарушении.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *