Закон об упрощенной форме получения гражданства РФ

Сложная ситуация, связанная с коронавирусом, влияет на все сферы жизни россиян. Для оптимизации работы многих систем были введены определенные поправки – к примеру, Закон об упрощенном получении гражданства РФ 2020: законопроект обязан помочь быстрее получить определенный статус, находясь на территории государства. Акт начнет действовать в 2021 году.

Обратите внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с нашим юристом внизу экрана или позвонить по телефону: +7 (800) 333-88-93 ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ. Бесплатный звонок для всей России.

Упрощенное получение гражданства РФ в 2020 году

Закон об упрощенной форме получения гражданства РФ

В мае текущего года был принят Федеральный закон N134-ФЗ. В нем говорится об упрощенной процедуре приема документов на гражданство РФ. Благодаря внесенным изменениям определенная группа иностранных граждан вправе получить статус быстрее, даже несмотря на ситуацию с коронавирусом.

Гражданство в упрощенном порядке поможет системе работать даже в сложных условиях: упрощения помогут иностранцам и уменьшат количество заявок для обработки. Новая система заработает быстрее, потому что иностранцу больше не понадобится отказываться от гражданства своего государства. Ему удастся получить паспорт гражданина России без дополнительной процедуры.

Еще одно послабление касается условия, сколько иностранец должен находиться на территории России прежде, чем подать заявление. Раньше Законодательные акты требовали не менее 3-х лет пребывания на территории России. Еще одно условие, подлежащее упрощению – доказательство финансовой состоятельности.

Кому положено российское гражданство согласно новому закону в 2021 году:

  1. Иностранцам, находящимся в законном браке с гражданином России. Дополнительные возможности упрощения системы – если в семье есть общие дети, рожденные на территории страны.
  2. Гражданин другого государства, если отец или мать – подданные России, проживают на ее территории.
  3. Лица, достигшие совершеннолетия, но остающиеся без гражданства – у них было гражданство СССР, также проживающие на территории стран, ранее входящих в Союз. Важное условие – они не являются подданными других стран.

Отдельные упрощенные порядки доступны выходцам из Украины, Беларуси, Молдовы, Казахстана. Они вправе обратиться с заявлением, и не соблюдать условия по проживанию – для них условие недействительно.

Закон от 24.04 2020 предполагает уменьшение сроков работы в РФ: раньше необходимо было отработать не меньше 3-х лет, но с мая месяца – только 1 год. Условие действует для выпускников, иностранных граждан, если они отучились в ВУЗе России. Закон вступает в силу 24.07 2020 – 90 дней спустя после принятия.

Для украинцев

Закон об упрощенной форме получения гражданства РФ

Льготное оформление действует для украинцев  после проживания 3 лет на территории страны. Кому доступна льготная Процедура в 2021 году:

  • иностранцам, чьи родители русские, проживают в РФ;
  • они были рождены на территории СССР;
  • получили образование в России, обучались в высшем учебном заведении 3 года;
  • являются предпринимателями – после регистрации прошло больше 3-х лет, прибыль не меньше 10 млн. рублей;
  • являются учредителями – им принадлежит не меньше 10% от компании;
  • имеют определенную специализацию, входящую в единый список;
  • признаны носителями языка.

Если украинец пытается получить гражданство через Брак с россиянином, тогда есть дополнительные условия – срок официального брака не меньше 3-х лет. Для подтверждения предоставляется копия свидетельства с ЗАГСа.

Если есть дети, тогда есть еще 2 условия – ребенок малолетний, ему не больше 14-х лет, а также если ребенок совершеннолетний, а родитель – иностранный гражданин, признан недееспособным.

Отдельные условия для украинцев – ветеранов ВОВ. Подобные льготы выдаются участникам специальных государственных программ или беженцам.

Для белорусов

Последние новости: указ президента упрощает процедуру для белорусов в равной доле с украинцами. Бумажной волокиты станет в разы меньше. Один из самых простых вариантов – быть признанным носителем русского языка. Еще один вариант – если есть прямые родственники, имеющие гражданство РФ.

Если белорус пойдет на комиссию для признания носительства – собеседование пройдет в упрощенном варианте. Изначально белорусу придется подать стандартное заявление. Если иностранец проживает на территории РФ в момент подачи заявления, его заявление будет рассмотрено быстрее.

Закон об упрощенной форме получения гражданства РФ

Для киргизов

Кыргызстанцы имеют право быстрее, чем другие иностранные граждане, получить гражданство России. Иностранец обязан подать заявление, а также все документы, переведенные на русский язык.

Условия упрощения: проще всего получить гражданство по факту проживания больше 3-х лет, обучения или замужества, женитьбы. Если киргиз проживает в России, заявление будет рассмотрено быстрее.

Для казахов

Процедура для казахов также упрощена – Казахстан вошел в общий перечень стран со льготами. Раньше, чтобы претендовать на новый статус, иностранцу необходимо было соблюдать целый ряд правил – пребывание на территории страны определенный срок, выезд за ее пределы на ограниченное количество времени.

Подобные условия упростили для жителей Казахстана на время карантина, связанного с коронавирусом.

Порядок оформления

Упрощенная система не освобождает иностранца от обязательных бюрократических процедур. Порядок подачи, рассмотрения заявлений не отменяется в 2021 году – уменьшается только количество поданных документов, ускорена сама процедура.

Схема действий украинца, белоруса или казаха:

  1. Подача заявления и необходимых документов.
  2. Проверка заявления и документов.
  3. Время ожидания.
  4. Вынесение решения.

Президент РФ Путин принял законодательный акт, ускоряющий процесс, но он не снимает ответственность с заявителя о том, какие документы он подает. В случае нарушения закона, мошенничества, к нему будут применены прежние меры наказания.

Закон об упрощенной форме получения гражданства РФ

Пакет документов

Справки, подтверждающие личность и статус, все еще необходимо предоставлять для рассмотрения прошения. Основные документы для подачи:

  • два заявления по образцу;
  • документы, удостоверяющие личность;
  • копия документов, подтверждающих статус иностранца;
  • квитанции об обязательной оплате;
  • свидетельство о браке, о рождении ребенка;
  • сертификат об образовании;
  • аттестат, подтверждающий сдачу экзамена на знание языка.

Отдельное внимание необходимо уделить документам, подтверждающим факт смены имени, фамилии, других личных данных. Дополнительно предоставляется справка об источнике дохода.

Форма заявления едина для всех – вне зависимости от наличия дополнительных документов. Она заполняется по единому образцу. Заявления подаются вместе, в двойном экземпляре.

Основанием для выдачи гражданства является заявление, а не пакет остальных документов. Автоматически право не предоставляется. Подпись гражданина должна быть на каждом прошении.

Для получения права гражданства используется стандартная и обновленная форма 2020 года. Ее заполняет заявитель – собственноручно или с представителем. Для всех граждан образец одинаковый. Его получают в ГУВМ МВД.

Заявление необходимо заполнить без исправлений, сокращений. В форму вносятся только правдивые сведения – гражданин подтвердит их дополнительными справками, документами. На каждый пункт заявления необходимо ответить максимально емко, разборчивым почерком.

Несмотря на систему упрощенной подачи большей части прошений, при которой доступен дистанционный вариант – подача прошения на гражданство происходит только лично, после заполнения заявления. Электронная версия на сегодняшний день не предусмотрена.

Закон об упрощенной форме получения гражданства РФ

Куда подавать заявление

Заполненное заявление и пакет документов принимаются в бумажном виде в Миграционной службе. Отделение данного органа находятся в каждом крупном населенном пункте.

Срок оформления гражданства

Общие сроки получения ответа, если иностранец находится в России – до 6 месяцев. Если он пребывает на территории другого государства, его заявление будет рассмотрено позже. Задержки, не зависящие от Миграционной службы, продлевают сроки рассмотрения до 3-х месяцев.

Возможные причины отказа

Причин отказа в получении гражданства есть несколько. Первый случай, когда неверно заполнено заявление, есть ошибки, неточности, сокращения.

Второй случай, если были указаны неверные сведения: гражданин намеренно вводит в заблуждение.

Еще одна причина отказа – гражданин намеренно скрыл истинные сроки пребывания, обучения, других важных условий.

Заключение

Россия в прежнем режиме принимает заявления на получение гражданства. Для упрощения процесса и разгрузки системы в связи с коронавирусом, был введен отдельный законопроект. Он позволит сократить требования, облегчить сам процесс подачи прошения. Все документы принимаются только в бумажном виде. Акт вступит в силу в 2021 году.

ПредыдущаяСледующаяОбратите внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с нашим юристом внизу экрана или позвонить по телефону: +7 (800) 333-88-93 ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ. Бесплатный звонок для всей России.

Закон об упрощенном получении гражданства РФ 2020г

Владимир Путин 24 апреля подписал законопроект об изменении порядка получения гражданства России.

Теперь иностранные граждане, желающие получить паспорт РФ, могут не отказываться от другого своего гражданства. Эта норма вступит в силу через 90 дней после публикации.

Кроме того, будет упрощена процедура получения гражданства для работающих иностранцев, получивших в России образование.

Изменения затрагивают иностранцев из Белоруссии, Украины, Казахстана, Молдовы, мигрантов, состоящих в браке с россиянами, выпускников российских вузов, а также всех, кто оформляется в упрощенном порядке. Все изменения, о которых расскажем ниже, вступят в силу с 24 июля 2020 года.

Полное название документа, о котором идет речь, — Федеральный закон от 24.04.2020 № 134-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства”. Этим документом вносятся изменения в действующий Федеральный закон №62 «О гражданстве».

Читайте также:  Как можно обжаловать решение суда об отказе исковых требований

→ Ссылка на закон

Основные упрощения

Требование делать отказ от исходного гражданства отменяется. Напомним, по действующему законодательству, для того, чтобы подать на российское гражданство, необходимо делать отказ от имеющегося подданства.

Для этого иностранные граждане обращаются к нотариусу и готовят соответствующий документ. Согласно нововведениям, с 24 июля требование об отказе от гражданства убирают из закона.

Это означает, что иностранным гражданам, независимо от того, по какому основанию они оформляют подданство и из какой страны прибыли, не нужно будет отказываться от своего подданства.

Сняли требование подтверждать доход. Всем, кто подает в упрощенном порядке, с 24 июня не нужно будет подтверждать доход. То есть ни 2-НДФЛ, ни справки о вкладе, ни другие документы о доходах у кандидатов требовать не будут, независимо от того, по какому основанию они подают на гражданство.

Кто сможет получить гражданство в упрощенном порядке

Список лиц, кто сможет получить гражданство в упрощенном порядке:

  • имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;
  • имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;
  • родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
  • состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
  • являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;
  • имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации,– в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
  • имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, – в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
  • получили после 1 июля 2002 г. профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности. При этом в указанный период сумма уплаченных такими гражданами и лицами в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 1 миллиона рублей;
  • являются инвесторами, чья доля вклада в уставный (складочный) капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица должен составлять не менее 100 миллионов рублей и в указанный период сумма уплаченных таким юридическим лицом в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 6 миллионов рублей;
  • осуществляют не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации» заменить словами «осуществляют не менее одного года до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации;
  • признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона;
  • ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации;
  • ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации;
  • ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации;
  • ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации;
  • ребенок, помещенный под надзор в российскую организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • недееспособное лицо, помещенное под надзор в российскую образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные Услуги, или иную российскую организацию;
  • участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей;
  • лица, постоянно проживающие на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины;
  • граждане Украины, не имеющим гражданства (подданства) другого государства, родившиеся и постоянно проживавшие на территориях Республики Крым и г. Севастополя, выехавшие за пределы указанных территорий до 18 марта 2014 г., а также их дети, в том числе усыновленные (удочеренные), супруги и родители;
  • лица без гражданства, родившиеся и постоянно проживавшие на территориях Республики Крым и г. Севастополя, выехавшие за пределы указанных территорий до 18 марта 2014 г., а также их дети, в том числе усыновленные (удочеренные), супруги и родители;
  • граждане Украины и лица без гражданства, имеющие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, вид на жительство в Российской Федерации, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации или свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, постоянно проживавшие на территориях Донецкой и Луганской областей Украины по состоянию на 7 апреля 2014 г. и 27 апреля 2014 г. соответственно, а также их дети, в том числе усыновленные (удочеренные), супруги и родители;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, которые сами либо родственники по прямой восходящей линии, усыновители или супруги которых были подвергнуты незаконной депортации с территории Крымской АССР, а также их родственники по прямой нисходящей линии, усыновленные (удочеренные) дети и супруги;
  • граждане Исламской Республики Афганистан, Республики Ирак, Йеменской Республики и Сирийской Арабской Республики, родившиеся на территории РСФСР и состоявшие в прошлом в гражданстве СССР, а также их дети, в том числе усыновленные (удочеренные), супруги и родители.
  • Кроме того, граждане Казахстана, Киргизии и Белоруссии могут приобрести гражданство Российской Федерации на территории Российской Федерации также в упрощенном порядке на основании Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 г.

Что нужно для получения гражданства по упрощенному порядку

Заявление подается в территориальный орган МВД России по месту жительства или по месту пребывания (в соответствии с частями седьмой и восьмой статьи 14 Федерального закона № 62-ФЗ) заявителя.

Прием заявлений от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляется в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом либо в пунктах по приему и выдаче документов о приобретении гражданства Российской Федерации (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке»).

Читайте также:  Прописка ребенка: могу ли я прописать ребенка новорожденного по месту прописки дедушки

Кому откажут в гражданстве

Заявления о приеме в гражданство отклоняются если лица:

  • выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;
  • участвуют либо участвовали в международных, межнациональных, межтерриториальных или иных вооруженных конфликтах, либо в совершении в ходе таких конфликтов действий, направленных против российского контингента миротворческих сил и препятствующих исполнению им своих миротворческих функций или направленных против Вооруженных Сил Российской Федерации, либо в совершении террористических актов, осуществлении экстремистской деятельности или в подготовке совершения таких актов, в осуществлении такой деятельности за пределами Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, представительств Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, представительств субъектов Российской Федерации и их сотрудников;
  • участвуют либо участвовали в совершении или в подготовке к совершению противоправных действий, содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности, за осуществление которой законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность, либо иных действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;
  • имеют ограничения на въезд в Российскую Федерацию в связи с тем, что они подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавались Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, либо в связи с принятием в отношении лица решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации (до истечения установленных сроков ограничения на въезд в Российскую Федерацию);
  • использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
  • состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;
  • преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
  • осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (до истечения срока наказания).

Соответствующие конкретным основаниям приобретения российского гражданства формы заявлений, правила и порядок их оформления, подачи и рассмотрения, а также перечни прилагаемых к ним документов, установлены Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325, и Указами Президента Российской Федерации № 183 и № 187.

За рассмотрение заявлений по вопросам гражданства уплачивается государственная пошлина в размере 3 500 рублей.

29 апреля. Глава правительства России Михаил Мишустин подписал постановление, в соответствии с которым гражданам, у которых есть второе гражданство, вид на жительство за рубежом или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание за границей, позволят покинуть страну. Соответствующий документ размещен на сайте кабинета министров.

  • В постановлении указывается, что речь идет о возможности однократного выезда за пределы России, срок, в течение которого будет действовать эта мера, в документе не уточняется.
  • Дополнительные источники:
  • Официальный сайт мвд.рф

Получение российского гражданства в упрощенном порядке предлагается распространить на более широкий круг лиц

В конце декабря в Госдуму был внесен проект нового Закона о гражданстве РФ (№ 49269-8), регулирующий порядок и условия приобретения и прекращения российского гражданства. Проект разработан в целях актуализации действующего законодательства в этой сфере и повышения эффективности правоприменительной практики.

Проект содержит ряд основных понятий (в частности, «гражданин РФ», «иностранный гражданин», двойное и множественное гражданство) и предусматривает сокращение количества требований более чем к 20 категориям лиц при приеме в российское гражданство в упрощенном порядке.

За принятие решения по вопросам принятия в гражданство РФ будут отвечать преимущественно МВД и МИД России. Кроме того, предлагается расширить полномочия главы государства в плане определения круга лиц, имеющих право на упрощенное приобретение российского гражданства.

Вместо отмены решений о приеме в гражданство РФ проект предусматривает введение института прекращения гражданства РФ. «Законопроект устанавливает 10-летний срок, по окончании которого нельзя будет принять решение о прекращении гражданства РФ в связи с нарушениями, допущенными в процессе приема в гражданство РФ.

Законопроектом расширяется перечень преступлений, совершение которых влечет прекращение гражданства РФ. Наряду с преступлениями террористической направленности в перечень включены некоторые тяжкие преступления против государства, а также преступления в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.

В случае прекращения гражданства РФ в связи с совершением таких преступлений установленный 10-летний срок применяться не будет», – отмечается в пояснительной записке.

Согласно законопроекту наличие у гражданина РФ двойного или множественного гражданства не может являться основанием для его высылки из России или выдачи иностранному государству, в том числе тому, гражданство (подданство) которого имеет данное лицо.

Россиянин, осужденный судом РФ к лишению свободы и имеющий двойное или множественное гражданство, при наличии его добровольного согласия может быть передан для отбывания наказания в иностранном государстве, гражданство (подданство) которого он имеет, если это предусмотрено международным договором РФ.

По мнению руководителя административной практики ЮК «Миграционный Юрист» Андрея Фоменко, проект неожиданно ориентирован на детей, рожденных в сложных жизненных ситуациях, – в смешанных браках, за пределами России, оставшихся без гражданства РФ по решению опекунов, в случае добровольного или принудительного прекращения российского гражданства родителя либо помещения в учреждение для детей-сирот. «Законопроект предусматривает новые основания для приобретения гражданства по рождению. Например, в случае рождения на морском или воздушном судне под российским флагом такой ребенок станет гражданином России, даже если его родители иностранные граждане. Иностранные граждане, потерявшие гражданство РФ по заявлению родителей в период несовершеннолетия, смогут его восстановить в упрощенном порядке в течение 5 лет со дня 18-летия, т.е. до 23 лет», – отметил он в комментарии «АГ».

Эксперт также обратил внимание на то, что поправки впервые закрепляют понятие множественного гражданства и его отличие от двойного гражданства – «наличие гражданства государства, с которым не заключен Договор о двойном гражданстве».

«Фактически это гражданство любой страны, кроме Таджикистана и Абхазии, – пояснил он. – При этом гражданин России, имеющий двойное или множественное гражданство, признается отечественными властями только как гражданин РФ.

На таких граждан также распространяется запрет высылки или выдачи иностранному государству, закрепленный в ст. 61 Конституции РФ».

Андрей Фоменко добавил, что ст. 17 законопроекта предусматривает новый «исключительный порядок» приема в гражданство трех категорий граждан – ветеранов Великой Отечественной войны; лиц, награжденных за особые заслуги перед РФ или имеющих особо востребованную профессию или квалификацию.

«Исключительный порядок остается только в ведении Президента РФ по представлению МВД, МИД, руководителя субъекта или АНО “Россия – страна возможностей”.

При этом в новый закон в раздел упрощенного порядка получения гражданства почему-то не включены инвесторы и высококвалифицированные специалисты, хотя действующий Закон о гражданстве предусматривает некоторые послабления при обращении таких лиц за гражданством РФ.

В свою очередь, поправки впервые устанавливают 10-летний срок как максимально возможный для прекращения российского гражданства у тех, кто получил его с нарушением порядка – с представлением заведомо ложных данных или подложных документов. В настоящее время такое ограничение по срокам законодательно не установлено: известны случаи прекращения гражданства лиц, проживающих в России даже более 20 лет», – заметил он.

Эксперт обратил внимание, что в настоящее время совершение особо тяжких преступлений уже является основанием для прекращения гражданства.

«К преступлениям террористической направленности и против конституционного строя законопроект добавляет иные основания прекращения гражданства.

Количество уголовных составов как оснований для прекращения гражданства увеличено с 18 до 39, т.е. более чем вдвое», – заключил он.

«Статья 2 законопроекта прямо указывает на примат международного договора и его прямое применение. На откуп национальным органам остался только своеобразный “конституционный надзор”, предусмотренный гл. XIII.1 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде РФ”», – отметил управляющий партнер МКА TA lex Андрей Торянников.

Эксперт добавил, что поправки предполагают передачу полномочий на принятие решений, касающихся гражданства, МВД и МИД России, оставив за Президентом РФ прием в гражданство России в исключительном порядке и принятие решения о прекращении гражданства РФ детей, находящихся под опекой иностранных граждан или усыновленных ими. «Вероятно, это связано с ожиданием роста количества заявлений о приеме в гражданство в связи с упрощением процедуры получения гражданства по более чем 20 категориям лиц и желанием придать обработке этих заявлений более рядовой характер. На это же направлены и некоторые процедурные изменения, включая сроки, возможность устранить недочеты в заявлении и др. Отмечу, что на перечисленные выше особенности прямо или косвенно указывает и Концепция государственной миграционной политики России на 2019–2025 гг.», – подчеркнул он.

Читайте также:  В какой суд обращаться: в какой суд обращаться в челябинске с исковым заявлением на роддом

Андрей Торянников обратил внимание, что законопроект расширяет полномочия Президента РФ на определение категорий лиц, имеющих право на приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке. «Любопытно, что из числа таких лиц исключаются инвесторы и квалифицированные специалисты. В пояснительной записке мы видим причину – невостребованность на практике этих законоположений.

Поправки также развивают институт прекращения гражданства. Пока перечень оснований прекращения открытый, последнее слово – за международным договором.

Среди перечисленных – выход из гражданства, совершение преступления из перечня (включает приготовление и покушение); факт подделки, недействительности или ложности документов или сведений, представленных при приобретении гражданства», – отметил он.

Адвокат, председатель КА «Минушкина и партнеры» Анна Минушкина полагает, что принятие законопроекта актуализирует действующее законодательство о гражданстве. «Так, для моей адвокатской практики особое значение имеют положения, касающиеся института прекращения гражданства.

В настоящее время распространены случаи принятия решений об отмене решений о приобретении гражданства по прошествии 10 и более лет после его получения по причине представления ложных сведений при подаче заявления о приобретении гражданства – например, при заполнении заявления гражданин не указал кого-либо из родственников (самый распространенный случай – братьев и сестер). По этому вопросу неоднократно направлялись обращения в КС, который разъяснял, что при принятии таких решений должны учитываться все обстоятельства. По данному вопросу мы с доверителем предъявили Иск об оспаривании нормы права в Верховный Суд РФ», – рассказала она.

По мнению эксперта, пресекательный 10-летний срок остановит «волну» отмен решений о приобретении гражданства РФ. «В последнее время отменялись решения, принятые в 2008–2009 гг. Кроме того, согласно законопроекту решение о прекращении гражданства будет согласовываться с Президентом РФ. Безусловно, такие положения направлены на защиту прав граждан.

Однако следует отметить, что законопроект повторяет положения действующего закона об установлении любых фактов представления ложных сведений при подаче заявления о приеме в гражданство.

На мой взгляд, в суде могут устанавливаться лишь те факты представления ложных сведений, которые могли повлиять на решение о приеме в гражданство», – заключила Анна Минушкина.

Кому будет проще получить гражданство: что может изменить новый законопроект

В конце декабря 2021 года президент внес в Госдуму законопроект о гражданстве РФ.

Согласно этому документу предлагается расширить полномочия главы государства по определению лиц, которые имеют право на упрощенное получение гражданства.

Из числа таких лиц исключили инвесторов и иностранцев, состоящих в браке с гражданами РФ, если у них нет ребенка. Подробнее об этих и других возможных изменениях РИАМО рассказали юристы.

Новый законопроект

© РИАМО,   Александр Манзюк

Законопроект № 49269-8 «О гражданстве Российской Федерации был внесен в Госдуму президентом 29.12.2021 года.

Как заявил РИА Новости глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, он может быть рассмотрен в весеннюю сессию парламента.

В случае принятия нового закона о гражданстве, он вступит в силу по истечении 180 дней с момента опубликования.

  • В целом, вопреки ожиданиям многих иностранных граждан, по сравнению с текущим законодательством, законопроект в большей степени направлен не на упрощение принятия в гражданство, а на контроль за «вчерашними иностранцами», на соблюдение ими законодательства РФ и на борьбу с фиктивными браками, считает Евгений Корнеев, юрист «Европейской юридической службы».
  • Пластиковая карточка с графой «национальность»: как может измениться российский паспорт >>
  • Расширение полномочий президента

© РИА Новости,   Евгений Одиноков

Законопроект предполагает расширение полномочий президента по определению категорий лиц, которые имеют право на упрощенное приобретение гражданства Российской Федерации. Президент сможет определять категории таких лиц не только в гуманитарных, но и в любых иных целях.

К ним, в частности, могут быть отнесены граждане Белоруссии, Украины, Молдовы и Казахстана, указанные в действующем федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации», а также лица, принимаемые в гражданство в соответствии с указом президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г.

№ 183 и указом от 29 апреля 2019 г. № 187. 

В ведении президента предлагается оставить прием в гражданство РФ в исключительном порядке – этот термин вводится статьей 17.

Он будет актуален для ветеранов ВОВ, ранее являвшихся гражданами СССР, а также для лиц с особыми заслугами перед РФ и лиц, которые ввиду своей профессии, квалификации либо по иным причинам представляют интерес для страны.

В отношении остальных категорий лиц правом принятия решений по вопросам гражданства РФ наделяются МВД России и МИД России.

Вместо отмены решений о приеме в гражданство в России предлагается ввести институт прекращения гражданства. Президент будет принимать решение о прекращении гражданства детей, усыновленных или удочеренных иностранцами, или находящихся под их опекой. При этом президентские полномочия по принятию решений о прекращении гражданства добровольно предлагается передать МВД.

Международный паспорт вакцинации от Covid‑19: как получить в Москве>>

Кто не сможет претендовать на упрощенное получение гражданства

© РИАМО,   Александр Кожохин

Во-первых, это инвесторы и высококвалифицированные специалисты. Согласно законопроекту, они исключаются из категории лиц с правом на упрощенное получение гражданства. То есть купить гражданство России будет нельзя. В пояснительной записке к документу говорится, что данные положения не были востребованными.

По словам Евгения Корнеева, также не будет являться безусловным основанием для приема в гражданство наличие брака с гражданами РФ. Законопроект включает обязательное условие –наличие совместных детей. Это нововведение призвано бороться с практикой фиктивных браков.

Новые основания для прекращения гражданства

© РИАМО,   Александр Кожохин

Вводится дополнительное основание для прекращения гражданства, а именно – совершение преступления, а также приготовление к нему или попытка совершения преступления (п. 2 ч. 1 ст. 22 законопроекта).

Перечень преступлений указан в статье 24 законопроекта, рассказывает Корнеев.

Например, речь идет о террористическом акте, содействии террористической деятельности, захвате заложника, бандитизме, незаконном производстве и сбыте наркотических средств.

Корнеев пояснил, что данное правило не распространяется на граждан РФ, получивших гражданство по рождению. Оно применимо только к бывшим иностранцам и лицам без гражданства.

Решение по данному вопросу будет приниматься тем же органом, который принимал решение о приеме в гражданство данного лица (МВД или его территориальный орган, МИД, дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ) по согласованию с президентом.

17 лет без паспорта: бывший бомж рассказал, как выжить на улице в Москве >>

«Признание» гражданами

© РИАМО,   Пелагия Тихонова

Законопроект предусматривает еще несколько особых порядков приема в гражданство РФ, выделенных в отдельные статьи. Так, статья 19 устанавливает случаи «признания» людей гражданами РФ. В действующем законе подобная статья отсутствует. В частности, смогут быть признаны гражданами РФ граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории РФ по состоянию на 2 февраля 1992 года.

Также на «признание» могут рассчитывать граждане бывшего СССР, не проживавшие на территории РФ по состоянию на вышеуказанную дату, но вернувшиеся в страну, если они родились на территории СССР, или же, если хотя бы один из их родителей являлся на их день рождения гражданином СССР.

Кроме того, быть признанными гражданами РФ получат право военнослужащие, приносившие военную присягу СССР или РФ.

По задумке, это должно упростить получение гражданства для конкретных категорий граждан.

Однако в целом, по мнению Евгения Корнеева, юриста «Европейской юридической службы», вопреки ожиданиям многих иностранных граждан, по сравнению с текущим законодательством, законопроект в большей степени направлен не на упрощение принятия в гражданство, а на контроль за «вчерашними иностранцами», на соблюдение ими законодательства РФ и на борьбу с фиктивными браками.

Отсутствие необходимости подтверждать доход

В отношении общего порядка приема в гражданство, законопроект не изменяет практически ничего, говорит Кирилл Резник, юрист юридической службы «Единый центр защиты». Единственное отличие, на текущий момент – среди требований к приему в гражданство РФ в общем порядке отсутствует требование подтвердить легальный источник средств к существованию.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector