Постановка на учет в военкомат. Действия при отказе

Постановка на воинский учет

Благодаря воинскому учету призывников, от граждан с военным билетом государство получает сведения о проживании, Постановка на учет в военкомат. Действия при отказедеятельности военнообязанных, их семейном положении и состоянии здоровья. Система хранит информацию о том, есть ли отсрочка у призывника или он годен к службе. Приписное свидетельство — первый документ, который получают в военкомате, когда проходят первый воинский учет. Это небольшая книжица, содержащая информацию о молодом человеке — ФИО, категорию годности, отметку об отсрочке (если имеется), реквизиты военного комиссариата.

Существуют распространенные заблуждения, что без приписного нельзя пройти регистрацию, поступить в университет и пр. На практике отсутствие приписного не влияет на поступление в вуз, временную или постоянную регистрацию по месту проживания, получение паспорта или его замену в 20 лет.

Возраст постановки на военный учет

Постановка на учет в военкомат. Действия при отказеКаждому гражданину мужского пола в РФ необходимо встать на воинский учет, возраст постановки начинается с 16 лет. Процедура обязательна для всех, за исключением некоторых категорий граждан. Необходимо различать первоначальную постановку и обычную.

Обычная:

  • осуществляется в течение всего года, сроки постановки не регулируются законом
  • проводится при смене места жительства на более, чем 3 месяца

Необходимость в такой постановке возникает при смене прописки либо места проживания, после судимости, на основании приобретения гражданства РФ.

Первоначальная:

  • осуществляется в период 1 января по 31 марта
  • по итогам допризывники получают приписное свидетельство

Обязанности призывника после постановки на учет

Для тех, кто становится на военный учет, обязанности призывника регламентируются ФЗ № 53 ст. 10. Перечень таких обязательств:

  • хранить приписное свидетельство, а в дальнейшем — военный билет так, чтобы документ не испортился, не повредился. За утерю и порчу предусмотрен Штраф
  • меняя место проживания, уведомить сотрудников военкомата
  • уезжая на ПМЖ в другое государство (на срок дольше 6 месяцев), нужно оповестить сотрудников военкомата
  • прибывать на сборы и другие воинские мероприятия по повестке

Если не соблюдать обязанности, законом предусматривается штраф. Законодательство регламентирует первоначальную и обычную постановку, накладывая на допризывников и призывников ответственность за соблюдение обязательств.

Пошаговая инструкция при постановке на воинский учет

Постановка на учет в военкомат. Действия при отказеТем, кому только предстоит побывать на воинском учете, порядок постановки нужно изучить заранее, чтобы в случае необходимости защитить свои права. По достижении 16 лет юноши в первом квартале года приходят в военкомат. Если речь идет об учениках школ и вузов, дату посещения комиссариата согласуют с руководством образовательных учреждений. Если допризывник не учится, он самостоятельно посещает военкомат в день, который указан в полученной повестке.

Явившиеся в военкомат проходят медкомиссию, профотбор и прочие предусмотренные законом мероприятия, на основании которых они признаются годными к службе или освобождаются от нее. Состав комиссии регламентируется ФЗ № 53 (ст. 9, ч. 5).

Это врачи, представители администрации и комиссариата, секретарь. На основании результатов медосмотра формируется заключение о физическом и психическом состоянии юноши, а также его морально-деловых качествах.

Далее следует предварительное распределение по существующим родам войск.

После всех мероприятий допризывникам выдают приписное свидетельство, с которым они будут посещать комиссариат до повестки в армию. С момента призыва и отправки на сборные пункты призывники получают военные билеты, которые нужно хранить.

Некоторым категориям военный билет выдают сразу. К таким относят:

  • прошедших альтернативную службу
  • курсантов военных училищ
  • военных в запасе
  • женщин, получивших военную специальность

Тем, кто не отслужил в армии, но должен был пройти службу, по запросу выдают справку, согласно приказу Минобороны № 495.

Все процедуры в военкомате нацелены на сбор, систематизацию и анализ информации о конкретном гражданине в отношении его годности к военной службе.

Таковую годность определяет военно-врачебная Экспертиза, после которой каждому допризывнику присваивают категорию. Категории вместе с расписанием болезней указываются в постановлении Правительства № 565.

Согласно приложению к этому Положению, существует 5 категорий годности:

  • А — годен к военной службе
  • Б — незначительные ограничения по службе в некоторых родах войск
  • В — не подлежит призыву в мирное время, но при военном положении призывается
  • Г — состояние здоровья не позволяет призвать в текущее время, но через определенный срок требуется пройти медкомиссию повторно
  • Д — не годен к службе в вооруженных силах в мирное и военное время

Перечисленные категории могут меняться по обстоятельствам, кроме последней.

Постановка на учет в военкомате

Время чтения: ~5 минут Елена Павлова 159

Состоять на учёте в райвоенкомате обязан каждый Гражданин РФ. Для того чтобы быть в списках комиссариата, мужчина должен пройти обязательную процедуру постановки на учёт.

Она обязательна для всех молодых людей в возрасте от семнадцати лет. Процесс постановки на воинский учёт достаточно простой, но ответственный. Во избежание неприятностей рекомендуется не игнорировать его.

Тем более постановка на учёт в юношестве не означает скорой службы в армии.

Как встать на учет в военкомат

Создание райвоенкоматом базы призывников предусмотрено на уровне законодательства, а именно Постановлением 719. Главной целью этого мероприятия является определение численности потенциальных защитников Родины, оценить состояние здоровья и готовность к защите Родины мужским населением страны.

Райвоенкомат начинает проявлять интерес к юношам с 16 лет. Составляются списки по мету учёты и проживания молодых людей указанного возраста, а по достижении 17 лет парню предписано пройти процедуру под названием «Первоначальная постановка на воинский учет».

Постановка на учет в военкомат. Действия при отказе

Затем согласно законам РФ, каждый взрослый мужчина состоит на воинучёте. А в компетенцию комиссариатов входят вопросы постановки граждан на в/у, также специалисты организации снимают с воинского учёта при возникновении таких прецедентов. То есть различается несколько видов постановки на военный учёт:

  • Первичный.
  • В зависимости от жизненных обстоятельств (перемена места жительства или работы).

В обоих случаях мужчина контактирует с работниками военкомата. И при обращении в исполнительный орган в возрасте от 18 до 27 лет мужчина должен уже состоять на учёте и иметь соответствующий документ. Иначе он рискует быть забранным в армию для отбывания повинности.

Вставать на учёт можно по месту фактической временной регистрации, то есть если юноша имеет прописку в общежитии по месту учёбы, то первичный учёт производится именно в этом районном профильном учреждении.

Первичный ВУ

Первоначальная постановка граждан на воинский учет выполняется на основании установленных нормативов:

Что делать, если пришла повестка из военкомата

  • время осуществления первичной постановки на учёт припадает на период с 1 января по 31 марта каждого года;
  • од мероприятия попадают все граждане РФ, в год постановки на военучет им должно исполняться 17 лет;
  • если в установленные сроки процесс не состоялся (независимо от причины), то райвоенкомат не препятствует этому действию и в другое время, но в течение этого же календарного года;
  • граждане России, постоянно живущие за границей, правомочны встать на ВУ по собственной инициативе.

Мероприятию предшествует получение повестки из комиссариата о необходимости прохождения допризывных действий. Далее процесс разделяется в зависимости от образа жизни юноши.

Постановка на учет в военкомат. Действия при отказе По повестке молодой человек обязан явиться в военкомат

Если он учится в любом образовательном учреждении, процессом похода в военкомат занимается эта организация. Детей собирают и доставляют в военкомат в один день всем классом или группой. Дата обычно согласовывается между комиссариатом и ответственным лицом в образовательном учреждении.

Если юноша нигде не учится, то он получает уведомление по месту проживания и обязан явиться в назначенное в ней время в военкомиссариат и встать на учёт.

Для справки! Отсутствие регистрации по месту жительства не освобождает от обязанности состоять на ВУ. Отказ, полученный в комиссариате в учётном мероприятии, не законный.

Регламент действий предполагает и стандартный перечень документов, которые лично должен предоставить потенциальный военнослужащий. Для осуществления причисления к военнообязанным понадобятся:

  • Документ, подтверждающий личность (паспорт или метрика о рождении).
  • Справка о составе семьи, выданная в организации по месту проживания.
  • Подтверждающая бумага с места учебы (работы).
  • Характеристика.
  • Шесть фотографий установленного размера.
  • Свидетельство о полученном образовании.
  • Меддокументы о состоянии здоровья.
  • При наличии отношения к спорту – удостоверение о присвоенной категории.
  • Заявление, оформленное на бланке военкомата.

Медкарту из поликлиники, сертификаты из психоневрологического, наркологического, противотуберкулезного и КВД и анализы будут запрошены военкоматом и получены в период прохождения призывной кампании.

Детей с инвалидностью, а также инвалидов I группы без указания срока переосвидетельствования могут поставить на учет заочно. Для этого предоставляется письменное согласие самого инвалида на такую постановку.

После прохождения всех обязательных мероприятий по постановке на ВУ молодой человек получает приписное свидетельство.

Порядок постановки

Первичное взаимодействие с работниками военкомата начинается с организационных мероприятий, к которым относится обязательная беседа с потенциальными защитниками Родины и их родителями о несении службы. Обязательно должны быть озвучены привилегии, которыми наделяются обладатели ВБ, последствия допущенных в ходе кампании нарушений и непринятие в списки райвоенкомата.

В порядок действий входит прохождение первой специальной медкомиссии на базе райвоенкомата.

Специалистами этой комиссии предварительно выявляется степень годности молодого человека к службе в рядах ВС, а также возможность рассчитывать на его подготовку по военным специальностям или на обучение в военных образовательных заведениях. Результатом проведенного медосвидетельствования является предварительное распределение потенциальных военнообязанных по видам войск.

Итогом прохождения регламента военкомата является составление личного дела на каждого юношу. В дело помимо основных документов и медицинских карт вносятся различные анкеты, составленные юношей, опросники из учебных заведений и результаты собеседований с родителями.

Личное дело будущего призывника хранится в военкомате. За сохранность в целостности для работников военкомата предусмотрена ответственность.

Читайте также:  Гражданский брак: в гражданском браке я живу почти 4 года есть совместная дочь ей 2, 6 года

Постановка на учет в военкомат. Действия при отказе

Последствия отказа от постановки на ВУ

Если юноша не посетил райвоенкомат для первичной постановки на учёт, то у него для этого должны быть необходимые документально подтверждённые свидетельства. К ним относятся:

  • текущее заболевание;
  • увечье, повлекшее утрату способности к действиям;
  • тяжелое состояние здоровья близких родственников за неимением других лиц, осуществляющих уход за больными;
  • похороны родного или близкого человека;
  • действия форс-мажора, преодоление которого не зависит от призывника;
  • других причин, которые возможно признает уважительными комиссия по постановке на воинский учет.

Но, как только перечисленные обстоятельства перестают быть актуальными, мужчина должен явиться в райвоенкомат, не дожидаясь повторного приглашения.

Несвоевременная явка без уважительной причины влечет на первый раз предупреждение, а при рецидиве — штраф размером от 100 до 500 рублей. Такое же наказание применяется лицам, которые уклоняются от участия в комиссионном медосвидетельствовании.

Внимание! Незнание, со скольки лет юноша должен быть взят на учёт, не является уважительной причиной неявки на комиссию.

Но даже если молодой человек не прошёл первоначальную постановку на воинский учет, то этот факт не освобождает его от службы в армии вообще, а также не снимает ответственности за уклонение от нее. Всех мужчин-призывников, не прошедших первоначальное принятие на учёт, ставят в списки при проведении полноценной призывной кампании, которая начинается с 18 лет.

Воинский учёт в организации: виды, особенности, ведение, ответственность за нарушения

По закону все организации ведут воинский учёт, ИП — нет. На практике малые предприятия часто забывают об этой обязанности.

В статье разберём, как организовать учёт и чем грозит его отсутствие.

Зачем нужен воинский учёт

В России — всеобщая воинская обязанность: мужчины должны год отслужить в армии, а после состоять в запасе.

Военкоматы хотят знать, где живут военнообязанные, на кого они учатся и по какой специальности работают. Это нужно, чтобы планировать призыв и проводить сборы, в общем, поддерживать обороноспособность страны.

Воинский учёт в организациях помогает собирать и систематизировать информацию о призывниках и военнообязанных.

Общий и специальный воинский учёт

Воинский учёт может быть двух видов: специальный и общий.

Специальный учёт применяют к сотрудникам, на которых распространяется бронь. Это значит, что во время мобилизации за ними будет закреплена определенная должность. Какие профессии нужны для бронирования — решает комиссия по мобилизации.

Если ваша организация попала в список, вы получите утвержденный перечень профессий и выписку из нормативных документов. По ней будет понятно, как организовать специальный учёт.

В остальных случаях работники подлежат общему воинскому учёту. Ниже будем говорить только о нём. 

Кто не подлежит воинскому учёту

  • Те, кого освободили от воинской обязанности: признали не годным к службе по состоянию здоровья.
  • Те, кто постоянно живёт за границей.
  • Офицеры ФСБ и Службы внешней разведки.
  • Женщины без военно-учётной специальности.

Кто подлежит воинскому учёту

  • Призывники — мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.
  • Те, кто отслужил и уволился в запас.
  • Отучившиеся на военных кафедрах и окончившие военные ВУЗы.
  • Мужчины старше 27 лет.
  • Те, кто не служил, потому что был освобождён от призыва.
  • Женщины с военно-учетной специальностью: связисты, врачи, геодезисты и другие.

Воинский учёт распространяется на всех сотрудников по трудовому договору, включая внешних совместителей.

Документы воинского учёта

На основании этих документов ведут воинский учёт и заполняют личные карточки сотрудников:

  • удостоверение (приписное свидетельство) — у призывников;
  • военный билет или временное удостоверение — у военнообязанных мужчин.

По правилам хранить документы по воинскому учёту нужно в железном шкафу.

Кто ведёт воинский учёт

За воинский учёт отвечает руководитель организации. Чтобы передать эту обязанность другому сотруднику, нужно назначить ответственного. Для этого издайте приказ и отправьте копию на согласование военному комиссару. Если на вашей территории нет военкомата, согласуйте приказ в местной администрации.

Как вести воинский учёт

  1. В день приёма на работу проверьте отметку в паспорте и документы воинского учёта. На 13-й странице в паспорте должен стоять штамп, например, такой: «‎Обязан (а) исполнять воинскую обязанность». Сверьте данные с приписным или военным билетом.

    Если у человека нет документов, сообщите в военкомат. Исправления, подозрительные неточности, поддельные документы — тоже повод позвонить военному комиссару. 

  2. Перепишите данные из документов воинского учёта в личную карточку по форме Т-2. Заполните в ней раздел II «Сведения о воинском учете».

     Хранить личные карточки надо в отдельной картотеке.

Постановка на учет в военкомат. Действия при отказе

3. Расскажите сотруднику о его обязанностях: о необходимости вставать на воинский учёт по месту жительства или по месту пребывания, особенно призывникам. 

Сообщайте о вызовах в военкомат и вручайте повестки. Время, которое сотрудник провёл в военкомате, оплачивается в размере среднего заработка. В табеле учёта рабочего времени поставьте код «Г» или «23».

4. Каждый год согласовывайте план работы по воинскому учёту с военкоматом и ведите его. Сохраните шаблон из методических рекомендаций.  

5. Регулярно отчитывайтесь перед военкоматом:

6. Актуализируйте личные карточки, если сотрудник женился, развёлся, получил диплом, перевёлся на другую должность, сменил место жительства. Сообщите об этом в военкомат в течение 2 недель.

Раз в год сверяйте раздел II личной карточки с документами воинского учёта и данными военкомата.

Например, когда сотрудник достиг предельного возраста (для солдат — 50 лет), военкомат должен снять его с учёта и сделать запись в военном билете. После этого вам нужно поставить отметку в личной карточке: «‎Снят с воинского учета по возрасту». Если человека признали негодным к службе, напишите: «Снят с воинского учета по состоянию здоровья».

7. Заведите журнал проверок. Бланк можно купить в специализированном магазине или взять из методических рекомендаций. Журнал заполняет представитель военкомата во время проверки.

Чем грозит нарушение воинского учёта

С проверкой могут прийти из военкомата или местной администрации. Правда, малый бизнес освобождён от плановых проверок. Теоретически возможна внеплановая проверка по жалобе, но нам о таких случаях неизвестно.

За нарушение воинского учёта предусмотрена административная ответственность. Оштрафовать могут руководителя или ответственного за воинский учёт.

Суммы штрафов за нарушения воинского учёта прописаны в главе 21 КоАП РФ.

  • В срок не сообщить в военкомат о принятых и уволенных сотрудниках, которые должны состоять на воинском учёте — от 1000 до 5000 ₽.
  • Не отправить в военкомат списки несовершеннолетних сотрудников — от 1000 до 3000 ₽.
  • Не оповестить сотрудника о том, что пришла повестка, и не дать возможность сходить в военкомат — от 1000 до 3000 ₽.

Насколько велика вероятность получить штраф — сказать сложно. Постановления выносят военные комиссары, а их решения не попадают в базы судебных дел. Иными словами, достоверной статистики нет.

Срок привлечения к ответственности — два месяца со дня нарушения. Предположим, 1 марта 2022 года вы приняли на работу военнообязанного и до 14 марта не сообщили в военкомат. Это нарушение ч. 3 ст. 21.4 КоАП, но если его обнаружат после 14 мая, то оштрафовать уже не смогут.

Статья актуальна на 28.01.2022

Методические рекомендации по порядку постановки на воинский учет граждан, пребывающих в запасе, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания

  • Выписка из Методических рекомендаций
  • по порядку постановки на воинский учет граждан, пребывающих в запасе, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания
  • I.                       ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Федеральным законом от 6 февраля 2019 г. № 8-ФЗ внесены изменения в статьи 4, 8, 10 Федерального закона 1998 г.

№ 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», и определен новый порядок постановки на воинский учет граждан подлежащих призыву на военную службу (призывники), и граждан, пребывающих в запасе:

  1. – не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания (категория – граждане, пребывающие в запасе);
  2. – прибывших на место пребывания на срок более 3 месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания (учебы) (категория – призывники) (Приложение №1).
  3. Справочно.
  4. К месту жительства гражданина РФ относятся жилой дом, квартира, комната или другое Жилое помещение, в которых он постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма либо на иных законных основаниях и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
  5. К месту пребывания относятся, в частности, гостиница, санаторий, дом отдыха, медицинская организация либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина РФ, в которых он проживает временно

(Основание, — ст. 2 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. № 5242-1).

В соответствии Федерального Закона 6 февраля 2019 г. № 8-ФЗ :

1.

Отсутствие регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает граждан от обязанности состоять на воинском учете в военном комиссариате или в органах местного самоуправления.

2.

Отсутствие регистрации по месту жительства и месту пребывания не может служить основанием для отказа в постановке граждан на воинский учет в военном комиссариате или в органах местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет.

3.

Воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете.

В пояснительной записке к проекту Федерального Закона от 6 февраля 2019 г.

№ 8-ФЗ, в качестве причины для внесения поправок, возлагающих на граждан обязанности вставать на воинский учет по месту их фактического проживания, указана сложность (по различным причинам) в получении регистрации по месту пребывания или месту жительства граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего профессионального образования (то есть из-за граждан призывного возраста, не проходивших военной службы).

  • Справочно.
  • Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе» в части обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту их фактического проживания.
  • В соответствии с действующей редакцией Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе», граждане обязаны состоять на воинском учете только по месту жительства или по месту пребывания, однако, как показывает практика, значительное количество призывников, обучающихся в образовательных организациях высшего профессионального образования, особенно в таких городах как Москва и Санкт-Петербург, не могут получить по различным причинам регистрацию по месту пребывания или по месту жительства.
  • В результате указанные граждане не могут быть поставлены на воинский учет и не призываются на военную службу в случае, если они лишаются права на получение отсрочки от призыва на военную службу (по окончании вуза, отчисления из вуза или лишения государственной аккредитации соответствующей образовательной программы).

Законопроектом предусмотрено возложение на указанных граждан обязанности вставать на воинский учет по месту их фактического проживания. При этом в подзаконном акте (постановлении Правительства Российской Федерации) будет определен порядок постановки их на воинский учет (на основании справки с места учебы или места работы).

Таким образом, законопроект обеспечит качество и достоверность воинского учета, а также увеличение возможности по призыву граждан на военную службу.

          Категории граждан, которые попадают под действие данных поправок:

1.

Граждане имеющие регистрацию по месту жительства, но вследствие различных причин, проживающие по другим адресам. Как в пределах того субъекта РФ, в котором у них имеется место жительства, так и прибывшие из других субъектов РФ (в основном трудовые мигранты).

  1. При этом надо отметить, что действующее законодательство разрешает гражданам не регистрироваться по месту пребывания, если они зарегистрированы по месту жительства в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.
  2. Справочно.
  3. Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.

(Основание, — ст. 5 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 № 5242-1).

К таким гражданам относятся, например те, которые снимают жилье, не составляя договора аренды жилого помещения (поскольку собственник жилого помещения далеко не всегда соглашается зарегистрировать нанимателя и членов его семьи), или граждане, проживающие у друзей или родственников, которые даже не задумываются или не согласны зарегистрировать у себя гостя.

2.

Под действие изменений внесенных Федеральным Законом 2019 г. № 8-ФЗ, попадают граждане, не имеющие регистрации ни по месту жительства, ни по месту пребывания. Причем в данном случае не обязательно речь идет о маргинальных слоях населения.

В настоящее время имеется достаточно много случаев, когда регистрация гражданина по месту жительства или по месту пребывания невозможна по независящим от самого гражданина причинам. Например, граждане могут длительное время проживать в так называемых домах-долгостроях, Право собственности на которые по различным причинам не может быть оформлено застройщиком.

Отсутствие свидетельства о праве собственности не позволяет осуществить регистрацию по месту жительства или по месту пребывания в таких объектах, несмотря на фактическое проживание.

II.                ИЗМЕНЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ ВОИНСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ

C изменениями в правилах постановки граждан на воинский учет, Федеральным Законом 2019 г. № 8-ФЗ внесены изменения в обязанности должностных лиц организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности.

  • Согласно изменений руководители, и должностные лица ответственные за военно-учетную работу (военно-учетные работники) организаций обязаны, дополнительно:
  • направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете;
  • Справочно.
  •            До настоящего времени работодатели были обязаны информировать военные комиссариаты о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета.
  • Так, согласно пункта 30 Положения о воинском учете, организации должны информировать военные комиссариаты (муниципальные), в том числе о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (в том числе и о факте отсутствия постановки гражданина на воинский учет в нарушение закона).
  • Однако для исполнения этой обязанности не было предусмотрено конкретного срока.    
  • Теперь для организаций определен конкретный срок – две недели.
  • вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет (в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального Закона № 53-ФЗ).
  • Справочно.

Статья 8 Пункт 2. Абзац 1. Воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, — по месту их пребывания.

Абзац 3.

Воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете.

Ранее работодатели были обязаны лишь вручать работникам повестки, полученные от военного комиссара муниципального образования (п. 1 ст. 4 Федерального Закона № 53-ФЗ; подпункт «ж» пункт 32 Положения о воинском учете; пункт 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе).

Теперь, при выявлении граждан, не состоящих на воинском учете, работодатели должны сами письменно напомнить им о необходимости явиться в военный комиссариат для постановки на учет.

То есть, оповещение гражданина, пребывающего в запасе, о его явке в военный комиссариат по вопросам воинского учета производится теперь не только повесткой военного комиссариата (пункт 36 «Методических рекомендаций ГШ ВС РФ по осуществлению в военных комиссариатах воинского учета», 2017 г.), но и направлением от организации.

Порядок представления сведений и направление в военные комиссариаты граждан, пребывающих в запасе, не имеющих регистрации

по месту жительства и месту пребывания.

1.

В соответствии с пунктом 29 «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях» ГШ ВС РФ 2017 года, руководители и должностные лица организаций ответственные за военно-учетную работу направляют в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (форма определена приложением № 10 к п.29 методических рекомендаций).

В случае выявления граждан, пребывающих в запасе, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, в представляемых организациями сведениях рекомендуется:

— в графе 8 «Состоит на воинском учете: общий (номер команды, партии), спец. учет», производить запись, например: «Военнообязанный. На воинском учете по месту пребывания не состоит»;

— в графе 11 «Место жительства (место пребывания)», производить запись, например: «Без регистрации. Со слов проживает г. Новосибирск, ул. Есенина, д.15, кв.48» (приложение № 2).

2.

Для направления вышеуказанных граждан в военные комиссариаты для постановки на воинский учет, рекомендуется применять форму, указанную в приложение № 3 к пункту 6 Инструкции «Об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности», утвержденную совместным приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной Миграционной службы от 10 сентября 2007 г. № 366/789/197. Основание: письмо начальника ГОМУ ГШ ВС РФ от 1 марта 2019 г. № 315/4/1023.

  1. Справочно.
  2. МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ
  3. ПИСЬМО
  4. от 1 марта 2019 года № 315/4/1023
  5. О направлении в военный комиссариат для постановки на воинский учет

Вопрос: В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции Федерального закона от 6 февраля 2019 г.

N 8-ФЗ) с 17 февраля 2019 года руководители либо другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет.

Прошу пояснить по какой форме необходимо составлять направление в военный комиссариат?

Ответ: Ваше обращение, поступившее по информационным системам общего пользования, по поручению рассмотрено.

В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» руководители либо другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет.

Форма направления граждан в военный комиссариат для постановки на воинский учет указана в совместном приказе Министра обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, ФМС России от 10 сентября 2007 г.

N 366/789/197 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности» (Зарегистрирован в Минюсте России 12 октября 2007 г., регистрационный N 10315).

  • Рекомендуемая форма направления, представлена приложением № 3 к настоящим методическим рекомендациям.
  • Изменение в порядке ведения воинского учёта;
  • Сведения о гражданах, состоящих на воинском учёте, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учёте;
  • Направление для постановки на учёт.

Что грозит призывникам и организациям, которые избегают постановки на воинский учет?

Непостановка на воинский учет может грозить как призывнику, так и организации, в которой он числится. Мера наказания может начинаться от небольшого штрафа до серьезных разбирательств в военкомате. Когда призывнику могут выписать штраф и в какие сроки необходимо встать на воинский учет?

Воинский учет, как и все остальные моменты военного призыва, строго регламентирован Федеральным Законом «О воинской обязанности и военной службе». Согласно ему призывник обязан:

  • встать на воинский учет по месту непосредственного проживания;
  • являться по повесткам в военкомат;
  • хранить приписное свидетельство, которое будет указывать на постановку на первичный воинский учет.

Эти обязанности, помимо ФЗ №53 прописывает и Конституция РФ.

Законодательно установлены сроки постановки на воинский учет при смене места жительства. Они составляют две недели. Данные правила действуют только для тех призывников, которые перемещаются внутри региона.

Если обратиться к российскому законодательству, то процесс постановки на воинский учет должен выглядеть следующим образом:

  1. Обращение призывника в военкомат по месту проживания.
  2. Непосредственная постановка на воинский учет.
  3. Прохождение военной медицинской комиссии.
  4. Формирование личного дела.
  5. Выдача приписного свидетельства.

Если речь идет о переезде, то постановка на воинский учет выглядит следующим образом:

  1. Обращение в военкомат по месту проживания.
  2. предоставление документов, которые подтверждают переезд.
  3. Переоформление документов по месту нового проживания.
  4. Выдача справки о постановке на воинский учет.
  5. Снятие с учета на предыдущем месте жительства.

Как можно заметить, никакого направления для постановки на воинский учет не нужно.

Несвоевременная постановка на воинский учет предусматривает наказание, регулируемое в рамках Кодекса об административных правонарушениях. Санкции могут быть применены к призывнику в следующих случаях:

  • неявка в военкомат после получения повестки;
  • нарушение сроков постановки на учет;
  • изменение адреса прописки и не постановка на учет на текущем месте проживания;
  • смена других сведений, которые необходимо предоставлять в военкомат (смена семейного статуса, смена места работы, поступление в ВУЗ и т.д.).

Если молодой человек не укладывается в 14 дней, ему может быть выписано предупреждение, либо наложен штраф в размере от 500 до 3000 рублей.

На данный момент, российское законодательство внесло на рассмотрени новую систему штрафов. Размер штрафов предлагают увеличить в 10 раз. Этот факт связан с тем, что большинству призывников проще заплатить минимальную сумму штрафа, чем явиться в военкомат.

Каждая организация обязана вести вонский учет. Процесс постановки регулируется Постановлением Правительства России №719 от 2006 года. Согласно ему. каждая организация обязана:

  • Оформить приказ об организации воинского учета в организации.
  • Назначить ответственного за воинский учет в организации.
  • Согласовать свою деятельность с районным военкоматом.
  • Передавать повестки военнообязанным и предоставлять всю необходимую информацию в военкомат.

Штрафы для организаций за несоблюдение правил воинского учета варьируют от 1000 до 3000 рублей.

Воинский учет 2022: как организовать в компании

4 марта

62565

#CNT# data-template-html-inactive=В избранное #CNT#>

Правонарушениям в сфере воинского учета граждан посвящена целая глава 21 КоАП РФ. Руководители и должностные лица организаций заплатят штраф за непредставление или несвоевременное представление сведений в комиссариаты. Рассказываем в статье, как организовать в компании ведение воинского учета «с нуля», чтобы выполнить нормативные требования. 

Воинский учет граждан в организации — это обязательный комплекс мероприятий с работниками из категории призывников и военнообязанных.

Он предполагает сбор, систематическое ведение и хранение сведений о них; направление регулярной отчетности в комиссариаты.

Государство должно знать, какие у него есть человеческие ресурсы на случай призыва, мобилизации — в количественном и качественном разрезе. 

Воинский учет в 2022 году ведут по требованиям:

Эти документы регламентируют воинский учет в организациях, а не у индивидуальных предпринимателей. Формально ИП-работодатели не несут такой обязанности, хотя комиссариаты не всегда с этим согласны. 

Назначьте распорядительным документом ответственных за ведение воинского учета и хранение документов. В зависимости от численности учитываемых, это может быть один совместитель или несколько освобожденных работников — п.12 Положения №719. 

Важно! Кандидатуры военно-учетных работников и проект приказа должны быть согласованы с военным комиссаром муниципального образования — п. 22 МР. На практике специалисты военкоматов не тратят на это время и запрашивают уже утвержденные документы. Но этот вопрос уточняйте в своем ВК.

Если освобожденных работников больше двух, то в компании создают военно-учетный стол (ВУС). Для хранения документов оборудуют отдельное помещение с железными шкафами — п. 21 МР. Все расходы по организации воинского учета несет компания, а ее руководитель отвечает за состояние этого процесса на предприятии — п. 9 Положения №719.

Проект приказа об организации воинского учета скачайте здесь.

Совет Обязанности работников по воинскому учету закрепите в их трудовых договорах или должностных инструкциях. При этом руководствуйтесь п. 30-32 Положения №719, разделом III МР.

На этом этапе выясните в военкомате, следует ли вашей организации осуществлять бронирование — специальный воинский учет. Направьте письменный запрос и уже после получения ответа готовьте проект приказа, должностных инструкций.

Подробнее о бронировании читайте в нашемэкспертном материале.

Закрепите в отдельном документе, например, в Положении (инструкции) о ведении воинского учета или приказе, два списка работников:

  • подлежащих воинскому учету;
  • не подлежащих ВУ.

При их составлении руководствуйтесь п. 14-16 Положения №719. Если у организации нет обязанности по бронированию, соответствующие работники подлежат только общему ВУ.

В каждой организации должны вестись и храниться документы воинского учета (раздел IV МР Генштаба):

  • приказ о ВУ;
  • план работы по ведению ВУ и бронированию (если оно есть) — ежегодный список дел для специалиста по воинскому учету, со сроками;
  • картотека личных карточек формы №10 (раздел IV, приложение 22 Инструкции №700);
  • журнал проверок (раздел VII, приложение 29 Инструкции №700);
  • расписки в приеме от граждан документов ВУ;
  • переписка с военкоматом, в т.ч., по сдаче отчетности;
  • список граждан пребывающих в запасе;
  • справочная информация;
  • другие документы.

Образцы документов по воинскому учету скачайте здесь.

На их основе формируем номенклатуру дел по ВУ. Сроки хранения документов определяем по п. 8.1 приказа Росархива от 20.12.2019 №236. Некоторые компании уничтожают карточки воинского учета уволенных сотрудников вместо передачи в архив и очень рискуют. Это административное Правонарушение, за которое предусмотрена ответственность по ст. 13.20 КоАП РФ.

Совет Военкоматы проверяют ведение ВУ в компаниях раз в три года, а при численности свыше 500 чел. — ежегодно (раздел VII Инструкции №700). При составлении номенклатуры дел проконсультируйтесь у их инспекторов, какие папки и с каким содержимым они хотят видеть. 

Регистрация организаций в целях воинского учета — сфера ответственности муниципалитетов. Единых шаблонов по этой процедуре нет. Поэтому обратитесь в местный военкомат за разъяснениями и бланками документов:

  • заявлением о постановке на воинский учет компании;
  • формой Ф-18 «Карточка организации» — пример можно посмотреть здесь.

Вам подскажут, куда подать документы, и в какие сроки пройдет процедура. Во всех случаях вам понадобятся копии учредительных документов, заполненная карточка организации по форме 18.

В первую очередь, составляем списки для постановки работающих в компании граждан на воинский учет. Заполняем на них карточки по форме 10 и формируем картотеку. В дальнейшем эту работу ведем постоянно по отношению ко всем, кого приняли в штат:

  • проверяем отношение к воинской обязанности в паспорте, документы для постановки на воинский учет;
  • сверяем сведения о работнике, в т.ч., об образовании со списками категорий, подлежащих ВУ;
  • информируем работников об обязанности постановки на воинский учет;
  • заполняем личную карточку по форме 10;
  • информируем военкомат;
  • проводим сверку сведений в соответствии с разделом V Инструкции №700.

Полный перечень работ по ведению ВУ содержится в плане (приложение 17 к МР), который организация утверждает ежегодно.

Совет Разработайте и утвердите внутренний документ с пошаговым алгоритмом по ВУ, в котором объедините все процедуры по Положению №719, МР и Инструкции №700. Так вы обеспечите преемственность в передаче обязанностей и сэкономите время на обучении нового сотрудника. 

В 2022 году изменений в составе отчетности, по сравнению с 2021 годом, не произошло. Компании по-прежнему руководствуются рекомендациями Генштаба, Положением №719, а также формами 6 и 18 (получают в военкомате).

Общие принципы:

  • осенью формируем списки работников-мужчин для первоначальной постановки на воинский учет;
  • в течение двух недель информируем военкомат обо всех принятых / уволенных сотрудниках, подлежащих ВУ; выявленных «уклонистах»; изменениях сведений в личных карточках;
  • до 31 декабря согласовываем План на следующий год;
  • ежегодно проводим сверку данных воинского учета в организации с данными военного комиссариата.
Обратите внимание! Если проверка военкомата выявит нарушения в организации воинского учета, компанию привлекут к ответственности за каждое отдельное правонарушение на каждого работника. Срок давности привлечения к административной ответственности за все указанные административные правонарушения в области воинского учета 3 года.

Таблицу со штрафами скачайте здесь

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector