Логопед составляет индивидуальный план на каждого ребенка. В нем указаны необходимые задачи и методы устранения речевых проблем. Это поможет повысить эффективность обучения.
Организация логопедической работы в ДОУ
Индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка важен для работы логопеда. Он включает в себя реализацию поставленных задач:
- Поиск речевых проблем.
- Коррекция.
- Профилактика.
Первый визит к логопеду
Для начала работы требуется согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ. Коррекция проходит в индивидуальной и групповой форме. Количество занятий зависит от успехов малыша. Во время занятий дети занимаются:
- Артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.
- Постановкой звуков.
- Закреплением полученных навыков.
Для чего нужен логопед в детском саду
Вот чем занимается логопед в детском саду:
- Помощь в постановке звуков.
- Развитие мелкой моторики.
- Развивает память и внимание.
- Учит правильной постановке предложения.
Важно! Логопед с помощью своих упражнений развивает ребенка и дает старт для школьной жизни.
Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить группу всеми видами логопедических занятий:
- Укреплять мышцы рта.
- Делать артикуляционную гимнастику.
- Играть с мелкими предметами.
- Учить выделять звуки.
Нормативы логопедической службы в ДОУ по ФГОС
ФГОС обеспечивает детей равными правами на получение квалифицированной помощи. В положении установлены принципы работы, направления, формы и режим деятельности логопеда.
ФГОС направлен на осуществление принципов:
- Раннего выявления проблем.
- Сопоставления речи и развития ребенка.
- Сравнение речи в разных ситуациях.
- Индивидуальный подход к ребенку.
При поступлении на работу логопед получает положение о логопедической службе в ДОУ в соответствии с фгос.
Взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя группы
Для решения проблем с дефектами речи необходим комплексный подход, поэтому взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя логопедической группы очень важна. Совместная работа включает в себя:
- Планирование занятий.
- Обмен информацией.
- Развитие интереса к изучению.
- Устранение преград связанных с речевыми проблемами.
- Благоприятную атмосферу в коллективе.
- Подготовку детей к упражнениям с логопедом.
- Совместное закрепление результатов.
- Наблюдение.
Во время игр проходит логопедическое развлечение в подготовительной группе. В это время дети играют в игры, которые способствуют улучшению произношения звуков, развивают логику.
Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ
Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ необходимо, ведь речевые проблемы часто бывают следствием психологических. Отклонения в речи сопутствуют низкой активности, недостаточной коммуникабельности, снижением познания мира, плохой памяти, повышенной возбудимости, вспыльчивости, обидчивости, частой смене настроения, плаксивости.
Совместная работа стимулирует речевое и познавательное развитие ребенка. Они занимаются планированием, исследуют результаты, делают рекомендации относительно работы каждого. Пытаются совместно устранить дизартрию и дисграфию.
Педагогическое кредо учителя-логопеда
Логопед понимает, что он нужен детям. Вера малыша в свои силы, вложенная специалистом, творит чудеса. Успех каждого ребенка с речевыми проблемами – это успех педагога. К каждому ребенку можно найти подход, это главное кредо логопеда.
Гимнастика для улучшения речевой функции
Расписание занятий логопеда в детском саду
Расписание занятий логопеда в детском саду можно узнать у администрации. Логопед должен работать по 20 часов в неделю всего 5 дней. График составляется с учетом времяпровождения детей.
Диагностика проблем происходит в сентябре и мае. На 1 ставку логопед за год может помочь не более 25 детям. Логопед может забирать детей для коррекции с любых занятий ДОУ (исключение – музыка и физкультура).
Актуальность своевременной диагностики нарушений речи у детей
Формирование речи ребенка происходит постепенно.
Важно! При обнаружении проблем следует дать согласие на логопедическое обследование в ДОУ. Ранняя диагностика и своевременная коррекция позволят избавить ребенка от психологических проблем. Они могут быть вызваны следствием непонимания сверстников, постоянных поправок родителей.
Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ по ФГОС
Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ по ФГОС включает в себя материал, который способствует становлению процесса обучения. Она включает в себя разновидности подходов логопедической деятельности.
Виды логопедических занятий
Организация логопедической работы в ДОУ подразумевает несколько видов упражнений с детьми:
- Занятия с группой.
- Упражнения с детьми с одним дефектом.
- Занятия с одним ребенком.
Групповое занятие
Все упражнения имеют свои цели:
- Приобретение новых умений.
- Совершенствование успехов.
- Повторение изученных навыков.
- Изучение заданий для работы дома.
Важно! Правильно организованные занятия дают большую вероятность на успех!
Индивидуальные занятия
Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут. При легких нарушениях логопедической системы назначают 3 раза в неделю по 15 минут. Перед логопедом стоит задача уделить внимание упражнениям, которые на групповых занятиях не получаются и не приносят нужного эффекта.
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Во время занятий ученик должен научиться говорить определенный звук и закрепить это умение.
Важно! Материал, который изучают дети соответствует нормам и стандартам государственной образовательной педагогической программы.
Групповые занятия
Групповые занятия подразумевают занятия с детьми с одинаковой речевой проблемой. Занятия проходят в составе небольшой группы. Дошкольники могут практически испробовать изучение звуков в паре. Это может автоматизировать исследование проблем детей на фоне сравнения логопедом.
Фронтальные занятия
Во время проведения фронтальных занятий принимает участие вся группа учреждения. Фронтальные занятия по логопедии в старшей группе Коноваленко используются с дидактическим материалом. Задания рассчитаны на разный уровень подготовки детей.
Индивидуальные занятия
Логопедическая карта обследования дошкольника
После осмотра логопед должен заполнить речевую карту по федеральной форме. В ее содержание включены данные о речи, слухе, дыхании, заикании, звукопроизношении, строении артикуляционного аппарата, моторике. Логопед делает заключение на основании изложенных проблем.
Данные детей с ОНР передаются в логопедическую карту обследования школьника. Учащиеся тоже должны проходить профессиональное обследование речи. Их оценивают еще и по чтению учебника.
Согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ
Перед обследованием малыша родители должны подписать заявление на согласие об исследовании. После этой процедуры родитель будет проинформирован в полной мере о состоянии своего малыша. Эта информация не разглашается посторонним. Логопед в свою очередь обязан продумать план лечения при обнаружении проблем и дать рекомендации. Родитель должен обеспечить сопровождение малыша на занятия.
Занятия для развития мышления
Составляем индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка
После составления речевой карты продумывается план лечения. В нем указаны все процедуры, необходимые для устранения дефектов. Открыв его, можно увидеть всю информацию о заключении.
В нем описаны необходимые занятия:
- Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика.
- Изучение звуков и внедрение их в разговор.
- Изучение фонетики.
- Коррекция предложений и слов.
- Уроки лексики и грамматики.
- Улучшение связи между словами.
- Общение с психологом.
- Подготовка к письму.
- Игры для развития мелкой моторики.
Дошкольная логопедия это важный элемент в жизни будущего школьника. Она поможет поставить речь, научиться произносить звуки правильно. Это избавит будущего ученика от психологических проблем в школе.
Рабочая программа воспитателя средней логопедической группы
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ | Наименование разделов | стр |
Целевой раздел | ||
1. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
1.1. | ВВЕДЕНИЕ | 3 |
1.2. | ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ | 4 |
1.3. | ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ | 5 |
1.4. | ЗНАЧИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.(ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ,СОСТАВ ГРУППЫ, СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЯХ ВОСПИТАННИКОВ, ЛИСТ ЗДОРОВЬЯ) | 6 |
1.5. | ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ЭТАПЕ НАЧИНАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | 7 |
1.6. | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КАК ОРИЕНТИРЫ ОСВОЕНИЯ ВОСПИТАННИКАМИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. | 9 |
Содержательный раздел | ||
2.1. |
|
15 |
2.2. | ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ | 42 |
2.3. |
|
43 |
3 | Организационный раздел | |
3.1 | МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | 58 |
3.2. | РЕЖИМ ДНЯ | 59 |
3.3. | УЧЕБНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ООП ДО В СРЕДНЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ | 61 |
3.4. | МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ВОСПИТАННИКАМИ | 61 |
3.5. | ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ СОБЫТИЙ, ПРАЗДНИКОВ, МЕРОПРИЯТИЙ | 63 |
3.6. | ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ (ЦЕНТРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) | 69 |
3.7. | ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА | 76 |
I. Целевой
раздел
1.Пояснительная
записка
1.1.Введение
Настоящая рабочая
программа средней логопедической группы разработана воспитателем МБДОУ ДС
№48 «Одуванчик» г. Светлограда: Гопаненко О.А.
Программа
спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей
образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов
воспитанников, кроме того учтены концептуальные положения используемой в ДОУ
Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до
школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевойв
соответствии с ФГОС ДО.
Рабочая программа
для детей средней логопедической группы (Далее — Программа) разработана в
соответствии с Основной общеобразовательной программой МБДОУ ДС №48 «Одуванчик»
г. Светлоград на 2017-2018 учебный год, в соответствии ФГОС ДО
основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
- Она
представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую
все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской
деятельности в определенном возрастном периоде, обеспечивает разностороннее
гармоничное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей
по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному,
познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию. - В основе
разработки программы: - -Федеральный Закон «Об образовании в РФ»
29 декабря 2012г. № 273-ФЗ
-Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой., разработанная в
соответствии с ФГОС.
-Типовое положение
о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением
Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. № 666).
-Устав
муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детского сада №48 «Одуванчик» города
Светлограда.
Распределение рабочего времени учителя-логопеда в ДОУ
Распределение рабочего времени учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации
У логопедов часто возникают вопросы, связанные с написанием циклограммы рабочего времени.
Отчасти это вызвано тем, что в документах, регламентирующих работу учителя-логопеда в образовательных организациях указана лишь продолжительность работы в неделю.
При этом непонятно, каким образом распределять это время. Более того: стали появляться разговоры об увеличении рабочего времени учителя-логопеда до 36 часов.
В программе для логопедических групп Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. (1993) указывалось, что логопед работает с 9.00 до 13.00, в том числе 4 академических часа (с 9.00 до 12.30) проводит работу с детьми и полчаса занимается ведением документации.
Позднее по какой-то причине на местах академические часы стали заменять астрономическими и требовать, чтобы 20 часов составляла только работа с детьми.
При этом непонятно, откуда взять еще полчаса на работу с детьми, если режим дня предусматривает в это время обед.
В настоящее время следует руководствоваться Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», который п. 2.3.
устанавливает норму часов педагогической работы за ставку заработной платы учителям-дефектологам, учителям-логопедам 20 часов в неделю.
Логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания устанавливается норма часов учебной работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы ( п.2.8.1.)
Далее в этом документе указывается, что «Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.» В числе педагогической работы, предусмотренной квалификационными характеристиками учителя-логопеда значится консультирование педагогов и родителей и ведение документации (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»»). Будет не лишним прописать в должностной инструкции все эти виды работ. Таким образом, есть правовое основание для указания в Положении о логопедической службе ОО или ином локальном документе продолжительности рабочего времени учителя-логопеда 20 часов в неделю, включая консультирование, ведение документации и пр. При этом лучше всего прописать, каково соотношение продолжительности работы с детьми и продолжительности иной работы учителя-логопеда.
Специфика работы воспитателя логопедической группы
Для маленького ребенка мир звуков и связной речи очень сложен, поэтому взрослые должны всячески помогать ему в развитии речи. Но иногда малыши не осваивают произношение, и их речь становится несвязной, малопонятной.
Это нарушает не только общение с ребенком, но и его дальнейшее обучение, воспитание и развитие.
Даже в том случае, если у него нет нарушений общего развития, такой ребенок будет испытывать серьезнейшие трудности в учебе, а также психологические сложности в общении со сверстниками и преподавательским составом.
Ощущение собственного несовершенства могут привести к проблемам в социализации и адаптации детей с дефектами речи, стать причиной замкнутости, а в дальнейшем привести в еще более серьезным осложнениям в жизни. Чтобы такого не произошло, огромное значение имеет деятельность профессионального логопеда и логопедическая работа, проводимая воспитателем в детском саду.
Их обязанности отличаются. Логопед – профессионал, который задает направление деятельности, ставит детям произношение, вырабатывает и тренирует речевой аппарат, чтобы ребенок мог произносить ранее отсутствовавшие в его речи звуки или же те, которые он произносил с ошибками.
Работа воспитателя в логопедической группе детского сада в общих чертах заключается в том, чтобы поддерживать работу логопеда, закреплять у детей полученные знания и умения, помогать им в освоении сложных звуков и делать это не время от времени, а на постоянной основе.
Это означает, что центральное место в работе по коррекции нарушений речи принадлежит специалисту-логопеду, а воспитатель всячески поддерживает его деятельность и помогает детям легче и быстрее усваивать новые знания и умения.
Большое значение для детей имеет опыт работы воспитателя логопедической группы. Хороший специалист отлично знает специфику своей деятельности, умеет ладить с детьми с особыми потребностями, грамотно сотрудничает с логопедом и помогает воспитанникам быстрее и продуктивнее исправлять имеющиеся нарушения речи.
Основные задачи воспитателя логопедической группы
При работе с детьми с нарушениями речи воспитатель ставит перед собой следующие задачи:
- Создание комфортных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с различными речевыми недостатками.
- Речевая и психолого-педагогическая поддержка детей, которая включает в себя следующие пункты:
- Индивидуальные занятия с логопедом для закрепления ранее полученных речевых навыков.
- Групповые занятия по развитию речи, проведение которых должно отличаться от принципов массовых занятий. Для этого составляется специальный план работы воспитателя логопедической группы.
- Постоянный контроль произношения и постановки речи воспитанников, а также правильности создаваемых ими грамматических структур.
- Уточнение, активизация и обогащение отработанной лексики в полном согласии с лексическими темами, включенными в программу.
- Развития пальчиковой и артикуляционной моторики у детей.
- Использование игр и упражнений с идеальным речевым материалом для развития внимания, логического мышления и памяти.
- Постоянная работа по коррекции и профилактики нарушений речи. Эффективная общая и речевая подготовка воспитанников к будущей учебе в школе. На это делается особый упор в работе воспитателя в старшей логопедической группе.
- Работа с родителями, призванная улучшить их компетентность в вопросе коррекции речи детей, стимуляция их активной работы над развитием и улучшением речи воспитанника в домашней среде.
От воспитателя группы детей с особенностями речи требуется не только отличная подготовка, умение ладить с детьми, контактировать с родителями и другими педагогами, логопедом и медсестрой. Он сам должен иметь хорошо поставленную, четкую и внятную грамотную речь. Ну, и любовь к особенным детям – это важное условие успешной коррекции речи и избавления от ее нарушений.
Трудности работы воспитателем логопедической группы
Для того, чтобы максимально эффективно планировать и применять коррекционную работу в сфере речевой патологии у детей, воспитатель должен понимать особенности психологических процессов, связанных с нарушениями речевой деятельности:
- Проблемы с памятью, вниманием, способностью сосредоточиться на решении конкретной задачи.
- Нарушения артикуляционной и пальчиковой моторики.
- Неполное формирование словесно-логического мышления.
Так как дети с патологиями речи имеют и другие отклонения или отставания в развитии, это может проявляться следующим образом:
- Воспитанники не могут воспроизвести порядок расположения предметов, если их переставить. Иногда дети не могут справиться с последовательностью расположения даже 3 – 4 предметов.
- Неспособны найти несоответствия в парных рисунках.
- Не полностью выявляют предметы, которые нужно рассортировать по определенному признаку, например, отложить в сторону вещи из дерева, бумаги, ткани и так далее.
Такие дети расторможены, они не могут сосредотачиваться на одном действии или предмете дольше нескольких минут, очень быстро устают, поэтому воспитателю в группе для воспитанников с отклонениями в речи потребуется обязательно наглядно подкреплять свои действия.
Также ему придется использовать более простые речевые конструкции, объяснять свои действия предельно кратко и понятно для детей соответствующего возраста и уровня знаний, давать им отдых между упражнениями.
Малыши с такими особенностями намного легче запоминают все на непроизвольном уровне, чем на произвольном, поэтому строить все занятия нужно в легкой игровой форме, чтобы заинтересовать детей в происходящем.
Проблемы с артикуляционной моторикой проявляются в физической ограниченности движений частей речевого аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти, поэтому по совету логопеда следует включить в часы работы воспитателя в логопедической группе занятия по развитию этих частей тела в виде специальной речевой гимнастики.
Нарушения речи часто сочетаются с другими проблемами в развитии, например, они связаны с недоразвитостью мелкой моторики. Именно поэтому опытные специалисты настаивают на том, чтобы у детей с подобными проблемами всячески стимулировалось развитие моторики движений.
Такие дети имеют скованные движения, не умеют сами шнуровать ботинки или застегивать пуговицы на собственной одежде, держат столовые приборы не пальцами, а зажимают в кулаке, так же берут и другие принадлежности, например, не могут правильно пользоваться кистями для рисования, карандашами и фломастерами.
Воспитанники с недоразвитием речи имеют показатели общего развития ниже их возрастной нормы. Разница не слишком бросается в глаза, но она будет усугубляться по мере взросления детей, в случае, если не будет применена правильная и систематическая коррекция.
Чтобы ребенок развивался правильно, ему обязательно нужно поставить речь и откорректировать все ее нарушения.
Для этого воспитателю придется проявить не только свои воспитательные способности и профессиональные знания, но и чисто человеческие положительные качества.
В логопедических группах встречаются дети с разным поведением и психологическими особенностями. Часть из них быстро отвлекается, начинает скучать, не обращать внимания на происходящее, вертеться или же апатично сидеть в уголке.
Другие проявляют признаки раздражения и агрессии, болезненно реагируют на замечания воспитателя. Так что для того, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку у воспитателя уйдет много сил, времени и терпения, потребуется вся возможная толерантность и выносливость.
Для работы с такими группами нужно очень сильно любить детей и заботиться об их благополучии.
Рабочая неделя по графику работы воспитателя логопедической группы из-за высокой нагрузки на сотрудника составляет суммарно 25 часов, то есть по 5 часов в день при пятидневке. Если воспитатель перерабатывает, ему пересчитывается ставка и платятся дополнительные 20% за работу с логопедической группой.
Основные направления деятельности воспитателя логопедической группы
И логопед, и воспитатель, работающие с детьми с особенностями речи, трудятся по следующим направлениям:
- Коррекционно-воспитательное.
- Общеобразовательное.
При этом упор делается на первом направлении, так как при отсутствии успехов в этой области рассчитывать на особый прогресс в общеобразовательном направлении не приходится. Под руководством логопеда и в тесном сотрудничестве с ним воспитатель занимается исправлением речевого нарушения, а также всех действий, которые с ним связаны, участвует в общеобразовательных мероприятиях.
Для того, чтобы работа воспитателя в группе детей с проблемами речи была максимально эффективной, логопед некоторое время собирает данные о детях, чтобы выяснить их особенности и проанализировать имеющиеся нарушения, систематизировать их. Во время специального педсовета или совещания он передает свои данные воспитателю, совместно выбирает план и стратегию действий с обсуждением следующих пунктов в особенностях речи воспитанников:
- Произношение.
- Восприятие звуков речи на слух.
- Воспроизведение слогов.
- Словарный запас детей, их понимания грамматической структуры.
- Наличие сформированной связной речи.
- Состояние моторики (артикуляционной и пальцевой).
- Данные психолога об уровне памяти, внимания и воображения у воспитанников ДОУ.
На основании полученных сведений воспитатель решает сугубо практические задачи своей будущей работы:
- Выбирает детей с рассеянным вниманием и отсутствием сосредоточенности, нарушениями зрения или неусидчивостью, чтобы посадить их ближе к себе.
- Назначает дополнительные занятия с воспитанниками, отличающимися низким уровнем развития мелкой моторики и артикуляционных навыков.
- Отбирает детей, чье произношение придется тщательно контролировать для достижения результата.
Работа в логопедической группе требует от воспитателя сосредоточенного, вдумчивого и скрупулезного исполнения частей плана, разработанного совместно с логопедом и психологом, а также систематического применения полученных знаний для коррекции произношения и общего развития своих воспитанников.
Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Основной контингент дошкольников в группах с тяжелыми нарушениями речи – это дети, имеющие сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Успех формирования правильной речи у дошкольников с ТНР специализированных МДОУ во многом зависит от степени продуктивности процесса закрепления воспитателем у детей речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях.
Логопед занимается коррекцией звукопроизношения, развивает и совершенствует речевое общение детей, а воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях.
Таким образом, воспитатель, являясь помощником логопеда, активно участвует в коррекционной работе, выполняя рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком на индивидуальных и подгрупповых занятиях. (Приложение 1)
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.
Воспитатель детского сада для детей с нарушениями речи выполняет, как общеобразовательные, так и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта [3].
При этом педагог направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, и обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов.
Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью.
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дельнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада.
В процессе обучения детей этим видам деятельности воспитатель должен учитывать индивидуально-типологические особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм мышления [6].
Для решения всех задач в комплексе воспитатель максимально использует регламентированную и нерегламентированную виды деятельности. В этом случае имеют место две формы речевого общения: речь, организованная взрослым, и речь, возникающая по инициативе детей.
Непрерывная образовательная деятельность строится с учетом лексической темы, намеченной логопедом, и ее задачи соотносятся с задачами логопедического занятия.
Воспитатель обеспечивает необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, что в свою очередь предшествует логопедическим занятиям.
При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи [2].
Учитывая имеющиеся у детей речевые навыки, а также индивидуальные особенности произвольной деятельности каждого ребенка, организованная разговорная речь во всех режимных моментах основывается на вопросах воспитателя. Педагог также поощряет и инициативную речь детей.
В этом случае воспитатель не останавливает детей, не подавляет их желание высказаться, а наоборот поддерживает инициативу, расширяет содержание разговора вопросами, вызывает интерес к теме разговора, углубляет понимание ребенком темы в целом и отдельных используемых слов, вовлекает и других детей в беседу.
Очень часто именно режимные моменты наиболее благоприятны для поддержания инициативной речи детей, чем занятия [6].
Еще одно из направлений работы воспитателя в группе для детей с ТНР – это организация и проведение коррекционной работы по заданию логопеда.
Цель ее — развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, связанных с усвоением образовательной и коррекционной программ.
Состав детей и содержание коррекционно-развивающей работы вносятся логопедом в “Тетрадь взаимодействия”, которая заполняется им один раз в неделю. Содержание работы раскрывается по трем разделам:
- Логопедические пятиминутки.
- Игры и упражнения.
- Индивидуальная работа.
Логопедические пятиминутки
используются воспитателем на любых занятиях, в разных ситуациях и видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими, в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне; соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание. Важно, не превращать пятиминутки в мини-занятия.
Игры и упражнения,
рекомендуемые логопедом, могут проводиться воспитателем во второй половине дня или использоваться на занятиях во время динамических пауз.
Индивидуальную работу
воспитатель проводит в первую половину дня (до завтрака) и во вторую половину дня, сразу же после дневного сна. Ежедневно воспитатель занимается с 2-3 детьми и проводит занятия, включающие общую или специальную артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом. Вечерняя логопедическая работа проводится в разных формах: фронтально, подгруппами и индивидуально.
Учитывая период обучения и индивидуальные речевые нарушения детей, логопед рекомендует задания на:
- координацию речи с движением (бодрящая гимнастика);
- закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);
- составление описательных рассказов по мнемотаблицам;
- закрепление или дифференциацию поставленных звуков;
- развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха и восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
- формирование речевого дыхания;
- развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, мозаики, выкладывание фигур из счетных палочек, развязывание и завязывание шнурков и др.).
Чтобы обеспечить оптимальную эффективность коррекционной работы, воспитатель организует, параллельную работу детей: для одних подбираются знакомые дидактические игры, другим даются графические задания и упражнения.
Один воспитанник или малая подгруппа занимаются непосредственно с воспитателем, остальные дети играют и выполняют задания под контролем младшего воспитателя, который оказывает необходимую помощь детям и оценивает их деятельность. Индивидуально воспитатель занимается 10-15 минут, затем дети меняются местами.
Для самостоятельной деятельности детей подбираются игры, задания и упражнения, которые уже им знакомы и хорошо освоены по содержанию и способу действия. Эти игры, задания и упражнения носят закрепляющий характер.
Логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая подгрупповые и индивидуальные занятия, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата. Посещения педагогом занятия логопеда расширяет его представление о коррекционной работе, он овладевает приемами, методиками, технологиями обучения, которыми владеет специалист.
Повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей (речевая активность, правильное использование поставленных или исправленных звуков, усвоенных грамматических форм и т.п.) в каждом периоде коррекционного процесса является важным звеном в работе воспитателя.
В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, воспитатель дает речевой образец и предлагает ребенку произнести слово правильно.
Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их. Для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок.
Если диалог воспитателя с ребенком носит ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать “отсроченное исправление”. Необходимо помнить, что речь воспитателя — это образец для детей с речевыми нарушениями.
Она должна быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи [5].
Одна из главных задач воспитателя в работе с детьми, имеющими речевые нарушения — создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям.
Кроме того, воспитатель обращает внимание на выработку правильного поведения в коллективе, а также развитие их этических и нравственных представлений. В процессе воспитания воспитатель организует возможность межличностного общения детей, совместные игры и занятия.
У дошкольников при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения [1] .
Педагогу, анализируя различные негативные проявления поведения ребенка, важно вовремя заметить признаки агрессивности, конфликтности или повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости, и в связи с этим предъявлять различные требования, осуществляя личностно ориентированный подход к речи и поведению ребенка.
Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально приемлемые отношения.
Реализация указанных задач возможна на основе знаний воспитателем возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей [4].
Таким образом, система поэтапного логопедического воздействия на детей со стороны всех участников коррекционно-развивающего процесса позволяет объединить и целенаправить все виды деятельности на совершенствование формируемых речевых навыков у детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях специального учреждения.
Литература
- Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под редакцией профессора С.С. Ляпидевского и кандидата педагогических наук В.И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1968.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1991.
- Нищева Н.В. программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общимнедоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
- Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений/ Т.В. Волосовец, Н.Н. Горина, Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М.: “Издательство Гном-Пресс”, 1999.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000.
20.06.2014