Вопрос при выплате ущерба при ДТП в случае солидарной ответственности

0 0 Read Time:5 Minute, 42 Second

Действующее законодательство налагает на виновника автомобильной аварии обязанность компенсировать ущерб пострадавшей стороне, поэтому при ДТП всегда важно найти человека, по вине которого оно произошло. Но в некоторых ситуациях причиной происшествия являются нарушения со стороны нескольких лиц, посему используют понятие солидарной ответственности. О том, что означает и когда применяется этот термин, а также о законодательной базе и особенности возмещения ущерба при таком виде ответственности, читайте далее в статье.

  • Что подразумевают под солидарной ответственностью
  • Когда имеет место быть солидарная ответственность
  • Законодательная база
  • Возмещение материального ущерба
    • Видео: Возмещение ущерба при ДТП
    • Солидарная ответственность при ДТП перед третьими лицами
  • При нанесении вреда человеческому здоровью
  • Когда собственник полностью освобождается от ответственности

Что подразумевают под солидарной ответственностью

При возникновении ДТП виновным часто является только один участник дорожного движения, который нарушил правила, но иногда в случившемся происшествии можно наблюдать и неоспоримую вину нескольких разных лиц. При этом нужно решить вопрос: кто именно будет отвечать за содеянное и компенсировать другим участникам дорожной аварии нанесённый ущерб.

Вопрос при выплате ущерба при ДТП в случае солидарной ответственности

Если вина за возникновение ДТП распространяется на нескольких лиц, применяется понятие солидарной ответственности. Это означает, что наказание будут нести все виновники происшествия, а сумма материальной компенсации нанесённого вреда распределяется между ними согласно решению суда.

Важно! Если водитель (или владелец авто) считает, что по отношению к нему солидарную ответственность применили несправедливо, то он может подать в суд соответствующее апелляционное заявление.

Когда имеет место быть солидарная ответственность

Не все ДТП подразумевают наличие солидарной ответственности. Данное понятие применяется только в тех случаях, когда очень трудно определить виновника создавшейся аварийной ситуации, которая привела к повреждению транспортных средств или нанесению ущерба здоровью пострадавших.

Основные ситуации, в которых может возникнуть солидарная ответственность:

  • Произошла авария с участием двух и более машин. При оформлении такого ДТП проводится правовая оценка действий каждого из водителей. Если правила движения сознательно или даже случайно были нарушены сразу несколькими участниками происшествия, то они и возместят всю компенсацию за ущерб.Вопрос при выплате ущерба при ДТП в случае солидарной ответственности
  • ДТП с участием водителя, который осуществлял управление машиной на законных основаниях, но не являлся её собственником. При этом обязанность возмещения ущерба может ложиться не только на человека, который непосредственно сидел за рулём авто, но и на его владельца.Вопрос при выплате ущерба при ДТП в случае солидарной ответственности
  • Автомобильная авария с участием нескольких машин и пешеходов. Виновниками такого происшествия могут являться как водители, так и пешие участники дорожного движения. Затраты, связанные с возмещением нанесённого ущерба, придётся делить между собой тем лицам, которые нарушили ПДД (даже если они сделали это ненамеренно, в связи со сложившейся дорожной обстановкой).Вопрос при выплате ущерба при ДТП в случае солидарной ответственности

Законодательная база

Поскольку любой автомобиль официально признан законом как источник повышенной опасности для окружающих, в качестве законодательной базы для солидарной ответственности при ДТП используется Гражданский Кодекс РФ, а именно — параграф 1079.

Знаете ли вы? Первое в мире ДТП с участием автомобиля случилось в мае 1896 года в Нью-Йорке (США). Водитель машины Генри Уэлс столкнулся с велосипедистом Эвелином Томасом.

Основные пункты этого документа и их трактовка для автомобильных аварий рассмотрены ниже:

  • пострадавшее в результате аварии лицо должно в обязательном порядке получить компенсацию нанесённого ущерба от владельца или водителя авто, если вред был причинён по их вине;
  • собственник авто, не находившийся за рулём в момент происшествия, может избежать наказания, если предоставит доказательства утраты данного транспортного средства в результате угона или кражи, а возмещение ущерба в этом случае ложится на угонщика;
  • если во время аварии произошло столкновение нескольких машин и в результате этого пострадали третьи лица, то солидарная ответственность назначается всегда, а компенсировать причинённый вред должны водители и владельцы указанных авто.

Вопрос при выплате ущерба при ДТП в случае солидарной ответственности

Возмещение материального ущерба

Если в результате ДТП был нанесён ущерб только имуществу участников происшествия, то солидарная ответственность подразумевает компенсацию материальных затрат на восстановление этого имущества. При этом необходимая сумма может быть оплачена страховой компанией виновника аварии, а при отсутствии страховки ответственное лицо выплачивает компенсацию только за счёт личных средств.

Рекомендуем для прочтения:

  • Кто может быть виновным в аварии при повороте налево
  • Обязательные действия при попадании в ДТП
  • ДТП с участием велосипедистов
  • Мошенничество с ДТП для получения страховки

Персональная вина каждого участника аварии определяется решением суда. В ДТП, возникшем в результате действий автомобилиста, виновником обычно признают человека, который был за рулём на момент происшествия.

Но если виновный водитель не является собственником транспортного средства, то требование о выплате денежной компенсации пострадавшим может распространиться и на владельца машины.

Это возможно, если:

  • произошла гибель водителя;
  • управление машиной, признанной виновной в аварии, совершал несовершеннолетний;
  • собственником авто является юридическое лицо (компания), а водителем — сотрудник этой фирмы;
  • случилось бегство водителя с места происшествия.

Видео: Возмещение ущерба при ДТП

Солидарная ответственность при ДТП перед третьими лицами

В некоторых ДТП, которые подразумевают солидарную ответственность виновников, может присутствовать третий участник, являющийся пострадавшей стороной. В этом случае третье лицо имеет право в судебном порядке требовать возмещения причинённого ему вреда.

Знаете ли вы? На территории России в ДТП ежегодно гибнет около 25000 человек, а самым распространённым видом аварий является наезд на пешехода.
Особенности солидарной ответственности в таких случаях перечислены ниже:

  • Потерпевший может затребовать выплату компенсации как у всех виновников аварии, так и только у некоторых из них;
  • размер материальной компенсации ущерба может распределяться между виновными лицами поровну или в соответствии с постановлением суда;
  • при назначении размера денежной выплаты судья может учитывать сумму, указанную потерпевшим в иске, но имеет право на самостоятельное решение по определению величины материальной компенсации.

Вопрос при выплате ущерба при ДТП в случае солидарной ответственности

При нанесении вреда человеческому здоровью

Если в результате аварии пострадали люди, то кроме выплаты материальной компенсации виновники могут понести и уголовное наказание. Нормы возникновения солидарной ответственности в этом случае не отличаются от тех, которые были перечислены выше, но предусматривают более суровые санкции.

Некоторые особенности наступления солидарной ответственности для ДТП с пострадавшими людьми:

  • если авария привела к тяжёлым травмам или гибели человека, то наказание для виновников происшествия устанавливается в рамках действующего уголовного законодательства;
  • если потерпевшему необходимо лечение или иная медицинская помощь после ДТП, то стоимость всех этих услуг должна быть полностью компенсирована виновником происшествия;
  • если здоровье человека пострадало при столкновении нескольких машин, то суд назначит наиболее суровое наказание главному виновнику ДТП, а остальным водителям назначат менее жёсткие санкции.

Вопрос при выплате ущерба при ДТП в случае солидарной ответственности

Когда собственник полностью освобождается от ответственности

Часто автовладелец, который не находился за рулём в момент ДТП, также может получать наказание вместе с водителем. При определённых обстоятельствах вина с собственника может быть полностью снята:

  • если автомобиль был угнан у владельца, то отвечать за ДТП в рамках законодательства будет угонщик — это правило действует только при отсутствии доказательств, что собственник машины сам допустил такую кражу;
  • если авария произошла в результате возникновения непреодолимых обстоятельств, не зависящих от воли водителя: стихийного бедствия, боевых действий или неожиданного выхода животного на проезжую часть;
  • если в возникновении ДТП есть вина пострадавшего лица, допустившего грубую неосторожность: такое правило распространяется только на те аварии, в которых не был нанесён вред жизни и здоровью человека.

Вопрос при выплате ущерба при ДТП в случае солидарной ответственности

Если у виновника ДТП нет достаточного количества денежных средств для выплаты материального ущерба пострадавшему лицу, то суд может принять решение об уменьшении суммы компенсации, но только при условии отсутствия преднамеренного умысла в действиях виновной стороны.

Каждое ДТП имеет индивидуальные особенности, и самостоятельно разобраться в том, кто виноват, иногда очень сложно. Но после изучения представленной в статье информации можно понять главные особенности солидарной ответственности и определить примерный список ситуаций, к которым она может применяться.

Источник: auto.today

Солидарная ответственность при ДТП: материального ущерба, собственником автомобиля, с причинением вреда здоровью

Солидарная ответственность при ДТП считается не столь частым явлением, однако и подобные ситуации имеют место быть. В этом случае чаще всего идет речь о санкциях, возлагаемых не только на водителя, допустившего аварию, но и на владельца авто, позволившего виновнику управлять ТС. Однако возможны и иные ситуации.

При солидарной ответственности право выбора гражданина, который будет выплачивать компенсацию за причиненный ущерб, предоставляется пострадавшему.

Что подразумевают под солидарной ответственностью

Транспортное происшествие так или иначе происходит по вине кого-то из автовладельцев, управляющих авто, и выступающих участниками аварии. При этом ответственным может быть признан и пешеход, например, в случае пересечения автодороги в неположенном месте либо без соблюдения соответствующих правил поведения.

Читайте также:  В каких случаях сотрудник дпс может направить на пересдачу прав?

Однако в конкретном случае речь идет не об обстоятельствах происшествия, а о том факте, что виновный должен быть установлен в обязательном порядке. Ведь кто-то должен понести ответственность за произошедшее и компенсировать потерпевшим вред.

В последнем случае выплата должна восполнять как имущественные потери, так возмещать затраты на лечение и покрывать моральные травмы (если идет речь о причинении ущерба здоровью). При этом не имеет значения производится ли компенсация за счет средств страховой конторы виновника либо из его собственного бюджета.

Обычно в результате процедуры установления лица, ответственного за ДТП, виновным признается один человек и чаще всего таковым выступает непосредственно водитель, нарушивший свод ПДД. Однако имеют место и иные ситуации, при которых ответ за содеянное приходится нести нескольким лицам одновременно.

И вот в таких случаях говорят о солидарной ответственности, когда предмет обязательств разделить довольно затруднительно. Под предметом здесь следует понимать компенсацию и возмещение вреда здоровью, имуществу и прочие требования пострадавшей стороны.

Интересно, что при солидарной ответственности потерпевшее лицо либо группа граждан обладают правом выбрать, кто именно из виновников должен покрывать потери. Также требования могут быть предъявлены разом ко всем ответственным лицам.

Когда имеет место солидарная ответственность

Если разбираться в вопросе более конкретно, то солидарная ответственность при дорожной аварии может возникнуть в следующих случаях:

  1. Авария с несколькими авто. В подобных ситуациях виновными нередко признаются сразу несколько лиц. Причем это могут быть как водители, так пешеходы, а иногда и вовсе пассажиры.
  2. Управление авто в момент ДТП водителем, не являющимся владельцем транспортного средства по документам. В этом случае имеет место солидарная ответственность при ДТП собственника и водителя.

Оба варианта считаются достаточно сложными и противоречивыми. Например, не всегда понятно, почему на собственника авто, даже не присутствовавшего при ДТП, вдруг также распространяется некая вина.

Другая ситуация – водитель одного авто, нарушив правила движения, врезается в машину, спокойно двигающуюся в нужном направлении. Последнее ТС, по причине столкновения, вылетает на тротуар и сбивает пешехода. Несмотря на то, что виновным признается водитель первого авто, второму также предъявляется Иск с требованием компенсировать вред. И прошение удовлетворяется.

На самом деле подобные действия абсолютно правомерны. Солидарная ответственность действительно может распространяться как на непосредственного водителя, так на собственника, а также и на других участников ДТП, если ими совместно (ненамеренно) был причинен ущерб третьим лицам.

Законодательная база

Вопрос при выплате ущерба при ДТП в случае солидарной ответственности

Далее, текст статьи вполне доступно поясняет, что ответственность за любой вред (имуществу либо здоровью), причиненный в результате эксплуатации такого источника, возлагается как на человека, осуществляющего управление, так и на его владельца (пункт 1).

А вот пункт 3 все той же статьи указывает на тот факт, что, если в результате взаимодействия источников опасности (при столкновении машин) был причинен какой-либо вред третьему лицу либо нескольким, обязанность по возмещению ущерба признается солидарной в любом случае.

Возмещение материального ущерба

Когда в аварии пострадало только имущество, иначе говоря, непосредственно автомобили, идет речь о компенсации имущественного вреда в виде денежного возмещения. Сумма выплачивается страховщиком ответственного лица либо из бюджета виновника.

Если имеет место солидарная ответственность при ДТП перед третьими лицами, другими словами, виновников несколько, пострадавший обладает правом затребовать со всех либо с одного из них компенсацию.

Выплата распределяется между виновными в равных частях или в соответствии с судебным решением.

При этом высшая инстанция может как учитывать суммы, изложенные в исковом заявлении, так и самостоятельно определить размер возмещения.

Что касается того, несет ли ответственность за случившееся непосредственный собственник авто, то в большинстве случаев вина возлагается на водителя, управляющего машиной в момент ДТП. Однако ответ может понести и владелец. Закон в этом случае на стороне потерпевшего, поскольку автотранспорт считается средством повышенной опасности (статья 1079 ГК).

Чаще всего, на собственника возлагается ответственность если:

  • водитель, признанный виновным, погиб;
  • автомобилем управлял несовершеннолетний;
  • водитель выступает сотрудником организации, которая владеет машиной, при этом юридическое лицо нередко в дальнейшем активирует право регрессивного требования к виновнику (возврата компенсации, выплаченной потерпевшему);
  • виновный водитель покинул место аварийного происшествия.

Однако ответственность может быть наложена на собственника лишь в том случае, если его вина будет установлена судебной инстанцией.

При нанесении вреда человеческому здоровью

Вопрос при выплате ущерба при ДТП в случае солидарной ответственности

Если имеет место тяжкая степень вреда либо летальный исход, наказание устанавливается согласно уголовному кодексу. Разумеется, возмещение ущерба, как имущественного, так компенсирующего траты на лечение и прочие расходы, также должно состояться.

Здесь солидарная ответственность при ДТП с причинением вреда здоровью также может наступить, но вот санкции будут, скорее всего, различны. Например, если пострадал посторонний человек в результате столкновения двух авто, при этом один из водителей признан однозначным виновником ДТП, ответ понесут оба. Но для первого автовладельца мера пресечения будет значительно жестче.

То же самое касается изначального собственника ТС, если машиной в момент ДТП управлял иной Гражданин. К собственнику может быть предъявлен иск и суд имеет право его удовлетворить. Однако только лишь при доказательстве вины владельца.

Когда собственник полностью освобождается от ответственности

Статья 1079, а также 1083 ГК РФ раскрывают моменты, когда с собственника автомобиля, а также водителя, снимается всякая ответственность.

В перечень исключений входят:

  1. Автотранспортное средство выбыло из-под непосредственного управления либо обладания гражданином. Если проще, здесь идет речь об угоне авто и свершении правонарушения посторонним лицом. Ответственность в этом случае возлагается именно на угонщика. Однако, если будет доказан тот факт, что владелец допустил незаконное изъятие машины (например, не закрыл дверь, окно, оставил в зажигании ключи), то он также может попасть под ответственность.
  2. Аварийное происшествие возникло по причине обстоятельств, преодолеть которые человек не в состоянии. Например, природные катаклизмы, боевые действия.
  3. Наличие умысла либо допущение грубой неосторожности потерпевшим гражданином. В этом случае требования о компенсации удовлетворены не будут либо размер возмещения будет изменен. Однако исключение не распространяется на ситуации, когда нанесен ущерб жизни и здоровью человека.
  4. Имущественное положение лица, признанного виновным. Здесь сумма возмещения может быть уменьшена по постановлению суда. Если вред причинен умышленно, сумма компенсации не снижается.

Каждый из указанных моментов потребует документально подтверждения невиновности гражданина. Без реальных доказательств ни частичного, ни уж тем более полного освобождения от ответственности не произойдет.

Обоюдная ответственность при дорожном происшествии может быть наложена на нескольких участников ДТП либо на собственника и водителя, управляющего машиной в момент аварии.

Правда последний вариант потребует доказательств вины владельца транспортного средства.

В любом случае каждая ситуация индивидуальна и нюансы таких разбирательств зачастую обладают таким набором тонкостей, что обычному гражданину невозможно разобраться самостоятельно. Поэтому оптимальный вариант – помощь юриста.

Солидарная ответственность собственника и виновника ДТП

Вопрос при выплате ущерба при ДТП в случае солидарной ответственности

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Сегодня ДТП на дорогах не являются редкостью. При этом определить виновность участников аварии бывает достаточно сложно. В некоторых случаях оба водителя привлекаются к ответственности и обязаны компенсировать пострадавшему нанесенный имущественный и физический вред.

Когда наступает солидарная ответственность собственника авто и виновника дорожно — транспортного происшествия, рассмотрим ниже.

Что это такое?

При возникновении дорожно — транспортного происшествия, при котором пострадало имущество, а также был нанесен вред здоровью и жизни граждан, в обязательном порядке будет иметься виновник.

Это может быть как один из водителей, управляющий транспортом, другие участники дорожного движения или пешеходы. Определение виновника ДТП — ключевой момент для возмещения морального, материального и физического вреда.

Таким образом, за счет страховки ОСАГО или КАСКО погашается ущерб аварии. При отсутствии полиса, деньги выплачиваются из собственного кармана.

Определение виновника дорожно — транспортного происшествия осуществляется сотрудником ГИБДД, который, подробно изучив место аварии, а также заслушав свидетелей, оглашает свой вердикт. Подтверждается нарушение ПДД правоустанавливающими документами, такими как:

  • схема ДТП;
  • фото и видео материалы;
  • протокол;
  • справка об имущественном ущербе;
  • медицинское заключение (если есть пострадавшие);
  • свидетельские показания очевидцев.

Такая Процедура позволит не допустить спорных ситуаций в последствии.

Нередко встречаются случаи, при которых виновниками аварии становятся сразу несколько участников движения. Это могут быть как водители ТС, но также и пешеходы, пассажиры или собственники автомобилей. Такие лица привлекаются к солидарной ответственности.

Солидарная ответственность – одна из разновидностей гражданско — правовой ответственности участников дорожного движения.

Водители могут привлекаться к такому виду наказания в том случае, если каждый автомобилист виновен в аварии, в равной или большей степени, при этом разграничить обязательства каждого невозможно.

В этих случаях пострадавший вправе требовать возмещения ущерба с двух водителей сразу.

Виды солидарной ответственности могут быть следующими:

  1. Солидарная ответственность виновника ДТП и собственника транспортного средства. Согласно статье №1079 ГК РФ, водитель, управляющий автомобилем в момент аварии, несет первостепенную ответственность, несмотря на это владелец ТС компенсирует часть денежных средств пострадавшему;
  2. Возникновение аварии с участием нескольких автомобилей, владельцы которых и понесут групповую солидарную ответственность.
Читайте также:  Как написать до судебное письмо на мтс банк

Привлечение к солидарной ответственности происходит в судебном порядке, на основании предъявленных пострадавшим требований о взыскании долга. Стоимость к оплате определяется для каждого виновного. При этом если одна из сторон выплатит большую сумму, которая превышает меру ответственности, возникает право на предъявление требования о взыскании разницы со второго виновника ДТП (регрессия).

Когда возникает солидарная ответственность при ДТП?

Наиболее частым примером наступления солидарной ответственности является ситуация, при которой виновник ДТП сидел за рулем чужого транспортного средства. В этом случае собственник авто, равно как и шофер, привлекаются к штрафным взысканиям в судебном порядке. Это правило регламентируется статьей №1079 ГК РФ.

В исключительных случаях, владелец автомобиля может избежать солидарной ответственности, если докажет, что ДТП произошло вследствие умышленных действий водителя или непредвиденных обстоятельств. К таковым относятся:

  • стихийное бедствие;
  • объезд внезапно возникшего препятствия на дороге (животное).

Также владелец авто не может быть привлечен к солидарной ответственности если транспорт использовался водителем без ведома.

Еще одним примером солидарной ответственности при ДТП является взыскание компенсации с юридических лиц. Если ООО, владеющая транспортом, передала его в пользование наемного работника, который стал виновником ДТП в момент исполнения служебных обязанностей, именно работодатель несет ответственность за возмещение ущерба.

Как взыскать ущерб при аварии с виновника и собственника авто?

Автомобиль является одним из источников повышенной опасности, поэтому выплата ущерба, причиненного в результате аварии, возлагается на владельца ТС, равно как и на водителя. Такое распределение обязательств гарантирует компенсацию пострадавшей стороне.

Водитель может оказаться безработным, а у собственника есть автомобиль, который может быть реализован или отдан потерпевшему в качестве денежного возмещения за ущерб.

В последствии, владелец ТС может взыскать уплаченую сумму с виновника аварии посредством регрессного иска.

Потерпевшему в результате ДТП выплачивается денежная компенсация согласно документальному подтверждению: справке о повреждениях автомобиля или чеке об оплате лечения. Если солидарно ответственные граждане отказываются компенсировать вред, дело передается в суд.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Солидарное взыскание ущерба от ДТП

Подборка наиболее важных документов по запросу Солидарное взыскание ущерба от ДТП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Солидарное взыскание ущерба от ДТП

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Солидарное взыскание ущерба от ДТП

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Компенсация морального вреда, причиненного жизни или здоровью источником повышенной опасности(Островская М.А.)

(«Транспортное право», 2019, N 4)

Так, в случае, если в аналогичной ситуации (со смертью виновника ДТП) столкнулись, к примеру, не две, а пять машин (под управлением владельцев источников повышенной опасности), в каждой из которых погибли пассажиры, то родственники погибших (при наличии морального вреда) смогли бы взыскать компенсацию морального вреда со всех невиновных в ДТП водителей в солидарном порядке. Таким образом, в данном примере не применяется «принцип ответственности за вину», что приводит к вынесению законных, но несправедливых (с точки зрения материальной ответственности невиновных в ДТП владельцев) судебных актов.

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:«Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности: монография»(Соломин С.К., Соломина Н.Г.)

(«Юстицинформ», 2019)

В судебной практике имеет место суждение о том, что солидарная ответственность владельцев источников повышенной опасности может быть изменена на долевую. При этом суд учитывает степень вины каждого из владельцев и последующее их поведение. Так, по одному из дел суд удовлетворил требование о компенсации морального вреда в долях — с одного владельца источника повышенной опасности взыскать 100 тыс. руб., а с другого — 300 тыс. руб. Апелляционная инстанция решение суда первой инстанции изменило, определив солидарную ответственность владельцев источников повышенной опасности. В мотивировочной части Апелляционного определения суд указал: «В случае отсутствия вины владелец источника повышенной опасности не освобождается от ответственности за вред, причиненный третьим лицам в результате взаимодействия источников повышенной опасности, в том числе если установлена вина в совершении дорожно-транспортного происшествия владельца другого транспортного средства»; «при таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что компенсация морального вреда в пользу истца подлежит взысканию солидарно с обоих участников ДТП как владельцев источников повышенной опасности» (см.: Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 25.07.2017 N 33-13368/2017 // СПС «КонсультантПлюс»).

Нормативные акты: Солидарное взыскание ущерба от ДТП

Долевая ответственность за ДТП: разъяснения ВС

Верховный Суд РФ опубликовал Определение от 5 августа № 82-КГ19-1 по спору о долевой гражданской ответственности владельца транспортного средства и лица, управлявшего им в момент совершения ДТП со смертельным исходом.

Как указала высшая судебная инстанция, долевая гражданская ответственность наступает, если владелец ТС заранее знал, что второе лицо не имеет права на управление им, при этом доля ответственности определяется в зависимости от степени вины каждого из них.

ВС: Совместная ответственность владельца авто и лица, управляющего им без водительских прав, возможнаКак указал Суд, долевая гражданская ответственность наступает, если владелец заранее знал, что второе лицо не имеет права на управление транспортным средством, при этом доля ответственности определяется в зависимости от степени вины каждого из них

Полагаю, что в очередной раз следует поддержать ВС РФ, справедливо отменивший судебные акты нижестоящих инстанций. В то же время правовая аргументация его выводов представляется несколько размытой.

В частности, суд так и не ответил на вопрос: противоправно ли завладел виновник ДТП Челноков автомобилем (нижестоящие суды пришли к выводу, что нет, а ВС РФ указал, что суды это не установили) и что вообще следует считать в такой ситуации противоправным завладением источником повышенной опасности. 

В соответствии с п. 1 ст. 1080 ГК РФ лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно. В рассмотренном ВС РФ деле виновные противоправные действия совершили фактический законный владелец автомобиля Роман Путинцев (один из лиц, допущенных к управлению) и незаконно управлявший машиной в момент совершения ДТП Артем Челноков. 

Однако следует учитывать, что природа и характер их противоправных действий различаются.

Если действия Челнокова, находившегося за рулем в состоянии алкогольного опьянения и нарушившего ПДД, причинили вред непосредственно, то действия Путинцева, выразившиеся в незаконном допуске Челнокова к управлению машиной, являются опосредованной причиной аварии и гибели двух людей. То есть Челноков и Путинцев совершили разные по своей природе противоправные действия, которые в совокупности явились достаточными для причинения вреда (генерального деликта). 

При этом солидарная ответственность способна наступить и в случае совершения причинителями вреда разных деликтов. Так, доказывая возможность возникновения солидарных обязательств из разных деликтов, Екатерина Флейшиц приводила следующий пример.

Стрелочник, который, невнимательно относясь к исполнению служебных обязанностей, не перевел стрелки, направив таким образом поезд на путь, занятый другим составом, и не заметивший ошибки стрелочника машинист, который повел поезд по этому пути, отвечают каждый отдельно за неосторожное общественно опасное действие, а также за нарушение трудовой дисциплины на транспорте.

Однако вред, выразившийся в крушении поезда, причинен ими совместно, поэтому они должны нести ответственность солидарно.

ВС РФ также сделал вывод о совместной ответственности причинителей вреда перед потерпевшими (родственниками погибших), но только не солидарной, а долевой – в зависимости от степени вины каждого.

Ведь совершенно очевидно, что если бы Путинцев не допустил Челнокова к управлению автомобилем, то и аварии, скорее всего, не произошло бы. Следовательно, в совершении ДТП может быть и вина Путинцева.

В связи с этим абсолютно верен, на мой взгляд, генеральный вывод ВС РФ о том, что владелец источника повышенной опасности (транспортного средства), передавший полномочия по владению им лицу, в силу различных оснований не имеющему права на управление ТС, о чем было заведомо известно законному владельцу на момент передачи полномочий по управлению, в случае причинения вреда в результате неправомерного использования ТС будет нести совместную с ним ответственность в долевом порядке, в зависимости от степени вины каждого из них – т.е. владельца источника повышенной опасности и лица, которому ТС передано в управление в нарушение специальных норм и правил по безопасности дорожного движения.

Отдельного внимания, по мнению ВС РФ, заслуживает вопрос о том, знал ли Путинцев, что Челноков не вправе управлять автомобилем? Суды это не выяснили, но, можно предположить, что ему было об этом известно.

Понимал ли Путинцев, что Челноков находился в состоянии алкогольного опьянения и не мог вести машину? Суды также на этот вопрос не ответили. Скорее всего, Путинцев об этом знал и мог предвидеть страшные последствия своего проступка.

Читайте также:  Регистрация приватизированной в1996г квартиры

Соответственно, нижестоящие суды могли определить степень вины владельца ТС, но не сделали это, на что справедливо обратил внимание ВС РФ. Аналогичным образом нижестоящие суды не учли степень вины Челнокова. 

«Однако суды первой инстанции и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела, в нарушение изложенных выше требований процессуального закона и подлежащих применению норм материального права, не определили эти обстоятельства в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, не получили правовой оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем выводы судебных инстанций об отсутствии оснований для возложения ответственности за причинение материального ущерба и компенсации морального вреда на ответчика Челнокова А.Б. со ссылкой на то, что он не являлся законным владельцем источника повышенной опасности, а доказательства противоправного изъятия Челноковым А.Б. транспортного средства из законного владения Путинцева Р.В. не представлены, не соответствуют подлежащим применению нормам права, сделаны без учета всех юридически значимых обстоятельств дела и, следовательно, являются неправомерными», – указано в определении ВС РФ.

Отдельно следует заострить внимание на логической ошибке, допущенной нижестоящими судами. По сути, Челноков своими действиями причинил вред как истцам, так и Путинцеву, находившемуся в машине вместе с ним.

Природа причинения вреда, противоправные действия и причинно-следственная связь одинаковы как для истцов, так и для Путинцева.

Несмотря на это, суды первой и апелляционной инстанций взыскали с Челнокова в пользу Путинцева компенсацию морального вреда, а во взыскании в пользу истцов – отказали. При этом внятной правовой аргументации такого двоякого подхода они не привели.

Что касается собственника автомобиля, Сергея Тараскина, то суды правомерно отказали истцам в требованиях к нему. Так, Тараскин вписал в полис ОСАГО Путинцева, наделив его тем самым правом владения и пользования автомобилем. В силу ст.

1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юрлицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления ТС, по распоряжению соответствующего органа о передаче источника повышенной опасности и т.п.). 

ВС РФ и ранее указывал, что в таких случаях ответственность будут нести не собственники автомобиля, а законные владельцы, которые фактически управляли им в момент аварии. Например, в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2005 г.

(утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от 1 марта 2006 г.

) отмечено, что надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности, является лицо, управлявшее автомобилем в момент ДТП, а не собственник или иной законный владелец ТС.

Аналогичную позицию ВС РФ выказывал по другим делам. Например, Определением от 14 марта 2017 г. № 37-КГ17-2 истцам было отказано в удовлетворении требований к собственнику автомобиля из-за отсутствия правовых оснований для взыскания ущерба с собственника ТС, поскольку данная обязанность возлагается на лицо, владеющее источником повышенной опасности в момент причинения вреда. 

Таким образом, в этой части решения нижестоящих судов полностью соответствуют практике высшей инстанции.

Резюмируя, следует отметить, что практическая значимость Определения ВС РФ заключается в мощном посыле нижестоящим судам о том, что они должны не формально разрешать споры о возмещении вреда в результате совершения деликта, а исследовать всю совокупность обстоятельств и действий лиц, которые к нему привели.

В случаях с ДТП судам следует изучать не только фактическое поведение водителя, непосредственно нарушившего ПДД в момент аварии, но и действия иных лиц, также могущих быть причастными к происшествию, – например, незаконно допустивших к управлению автомобилем лицо, которое не может им управлять, либо халатно отнесшихся к техобслуживанию автомобиля. 

При детальном анализе ситуации и выяснении всех фактических обстоятельств дела потерпевшие имеют шанс получить компенсацию от всех действительных причинителей вреда (виновников аварии), а те, в свою очередь, не смогут уйти от гражданско-правовой ответственности, соответствующей степени их вины.

1 См. Флейшиц Е.А. Обязательства из причинения вреда и из неосновательного обогащения // Курс советского гражданского права. М., 1951. С. 153–154.

Пассажир пострадал в ДТП: как получить компенсацию — новости Право.ру

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов Если в результате столкновения двух машин пострадал человек, то обе страховые должны заплатить ему возмещение – при этом размер выплаты не зависит от суммы убытков. Ничего не меняется, если участники ДТП застрахованы в одной и той же компании: каждый страховщик по каждому договору ОСАГО должен произвести выплату в пределах страховой суммы.

Произошло столкновение двух машин: под управлением Кристины Агафиной* и под управлением Юрия Тряпина*. Виновной в ДТП признана Агафина. При этом пассажирке Тряпина – Ольге Феловой* – причинён тяжкий вред здоровью. Гражданская ответственность владельцев обоих автомобилей застрахована в ПАО «СК Южурал-Аско». Компания признала случившееся страховым случаем и выплатила Феловой 132 750 руб. возмещения по договору ОСАГО с Агафиной, но отказала в выплате возмещения по договору ОСАГО с Тряпиным.

  • ИСТЕЦ: Ольга Фелова*
  • ОТВЕТЧИК: ПАО «СК Южурал-Аско» 
  • СУТЬ СПОРА: О взыскании страхового возмещения, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, возмещении расходов на оплату услуг представителя 
  • РЕШЕНИЕ: Принятые акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции

Тогда Фелова обратилась в суд с иском к ПАО «СК Южурал-Аско» о взыскании страхового возмещения по ОСАГО, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, расходов на оплату услуг представителя. Центральный районный суд г. Челябинска в иске отказал, Челябинский областной суд с ним согласился.

Они исходили из того, что гражданская ответственность водителей застрахована одним страховщиком, который свою обязанность по выплате возмещения исполнил в полном объёме.

Размер выплаченного не превышает установленный законом предел, а потому оснований для выплаты двойной суммы страхового возмещения не имеется. 

Фелова подала жалобу в Верховный суд. Тот напомнил: страховое возмещение в связи с причинением третьему лицу вреда в результате ДТП производится каждым страховщиком по каждому договору ОСАГО в пределах страховой суммы (п. 47 постановления Пленума ВС от 26 декабря 2017 г.

№ 58). Ссылка судов, что это применимо лишь когда участники ДТП застрахованы в разных компаниях, основана на неправильном толковании закона, считает ВС.

Нельзя согласиться и с выводом о том, что в случае возмещения вреда здоровью по разным полисам ОСАГО у потерпевшего возникает неосновательное обогащение – при повреждении здоровья размер страхового возмещения не связан с какими-либо конкретными убытками.

Поэтому ВС отменил принятые акты и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (№ 48-КГ19-2). Пока еще оно не рассмотрено.

Два полиса – две выплаты

«Абсолютно согласен с определением ВС. В России действует стереотип: ущерб пострадавшим возмещается по ОСАГО виновника ДТП. Однако это заблуждение.

Помимо виновника ДТП, солидарную ответственность перед пострадавшими несёт и второй участник ДТП, независимо от того, застрахована его ответственность или нет (п. 3 ст.

1079 ГК)», – отметил партнер компании Федеральный рейтинг.
Алексей Гавришев.

ДТП «Авария с пострадавшими»: как получить компенсацию

«Определение ВС основано на правильном применении норм действующего законодательства. Тот факт, что страховщиком двух участников ДТП является одна и та же страховая компания, не может служить основанием для невыплаты страхового возмещения по одному из договоров.

По общему правилу отсутствие вины в совершении ДТП не исключает наступления гражданской ответственности. Следовательно, выплата страхового возмещения лишь по одному из договоров ОСАГО означала бы нарушение прав пострадавшего», – согласился старший Юрист ЮБ Федеральный рейтинг.

группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Земельное право/Коммерческая Недвижимость/Строительство
Евгений Богелюс.

Он привел примеры дел, в которых ВС пришел к аналогичному выводу (№ 9-КГ18-9, № 16-КГ19-4). 

«Наиболее вероятным решением при новом рассмотрении дела будет взыскание со страховой компании суммы страхового возмещения по договору ОСАГО, выплата по которому произведена не была»

Евгений Богелюс

Гавришев тоже уверен: при пересмотре дела суд удовлетворит требования пострадавшей о выплате страхового возмещения по ОСАГО владельца автомобиля, который виновником ДТП не являлся. 

* – имя и фамилия изменены редакцией.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector