Начальник превышает сои служебные полномочия

Лица, наделённые властью, часто выходят за пределы своих должностных прав. Что может причинить вред государственным и личным интересам граждан. При таких правонарушениях, пишется жалоба в прокуратуру на превышение должностных полномочий.

Проблема заключается в том, что далеко не все граждане понимают, где заканчиваются служебные обязанности должностного лица и начинается состав преступления. Именно такая юридическая безграмотность помогает виновным избежать наказания. Здесь важно чётко понимать, что считается преступлением, куда подаётся жалоба и ответственность за такие правонарушения.

Чем отличаются понятия злоупотребления и превышения должностных полномочий

Начальник превышает сои служебные полномочияНа первый взгляд, это одинаковые понятия, которые отличаются лишь формулировкой. Это не так. Правонарушения значительно различаются и даже наказание за них назначается разными статьями Уголовного кодекса.

Если разбираться в терминологии, злоупотреблением считается Правонарушение, когда должностное лицо действует в рамках своих полномочий, но использует их для получения личной выгоды, в ущерб организации, в которой работает.

Превышением считается ситуация, когда служащий выходит за рамки должностных правомочий. Например:

  • превышение прав и обязанностей, указанных в должностной инструкции;
  • выполнение обязанностей, которые входят в сферу интересов вышестоящего лица или другого структурного ведомства;
  • выполнение своих непосредственных обязанностей, но разрешённых к применению по коллегиальному соглашению, в рамках, установленных законодательством.

В принципе, это довольно хрупкая грань, где служебное рвение граничит с превышением полномочий. Соблюдать это равновесие должны представители власти, действуя только в рамках возложенных правомочий. На практике, эта грань нарушается довольно часто, вследствие чего, обыкновенные граждане вынуждены терпеть несправедливость.

Кто такие должностные лица

Начальник превышает сои служебные полномочияПод это определение попадают лица, которые принято называть представителями власти. Сюда относятся:

  1. Все правоохранительные органы вне зависимости от подчинённых ведомств и структурных подразделений. Следовательно, должностным лицом можно в равной степени считать патрульного постовой службы и начальника УВД, сотрудников, занимающих любые должности в прокуратуре и следственном комитете.
  2. Государственные/муниципальные служащие федерального и регионального уровня. К этой группе относятся правительственные чиновники любого ранга, представители мэрии или администрации района, области, города.

Помимо этого, должностным лицом считается человек, не наделённый властью, но занимающий управленческие посты в перечисленных выше организациях. Например, начальник хозчасти или отдела кадров также попадают под определение «должностное лицо».

Нужно уточнить, что Гражданин может стать должностным лицом временно либо по поручению. Например, после окончания института, человека отправляют по распределению в городскую прокуратуру, где он должен отработать определённое количество лет. На период указанного в контракте срока, такой гражданин обретает статус должностного лица.

Важно! Временными должностными лицами могут становиться присяжные заседатели, которые обретают определённую власть на время проведения судебного заседания.

Где заканчиваются границы должностных полномочий

Начальник превышает сои служебные полномочияРамки служебных правомочий определяются должностными инструкциями, условиями контракта или приказами по отдельно взятому ведомству. Наиболее ярко, должностные полномочия можно проследить на примере сотрудников правоохранительных органов. Здесь должностной статус регламентирован законом о полиции, и выходить за его рамки, сотрудники не имеют права.

В частности, табельное оружие имеется у каждого полицейского, однако, воспользоваться им, представитель органов власти может далеко не всегда.

Применение оружия допустимо:

  • при задержаниях;
  • по распоряжению вышестоящего руководства;
  • в случае явной угрозы гражданским лицам или жизни самого сотрудника.

Даже если сотрудник применил орудие правомерно, расследованием каждого отдельно взятого случая занимается специальная комиссия.

Если после анализа обстоятельств дела, члены комиссии приходят к выводу, что действия полицейского вышли за рамки должностных полномочий, к сотруднику будут применены взыскательные меры, вплоть до уголовного наказания.

Когда происходит превышение власти

Уголовная ответственность за превышение служебных правомочий наступает при условии:

  1. Статус должностного лица подтверждён официально: имеются документы, определяющие круг служебных прав и обязанностей. Если гражданин не наделён определёнными полномочиями, следовательно, он не может их превысить.
  2. Должностное лицо явно превысило свои правомочия. Например, сотрудник департамента подписывает документы и отдаёт распоряжения вместо непосредственного руководителя. Второй пример превышения, руководитель департамента природных ресурсов подписывает документы, разрешающие строительство торгового павильона в центре города.
  3. На лицо явное нарушение прав третьих лиц. Здесь идёт речь о нарушении государственных, общественных и гражданских интересов.

Важно! При рассмотрении дел о превышении должностных полномочий, суд не рассматривает мотивы, толкнувшие к совершению правонарушения. Даже вполне объективный мотив может учитываться лишь в качестве смягчающего обстоятельства, но не освобождает от ответственности и не служит оправдательным фактором.

Ответственность по статье 286 УК РФ

Начальник превышает сои служебные полномочияСтатья 286 Уголовного кодекса Российской Федерации определяет меру наказания за превышение должностных полномочий. Здесь предусмотрено 3 степени ответственности:

  1. Для граждан, наделённых властью, но не занимающих государственные/муниципальные должности в правительстве и органах местного самоуправления. Здесь превышение власти карается денежным штрафом до 80 000 рублей либо отбыванием наказания сроком до 4-х лет.
  2. Для граждан, занимающих посты и должности в муниципальных органах самоуправления. Здесь ответственность намного жёстче и подразумевает л/с сроком до 7 лет или денежный Штраф в размере 300 000 рублей.
  3. Здесь предусмотрена ответственность за превышение должностных полномочий с отягчающими обстоятельствами: применение оружия, физическое насилие, причинение тяжкого вреда здоровью. За такие противоправные действия можно получить до 10 лет заключения.

Важно! По всем пунктам статьи 286 предусмотрено ограничение по виду трудовой деятельности: запрет занимать определённые должности установленное судом количество лет. Скачать для просмотра и печати:

Статья 286 Уголовного кодекса РФ

Куда подавать заявление

Начальник превышает сои служебные полномочияСтолкнувшись с явным превышением должностных обязанностей со стороны сотрудника полиции, о правонарушении нужно сообщить в надзорный орган — прокуратуру. Заявление подаётся при личном посещении или пересылается по почте с уведомлением о вручении.

Заявления допускается составлять в произвольной форме, но здесь обязательно должна соблюдаться такая структура заполнения:

  • название территориального органа, куда подаётся жалоба;
  • данные заявителя с указанием адреса фактического проживания и личных контактов;
  • наименование документа: заявление о совершённом преступлении;
  • изложить обстоятельства дела в хронологическом порядке, с конкретным указанием нарушенных прав и последствий, которые повлекло за собой правонарушение.

Заявление заполняется в официальном стиле, без лишних эмоций и отступлений.

Образец заявления

Образец заявления о превышении должностных полномочий

Ответственность по статье 285 УК РФ

Наказание за злоупотребление служебным положением не особо отличается от ответственности по статье 286. Здесь предусмотрены аналогичные меры ответственности:

  • денежный штраф от 80 000 до 300 000 рублей;
  • заключение сроком от 4 до 10 лет.

Однако при злоупотреблении должностными полномочиями учитываются такие особенности:

  • бездействие;
  • исполнение должностных обязанностей при отсутствии необходимости;
  • мотивы: корыстные цели и личная выгода.

В некоторых случаях, злоупотребление служебным положением влечёт за собой другие преступления.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 285 Уголовного кодекса РФ

Можно ли избежать ответственности

  • В юридической практике, допускается освобождение от ответственности за превышение должностных полномочий даже при доказанном составе преступления.
  • Например, если выходящее за рамки служебных правомочий было совершено в целях обеспечения безопасности населения или соблюдения государственных интересов.
  • Кроме этого, к ответственности не могут привлекаться лица, действующие в соответствии с приказами вышестоящего начальства, которые воспринимаются как законные распоряжения.

Видео о порядке подачи жалоб на действия сотрудников органов внутренних дел 15 марта 2018, 00:20 Дек 10, 2018 20:29 О правонарушениях Ссылка на текущую статью Начальник превышает сои служебные полномочия

Дисциплинарная ответственность за превышение должностных полномочий — 2021

Главная / Гражданская

Начальник превышает сои служебные полномочияПредлагаем ознакомиться со статьей на тему: «Дисциплинарная ответственность за превышение должностных полномочий». На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.

Увольнение по статье за невыполнение должностных обязанностей предусмотрено п. 5 ст. 81 ТК РФ. Уволить сотрудника по такому основанию можно, если он неоднократно игнорирует свои обязанности, и уже имеет дисциплинарное взыскание по этому основанию.

При приёме на работу нового сотрудника, работодатель должен ознакомить его с его непосредственными обязанностями. Общие обязанности должны быть указаны в трудовом договоре. Более полный их объём перечисляется в должностной инструкции.

Работник должен ознакомиться под роспись с этим документом. Об этом говорится в п. 3 ст. 68 ТК РФ. Сделать это нужно до подписания трудового договора. В противном случае, работодатель не сможет применить к нему дисциплинарное взыскание, а впоследствии и увольнение сотрудника за невыполнение должностных обязанностей.

Кроме должностной инструкции, работник должен ознакомиться с правилами внутреннего распорядка и другими документами, которые имеют отношение к его новой работе.

Неисполнение своих трудовых обязанностей является нарушением дисциплины труда. Уволить сотрудника по этому основанию возможно только при наличии 2 факторов:

  • если неисполнение уже имело место, и работник имеет по этому основанию дисциплинарное взыскание в любой форме;
  • если работник не исполнял свои непосредственные трудовые обязанности без уважительной причины.

Дисциплинарное взыскание не должно быть снято или погашено, только тогда работодатель может уволить работника при повторном нарушении. В противном случае, он должен снова наложить на него взыскание.

В ТК РФ не указано, какие причины являются уважительными. Это должен определить сам работодатель. Но своё мнение, при увольнении сотрудника, он должен обосновать.

Так как увольнение за недобросовестное исполнение обязанностей – это увольнение по инициативе работодателя, то оно должно быть оформлено должным образом.

Процедура увольнения по этому основанию следующая:

  1. Сбор документов. Работодатель должен доказать, что имел место повторный дисциплинарный проступок.
  2. Нужно проверить должностную инструкцию на предмет точного внесения обязанности, которую работник не исполняет.
  3. Нужно проверить, не относится ли нарушитель к категории работников, которых запрещено увольнять по инициативе работодателя. Например, беременные женщины или женщины, у которых есть дети в возрасте до 3-х лет. Полный перечень указан в ст. 261 ТК РФ.
  4. Нужно проверить срок действия предыдущего дисциплинарного взыскания и срок наложения нового. В ст. 193 ТК РФ сказано, что работодатель имеет право наложить на работника дисциплинарное взыскание в течение месяца после момента его обнаружения.
  5. Нужно потребовать от сотрудника письменное объяснение его нарушения;
  6. Необходимо учесть все обстоятельства совершения нового проступка, и соразмерить их с применяемым наказанием;
  7. Проверить наличие уважительной причины;
  8. Издать приказ об увольнении. Работник должен ознакомиться с приказом и подписать его;
  9. Затем работодатель должен зарегистрировать приказ.
Читайте также:  Декретные выплаты матерям одиночкам - юридическая консультация онлайн

В день увольнения с сотрудником необходимо произвести полный расчёт и выдать ему трудовую книжку, в которой буде сделана запись об увольнении и будет указано основание, а также норме статьи ТК РФ.

Дисциплинарная ответственность за превышение должностных полномочий

1. Объективная сторона преступления заключается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему законом. Таковыми следует считать действия, резко и очевидно не соответствующие полномочиям лица.

  • 2. Превышение должностных полномочий может выражаться:
  • — в совершении действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу) или могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия);
  • — единоличном решении или действии, которое должно совершаться коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом (например, вынесение судьей акта, требующего решения в составе коллегии судей);

— совершении действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах совершать не вправе (например, применять насилие к подозреваемому, обвиняемому) (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

3. О содержании последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства см. комментарий к ст. 285 УК.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной.

5. Субъект преступления — должностное лицо.

6. О лице, занимающем государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, главы органа местного самоуправления см. комментарий к ст. 285 УК.

7. Содержание особо квалифицирующих признаков (ч. 3 ст. 286 УК) практически полностью совпадает с содержанием одноименных признаков других составов преступлений.

8. При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 105 и ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК, совершенных в ходе превышения должностных полномочий, содеянное следует квалифицировать по совокупности со ст. 286 УК.

9. К специальным средствам относятся резиновые палки, наручники, служебные собаки, слезоточивый газ, водометы, бронемашины и т.п. (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

Посмотреть еще:

Материалы Проводки по Приходу ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА НАЛОГОВЫЕ НОВОСТИ БУХГАЛТЕРСКИЕ НОВОСТИ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ГОДОВОЙ ОТЧЕТ И…

Часто ли наказывают по п. 1 ст. 126 НК РФ?П. 1 ст. 126 НК РФ…

  1. Операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основеПодкласс 68.3 содержит две группы кодов:…
  2. Выговор за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей — образецПо своей строгости выговор находится посередине между замечанием…
  3. Двойное налогообложениеДвойное налогообложение — одновременное обложение в разных странах одинаковыми налогами доходов. Двойное налогообложение вызвано…

Превышение должностных обязанностей

Вам необходимо подавать Иск к организации с требованием отменить решение об отчислении (и признании действующим заключенного ранее с Вами договора на оказание образовательных услуг, если таковой заключали). в иске речь пойдет о ненадлежащем исполнении обязанностей вузом (в лице работника). Можете ссылаться, как минимум на ст. 309 ГК РФ.

Причины не проведения аттестации не объяснили. Срок проведения аттестации один раз в 4 года нарушили. Является ли это превышением должностных обязанностей лица, принявшего такое решение.

Здравствуйте, для начала нужно знать причины не проведения аттестации, поскольку они могут быть и уважительными.

Мне очень хотелось бы получить ответ на вопрос волнующий нас. У нас работал волонтёр и его арестовали за превышение должностных обязанности и ст.159. часть 3.

(до этого у него с бывшей женой была фирма но они её 2003 закрыли, а не давно он увидел что сайт опять работает и он там как и раньше числиться директором) Что его ждёт? И не подставили его.

и как ему можно помочь благодаря какими статьями. Денег на адвоката и консультаций нет. Мы в шоке

В чем проявляется превышение должностных обязанностей

В народе говорят, чтобы проверить человека нужно дать ему власть. В группе, не выдержавших такое испытание, начинается превышение должностных обязанностей, ставятся под удар общественные отношения, прочность политических и экономических связей в государстве и вне его.

Навигация по статье

Как доказать властные злоупотребления

  • Для сбора доказательной базы потребуется время и достоверность всех показаний.
  • Для этого проводятся следственные мероприятия, а в качестве истины принимается факт несоответствующих дел в сопоставлении с прямыми обязательствами, функциями должностного полномочия соответствующего лица.
  • Доказательства получают с помощью тщательного рассмотрения подписанных, заключенных трудовых договоров, контрактов, в них прописаны должностные инструкции с функциональными обязанностями.
  • Принесенный ущерб, вред здоровью выясняют на основании:
  • справок
  • расходных счетов
  • независимых экспертиз

Выстраивают цепь, в которой просматривают связь между причиной и следствием, от проступков должностным лицом доходят до вреда нанесенного пострадавшему. Для подтверждения своего обвинения подойдут письменные показания свидетелей.

Действенным методом в наказании обидчика послужит обращение с заявлением к прокурору. Для такой жалобы достаточно предоставить документально подтвержденный факт полученного вреда в любой форме.

Грамотно заполненным заявлением с изложением неправомерных поступков со стороны гражданина, наделенного властью своей должностью, можно получить правовую помощь. Прокурорским расследованием соберется необходимая доказательная база в совокупности с фактами и соответствиями.

О чем предупреждают статьи УК РФ

На основании прежнего исторического периода нормативы законов не предусматривали различий в уровне угроз, поступающих для общества от властных злоупотреблений и увеличением компетенции руководителем организации, их халатности к своим обязанностям, бездействием начальства. Такая квалификация проступков влияла на уровень наказания.

  1. На практике абстрактность в описании проступка, без наличия четкой фактичности в критериях, позволяет широкую предельность в рассматриваемых делах судебными органами.
  2. Возникают противоречия в законных принципах, поэтому исключены из законов многие не соответствующие формулировки.
  3. Отсюда 286 статьей УК РФ осуществление увеличения своих прав на данной гражданину должности рассматривается субъективные мероприятия, выходящие из рамок представленной данной компетенцией.
  4. Поведение считается неправомерным по отношению предприятий, людей, общественности и страны.
  5. В 1 части этой статьи говорится, что виновный будет осужден:
  • на 4 года с тюремным заключением
  • подвержен штрафным санкциям в размерах, зависящих от совершенного деяния, это может быть одна зарплата или 80 тыс. руб.
  • принудительным работам
  • потерей права занимать руководящие посты в пределах 5 лет
  • лишением свободы на 6 мес.

Этими мерами наказывают по основному преступному составу, 286 статья УК предусматривает своей 2 частью и предупреждает о существовании отягчающих признаков, которые могут усугубить судебное решение. Эта часть статьи предназначена для власть имущих, находящихся на службе в госорганах. К ним относятся властные структуры на федеральном, региональном, местном уровне.

Жесткость приговоров для этих лиц, нарушивших Закон, увеличена, виновные будут подвержены следующим санкциям:

  • тюремным срокам до7 лет, им запрещено работать в руководстве, определяют виды деятельности, ограничивают определенные функции, позволяют занимать пост не больше 3 года
  • большим штрафам в пределах 300 тыс. руб., удерживают суммы с прочих доходов в размерах общего заработка за2 года
  • присуждают отработать 5лет, запрещают занимать определенные должности

В статье 286 имеется третья часть, в ней за деяния:

  • с насилием
  • нанесенным ущербом в здоровье
  • применением оружейных средств

Выносят судебное решение, в нем лишают свободы сроком до 10 лет с ограничением в определенных занятиях и должностях.

В каких видах и формах происходит квалификация

  • Превышение должностных обязанностей может быть выражено угрозами, приведением их в жизнь, относятся и случаи с применением механических воздействий, разных инструментов.
  • В результате человеку наносится физическая или моральная травма, что определяется злоупотреблением в правомочиях.
  • Все эти пункты требуют доказанности в каждом индивидуальном случае, а для того, чтобы не стать участником подобных происшествий нужно обладать правовыми знаниями.
  • По видам нарушения делятся:
  • совершение преступного маневра с превышением власти
  • с помощью преступного бездействия добиваются намерений, которые не должны быть совершены

Формы со злоупотреблением власти имеют следующие понятия:

  • человек выполняет манипуляции не своей компетенции
  • принимает решение самостоятельно, а оно должно быть утверждено коллегией
  • проводит работу, которая предусмотрена для исключительных случаев

Следует обратить внимание на состав подобного преступного деяния, в него включены:

  • объекты, в области общественных отношений, если им причинен вред
  • субъекты, это вменяемые лица, они совершили проступки

Объективной стороной выполняются, и она характеризует следующие факты:

  • действия, бездействия
  • что следует после преступления
  • в какой причинной связи находятся
  • каким способом, с применением средств, в каком месте и времени, обстановке произошло совершение деяния
Читайте также:  Кража телефона: летом 2013 года я подала заявление о краже телефона. Завели уголовное дело

К объектам относятся видовые производства, которым предусмотрены соответствующие правовые акты на основании работы:

  • в госорганах
  • в местных учреждениях
  • в армии
  • в организациях муниципалитета

Эти организации, осуществляя свою работу должны в свою основу ставить справедливость, а сотрудники данных органов сверять выполнения, сочетать особенность закона с интересами гражданина и общественности.

Под преступным субъектом имеются в виду отдельные служебные лица, которые воспользовались властью для незаконного применения своих правомочий. Направление субъективной стороны идет в сторону прямого умысла.

Если рассматривать преступление со стороны уголовно-правовой характеристики, то совершением проступка считается факт, если происшествие имеет определенные последствия с соответствующим уроном.

Отличие злоупотребления от превышения должностных полномочий — Ошеров, Онисковец и Партнеры

В российском уголовном праве есть две сходные, но, тем не менее, абсолютно разные статьи – злоупотребление должностными полномочиями и их превышение. Нередко действия должностных лиц трактуются неверно – злоупотребление полномочиями заявляется как их превышение и наоборот.

В данной статье мы расскажем, какие существуют различия между преступлениями, как отличить одно деяние от другого, а также их основные признаки.

Злоупотребление и превышение должностных полномочий: определяемся с понятиями

Когда идет речь о должностных правонарушениях и различиях между ними, важно понимать, кто выступает субъектом преступления, в чем выражается объективная и субъективная стороны. Далее мы рассмотрим подробно каждое из данных деяний.

Злоупотребление должностными полномочиями

Согласно Уголовному кодексу (ст. 285) объектом преступления выступает должностное лицо – то есть, государственный служащий, представитель местной или федеральной власти, чиновник, руководитель государственных предприятий и т.д.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в том, что указанное лицо действует против интересов службы в собственных корыстных целях, используя имеющиеся полномочия.

При этом обязательным условиям для трактовки деяния по данной статье должно иметь место существенное ущемление прав и свобод граждан, нарушение интересов компаний, общества или государства.

Субъективная сторона преступления, она же обязательный признак злоупотребления должностными полномочиями – это корыстный мотив, действия в личных целях, в интересах родственников или приближенных лиц.

Если разбирать более подробно, то признаками злоупотребления должностными полномочиями могут считаться действия, которые привели к подрыву авторитета власти на местах, создали препятствия для предпринимательской деятельности, привели к нарушению общественного порядка, помехам в работе государственных органов, были прикрытием для незаконных действий (например, хищений бюджетных средств и т.д.). Для того чтобы оценить, насколько существенным был ущерб от действий должностного лица, учитывается тяжесть последствий для государства, государственной организации, отдельных лиц, подсчитывается суммарный материальный ущерб.

Превышение служебных полномочий

Как и в предыдущем случае, в качестве субъекта преступления, квалифицируемого по ст. 286 УК РФ, может выступать исключительно должностное лицо – представитель власти, руководитель государственной компании, другой госслужащий, наделенный определённым кругом полномочий.

Объективная сторона преступного деяния – совершение действий, которые выходят за рамки полномочий конкретного должностного лица, результатом которых стало нарушение интересов отдельных граждан, организаций или государства.

Примеры таких действий – принятие решений, которые входят в компетенцию другого должностного лица, выполнение единолично действий, которые требуют коллегиального утверждения, нарушение установленного порядка выполнения того или иного действия (например, игнорирование требований по обязательному согласованию решения с вышестоящими органами) и т.д.

Основные отличия превышения от злоупотребления должностными полномочиями

Как видно, общего между обсуждаемыми преступлениями не так уж и много – оба совершаются должностными лицами и результатом деятельности является нарушение прав отдельных граждан или компаний, а государства в целом. Отличий же больше, вот основные из них:

  1. Мотив – если речь идет о злоупотреблении, важно наличие корыстных мотивов правонарушителя – он должен действовать в собственных интересах или в интересах приближенных лиц. В случае с превышением служебных полномочий мотив для квалификации деяния значения не имеет.
  2. Наличие необходимых полномочий – в случае злоупотребления должностное лицо не выходит за рамки своей власти, пользуясь теми полномочиями, которые ему вверены согласно занимаемой должности. В случае же превышения должностное лицо выполняет те функции, которые ему формально недоступны и находятся вне его компетенции. Это могут быть как полномочия другого лица, так и в принципе противозаконные действия.
  3. Основной ущерб – в случае злоупотребления служебными полномочиями чаще всего речь идет о материальном ущербе, в случае же превышения полномочий чаще имеет место вред личности или государству в целом. Хотя это отличие и не является ключевым: и материальный, и нематериальный ущерб может иметь место в обоих случаях.

Помощь адвоката по уголовным делам о злоупотреблении и превышении должностных полномочий

Столкнуться с обвинениями в злоупотреблении или превышении служебных полномочий может практически каждый чиновник или руководящее звено государственных компаний – очень большой круг действий, даже вполне безобидных, могут трактовать как нарушение законодательства, потому нужно знать, как себя вести в подобных ситуациях. Первое, что рекомендуется – это обратиться за помощью адвоката по уголовным делам. Это нужно сделать сразу же, как только появилась информация о возбуждении уголовного или при выдвижении обвинений. Даже если вы уверены, что не нарушали закон, все равно помощь адвоката по ст. 285 УК РФ будет незаменимой – он сможет быстро доказать вашу невиновность. А в случае, если все-таки правонарушение имело место, приложит все усилия для минимизации наказания – к примеру, добившись условного срока или штрафа вместо реального лишения свободы.

Заключение

Несмотря на некоторое сходство и двоякую трактовку, злоупотребление должностными полномочиями и их превышение – это два совершенно разных правонарушения, за которые предусмотрено различное наказание. Они имеют свои отличительные черты и характерные признак. Но по какой бы статье не было выдвинуто обвинение, грамотный адвокат поможет минимизировать наказание.

Отличие между ст. 285 и 286 УК РФ: злоупотребление и превышение должностными полномочиями

При осуществлении защиты по уголовным делам о злоупотреблении должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и о превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ) всегда необходимо выяснять, является ли привлекаемое к уголовной ответственности лицо субъектом указанных преступлений — должностным лицом. При этом следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

Читайте также:  Как обезопасить себя при продаже доли в квартире?

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.

), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.

В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию.

Начальниками по служебному положению являются лица, которым военнослужащие подчинены по службе.

К ним следует относить: лиц, занимающих соответствующие воинские должности согласно штату (например, командира отделения, роты, начальника вещевой службы полка); лиц, временно исполняющих обязанности по соответствующей воинской должности, а также временно исполняющих функции должностного лица по специальному полномочию.

  • Лица гражданского персонала являются начальниками для подчиненных военнослужащих в соответствии с занимаемой штатной должностью.
  • Субъектом преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 285 УК РФ и частью 1 статьи 286 УК РФ, является лицо, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или (и) административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации и при этом не занимающее в указанных органах государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъектов Российской Федерации.
  • При решении вопроса о субъекте преступления, предусмотренного частью 2 статьи 285 УК РФ или частью 2 статьи 286 УК РФ, следует исходить из пунктов 2 и 3 примечаний к статье 285 УК РФ, согласно которым под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (пункт 2 примечаний), а под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, — лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (пункт 3 примечаний).
  • Наряду с лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, субъектом ответственности по части 2 статьи 285 УК РФ и части 2 статьи 286 УК РФ является глава органа местного самоуправления, под которым следует понимать только главу муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

При осуществлении защиты по уголовным делам данной категории необходимо иметь в виду, что в случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) или превышения должностных полномочий (статья 286 УК РФ), совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (статья 39 УК РФ).Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (статья 42 УК РФ).

Должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное статьей 285 УК РФ или статьей 286 УК РФ, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях.

При этом действия вышестоящего должностного лица, издавшего такой приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации со ссылкой на часть 3 или часть 4 статьи 33 УК РФ.Должностное лицо, издавшее заведомо незаконный приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как Исполнитель преступления.

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (статья 285 УК РФ) следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).

Ответственность по статье 285 УК РФ наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

При решении вопроса о наличии в действиях (бездействии) виновного лица состава преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ, под признаками субъективной стороны данного преступления, кроме умысла, следует понимать: корыстную заинтересованность — стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.); иную личную заинтересованность — стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

  1. Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.
  2. В отличие от предусмотренной статьей 285 УК РФ ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.
  3. Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые: относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц); совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.
  4. Исходя из диспозиции статьи 286 УК РФ для квалификации содеянного как превышение должностных полномочий мотив преступления значения не имеет.
  5. При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 285 УК РФ или статьей 286 УК РФ всегда надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности обвиняемого должностного лица.
  6. Московская коллегия адвокатов «Легис Групп»

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector