Приобретение аттестатов в соответствии с 44 ФЗ

  • 03-02-2021
  • Дарья Коровкина
  • 8 минут

Закупка образовательных услуг — процесс специфичный. Кроме того, что вы соблюдаете все нормы и процедуры Федерального закона 44-ФЗ, вам необходимо принимать во внимание требования Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании».

Приходится тщательно выбирать образовательную услугу, чтобы ее содержание отвечало целям и задачам будущих учащихся. Серьезным моментом становится выбор надежного поставщика образовательной услуги.

Важными маркерами для вас должны стать наличие у поставщика образовательной лицензии, достойной репутации и квалифицированных преподавателей.

Например, программы АБиУС составлены преподавателями-практиками, соответствуют требованиям профстандартов, у нас есть действующая образовательная лицензия, опыт обучения по 13 направлениям более 20 лет. По этим же признакам можно определить и другие надежные образовательные учреждения.

Итак, чтобы правильно провести закупку образовательных услуг, необходимо совершить следующие действия.

Шаг 1. Определить объект закупки и сформулировать наименование объекта закупки

Как правило, заказчик смотрит, какие программы предлагают учебные учреждения. 

Если для программ профессионального обучения рабочих и служащих Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 г. № 513 утвержден перечень специальностей, то дополнительные профессиональные программы учебные заведения разрабатывают сами. 

Есть риск, что если заказчик включит в документацию точное наименование такой программы конкретного учебного заведения, то ему укажут на нарушение конкуренции. 

При формировании лотов лучше избегать закупать одним лотом образовательные программы, не связанные между собой. Так, обучение административного персонала и мастеров салона красоты лучше разделить на 2 лота (Решение УФАС по Республике Саха от 10.04.2020 г. по делу № 014/06/59-817/2020).

Шаг 2. Выбрать процедуру закупки

Образовательные услуги не включены в аукционный перечень, поэтому выбор процедуры – за заказчиком.

Это может быть конкурс или электронный конкурс, электронный аукцион, запрос предложений в электронной форме или запрос котировок в электронной форме (при НМЦК не более 500 тыс. руб. с ограничением по годовому объему закупок), закупка у единственного поставщика.

При необходимости проводят закрытые процедуры.

Приобретение аттестатов в соответствии с 44 ФЗ

В сфере образования заключается много контрактов на небольшие суммы у единственных поставщиков (НМЦК не более 600 тыс. руб.). Это позволяет заказчику учесть личные предпочтения, выбрать конкретных преподавателей.

Самая распространенная процедура – электронный аукцион. Трудоемкую процедуру конкурса, где надо прописывать критерии оценки заявок, заказчики выбирают редко, в основном, когда нужно длительное и дорогостоящее обучение.

Шаг 3. Обосновать НМЦК

При обосновании НМЦК можно использовать все методы, перечисленные в ст. 22 Закона 44-ФЗ. Чаще всего используют метод сопоставимых рыночных цен. 

В случаях, когда невозможно определить точный объем услуг, рекомендуется воспользоваться правилами п. 2 ст. 42 Закона №44-ФЗ.

Шаг 4. Запланировать закупку 

Закупки для образовательных учреждений: правила, способы и организация

Из этой статьи вы узнаете:

  • Общие правила осуществления закупок образовательным учреждением
  • Способы закупок для образовательных учреждений по 44-ФЗ
  • Нюансы закупок образовательными учреждениями
  • Планирование и организация закупок образовательным учреждением

Любые закупки для образовательных учреждений строго регулируются законом. Какие-то процедуры допускают заключение договора с единственным поставщиком общей суммой менее 400 тыс. рублей. В других случаях максимальная цена контракта – 100 тыс. рублей.

В статье мы подробно разберем, какие процедуры предусмотрены в 44-ФЗ для образовательных учреждений, обозначим их специфику и отличительные особенности. Важно знать эти нюансы, чтобы избежать серьезных ошибок.

Общие правила осуществления закупок образовательным учреждением

Статус образовательного учреждения определяет тонкости процедуры закупок. Кроме 44-ФЗ есть еще несколько законов, регулирующих эту сферу.

Так, 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» применяется в случае приобретения товаров или услуг за счет средств грантов, доходов организации или в рамках субподряда. Согласно этому закону, положение о закупках в образовательном учреждении определяет порядок действий.

В случае применения других методов закупок следует руководствоваться содержанием 44-ФЗ. Главный критерий для выбора конкретного вида процедуры – максимальная конкуренция поставщиков. Именно это определяет эффективность процесса закупки.

Для следования принципу максимальной конкуренции в законе предусмотрены различные виды закупочных процедур: аукцион, конкурс, запрос котировок и предложений.

Эти мероприятия занимают много времени, а также сопряжены с большим объемом документооборота, что создает дополнительные сложности.

Отметим, что согласно 44-ФЗ у учреждения-заказчика есть возможность подписать договор с единственным подрядчиком по своему выбору (ч. 1 ст. 93). Ниже мы рассмотрим те ситуации, когда следование принципу конкуренции не требуется.

Способы закупок для образовательных учреждений по 44-ФЗ

Выбор единственного поставщика или исполнителя

Образовательное учреждение может не проводить закупочную конкурентную процедуру в двух случаях. Во-первых, бывают ситуации, когда проведение конкурентной процедуры не имеет смысла с экономической точки зрения, то есть потраченные время и финансы несопоставимы со стоимостью контракта.

Во-вторых, некоторые сферы отличатся отсутствием конкуренции в принципе, то есть закупаемый товар или услуга уникальны, или же фирма-исполнитель имеет исключительные права для реализации. Самый распространенный пример – услуги коммунального хозяйства, где правообладатель только один.

Кроме названных ситуаций, выбор подрядчика проводится без конкурса, если услуги оплачиваются физическому лицу (преподавание или работа экскурсовода).

Закупки у единственного поставщика образовательным учреждением возможны и в других сферах, когда речь идет о поставщиках с исключительными правами. Это правило относится, например, к приобретению книг и электронных изданий для библиотеки организации.

В этом случае поставщик (автор или издатель) должен быть исключительным правообладателем, обладать исключительной лицензией на продажу книг или электронного доступа к материалам (п. 14 ч. 1 ст. 93).

При заключении договора с таким поставщиком приложением к контракту будут документы, удостоверяющие исключительные права на товар: гарантийные письма, списки договоров авторов с издательством и т.д. Подобным образом закупаются книги и произведения конкретных авторов, в т.ч. записи исполнителей, фонограммы определенных студий.

Исключительные права или лицензии в этом случае должны быть в руках одного лица (п. 13 ч. 1 ст. 93). Но под это правило не подпадают кинопроекты, которые нельзя приобрести подобным образом, если цель покупки – дальнейший прокат.

Досуг учащихся – это еще одна сфера, в которой допустимо обходиться без конкурсных процедур (п. 15 ч. 1 ст. 93).

Покупка билетов в театр, на концерт, в цирк, музей или на спортивное мероприятие может быть оформлена у одного поставщика.

Таким же образом можно оплатить услуги по созданию произведений литературы или искусства, организации концерта физ. лицом или юр. лицом. Сюда же причисляют создание декораций и реквизита для представлений.

Отдельно в законе указано, что государственное образовательное учреждение, детский дом, физкультурно-оздоровительная организация вправе закупить товары или услуги у самостоятельно выбранного поставщика, если сумма контракта не превысит 400 тыс. рублей.

А общая стоимость таких договоров за год не выйдет за пределы 50% общего объема закупок в год и 20 млн. рублей (п. 5 ч. 1 ст. 93).

При этом, говоря об общем объеме, важно учитывать, что при подсчете важна дата платежа по договору, а не дата его заключения (если контракт был подписан в другой период).

Отметим также, что, начиная с 01.01.2019, договор с единственным исполнителем может быть заключен и после закупочных процедур со статусом «несостоявшиеся», в том числе проводимых на электронной площадке. Подробнее осветим этот вопрос далее.

Закупочные процедуры с привлечением только одного поставщика регулируются ст. 93 Закона о контрактной системе. Согласно букве закона закупки бюджетным образовательным учреждением, детским домом или учреждением сферы культуры могут быть осуществлены без конкурентных процедур, если цена договора не превышает 400 тыс. рублей.

Иные образовательные учреждения имеют возможность заключать контракты с самостоятельно выбранным поставщиком, если стоимость договора находится в пределах 100 тыс. рублей. Также неконкурентные закупки в случае образовательных учреждений могут быть проведены в следующих ситуациях:

  • нужно купить книги или электронные материалы у правообладателей;
  • необходимо оплатить услуги физических лиц по исполнению произведений, оформлению декораций, сопутствующего реквизита для выступлений и т.д.;
  • необходимо приобрести ПО и оборудование для работы по использованию результатов интеллектуальной деятельности, когда правообладателем является конкретное лицо;
  • оплата доступа к базам данных.

Закупка запросом котировок

Читайте также:  Что есть что: что есть оплата, налог, дань? В чём отличие? Почему в россии люди платят за пользование

В случае, когда образовательное учреждение не видит возможности заключить договор с физ. лицом или с юр. лицом в рамках минимальных сумм, то может быть проведен запрос котировок. Данный вид закупочной процедуры можно провести оперативно и без оформления большого количества документации.

Отметим, что начальная цена контракта при этом не должна быть выше 500 тыс. рублей (ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ). В законе есть ограничения по годовому объему закупок, проведенных через запрос котировок: менее 10% общего объема и не превышающего 100 млн. рублей.

Отметим, что при учете сумм контрактов учитывается финальная, а не начальная цена, однако это ограничение все же бывает существенным для образовательных учреждений. Еще один подводный камень данной процедуры – невозможность установить требования к квалификации исполнителя.

Согласно 44-ФЗ выигрывает участник, обозначивший минимальную цену за услуги (применяется в том числе и в сфере образования).

Закупка аукционом и конкурсом

При проведении процедуры аукциона у заказчика также нет возможности установить требования к качеству образовательных услуг выигравшего участника. Несмотря на то, что 44-ФЗ (ч. 3 ст. 59) разрешает приобретение любых товаров и услуг через аукцион, рекомендуется проводить именно конкурс (ч. 2 ст. 48 44-ФЗ). Однако такой вид закупочной процедуры требует больше времени и ресурсов на реализацию.

Как и при других типах закупок, в конкурсе побеждает тот, кто выставил наименьшую цену. Указывать требования к квалификации победителя образовательное учреждение по-прежнему не может, но при этом есть возможность включить в закупочную документацию критерии для определения качества образовательных услуг. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.

2013 № 1085 разрешено выделить до 40% значимости именно на этот список критериев, тем самым установив требования к квалификации исполнителя. Список пунктов, по которым заказчик будет оценивать пригодность участника конкурса должен быть изначально включен в закупочную документацию.

Это дает возможность заказчику выбрать качественные образовательные услуги, а не то, что предложили по минимальной цене.

Нюансы закупок образовательными учреждениями

Закупки продуктов питания для образовательных учреждений по 44-ФЗ

Закупка продуктов питания образовательными учреждениями осуществляется согласно Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99. Для заключения договора с поставщиком услуг в этом случае проводится конкурс с ограниченным участием.

Это касается процедур с НМЦК, сумма контракта для которых не превышает 500 тыс. рублей. Отметим, что если не планируется вводить дополнительные условия для участников, то возможно проведение конкурентной процедуры, а также закупки продуктов в соответствии с п. 4 ч.

1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

В случае покупки продуктов питания применяются также требования Постановления Правительства от 22.08.2016 № 832. В нем прописаны ограничения на приобретение товаров зарубежного производства.

Согласно постановлению, заказчик должен будет отказать иностранному участнику, если в конкурсе участвуют заявки от поставщиков из стран-членов ЕАЭС (РФ, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызская Республика).

Закупки медицинских товаров для образовательных учреждений в 2019 году

Образовательному учреждению может потребоваться закупить медикаменты для наполнения аптечек и обеспечения работы мед. кабинетов. Приобретение данного вида товаров регулируется ст. 33 44-ФЗ.

Данная статья устанавливает требования на указание международного непатентованного наименования (МНН) товара, а не название конкретной торговой марки. Если препарат не имеет МНН, то указывается его химическое название (группировочное).

Исключением являются препараты из спецперечня Правительства, а также назначенные по конкретным показаниям. В этом случае указать конкретную марку можно.

Закупки для образовательных учреждений согласно национальному режиму

Под национальным режимом понимают перечень установленных запретов и ограничений при приобретении зарубежных товаров. Это же понятие включает в себя преференции для производителей из РФ. Ограничения допуска касаются следующих групп товаров:

  • изделия медицинского назначения;
  • лекарственные препараты;
  • продукты питания;
  • радиоэлектронные товары.

Есть также ряд запретов для следующих товаров:

  • изделий мебельных и деревообрабатывающих производств;
  • машиностроения;
  • легкой промышленности;
  • программных продуктов.

Так, ПО, входящее в утвержденный реестр, возможно закупать только у российских компаний. Помните об этом, чтобы не попасть под санкции от ФАС.

Планирование и организация закупок образовательным учреждением

Любая оплата товаров и услуг в сфере образования должна быть изначально внесена в план закупок организации в соответствующую строку. План-график и план закупок должны быть опубликованы в Единой информационной системе.

План закупок образовательного учреждения по каждому пункту должен включать:

  • идентификационный код закупки,
  • цель приобретения образовательных услуг в рамках сферы деятельности заказчика,
  • точное наименование приобретаемых услуг,
  • объем финансового обеспечения для проведения закупочной процедуры,
  • сроки,

Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99

6(1).

Поставка по государственному оборонному заказу товаров, включенных в группы 10 (1005, 1010, 1015, 1020, 1025, 1030, 1035, 1040, 1045, 1055, 1070, 1075, 1080, 1090, 1095 (салютные орудия, сигнальные орудия, катапультные установки отстрела, пистолетные ракетницы, бесствольные и замаскированные стреляющие устройства, газовые пистолеты и револьверы, электрошоковые средства, холодное оружие), 12 (1210, 1220, 1230, 1235, 1237, 1240, 1250, 1260, 1265, 1270, 1280, 1285, 1287, 1289, 1290 (установочные устройства для взрывателей, артиллерийские кабельные сети (сети управления орудиями), артиллерийские буссоли, установки определения расстояния акустическим методом и по вспышкам, диоптрические прицелы), 13 (1305, 1310, 1315, 1320, 1325, 1330, 1336, 1337, 1338, 1340, 1345, 1346, 1350, 1351, 1352, 1353, 1355, 1356, 1360, 1361, 1365, 1367, 1370, 1375, 1376, 1377, 1385, 1386, 1390, 1398), 14, 15, 16 (1610, 1615, 1620, 1630, 1650, 1660, 1670, 1675, 1680 (механические устройства привода управляющих поверхностей и интерцепторов летательных аппаратов, устройства натяжения тросовых проводок, составные части воздушных систем, систем пожаротушения и управления воздухозаборниками двигателей, вентиляторы, механизмы загрузки рулевого управления, замки шасси, дверей, фонарей кабин и люков, штативы для карты пилота, приспособления для воздушной буксировки планеров, ремни безопасности и спасательные, крепления ремней безопасности, сиденья экипажа и пассажиров, мусорные контейнеры, носилки на специальных опорных приспособлениях, гидравлические и электрические устройства для очистки ветрового стекла, баллоны для углекислоты, авиационные генераторы инертного газа, газообразователи, бытовое оборудование (за исключением электрического), фурнитура летательных аппаратов, грузоподъемные устройства (лебедки) летательных аппаратов, устройства воздушной завесы дверей и отсеков летательных аппаратов, солнцезащитные экраны, зеркала, специальные механические устройства трансмиссии и стабилизации скорости для летательных аппаратов, редукторы и приводы постоянных оборотов, монтажные приспособления для крепления грузов на борту летательных аппаратов, ящики и патронные рукава для артиллерийских боеприпасов, миноукладчики, устройства управления механизмами кабины, занавески иллюминаторов, монтажные рамы, амортизационные платформы), 17, 18 (1810, 1820, 1821, 1830, 1840, 1850, 1851, 1852, 1870), 19 (1905, 1910, 1915, 1925, 1930, 1935, 1940, 1945, 1950, 1955), 20 (2010, 2070), 21, 23 (2305, 2350, 2355), 25 (2541), 26 (2620), 28 (2810, 2820, 2825, 2835, 2840, 2845), 29 (2915, 2925, 2935, 2945, 2950), 42 (4210, 4220, 4240), 49 (4920, 4921, 4923, 4925, 4927, 4931), 50, 58 (5810, 5811, 5819, 5821, 5826, 5831, 5840, 5841, 5845, 5855, 5860, 5865, 5870), 62 (6210), 63 (6350 (охранные сигнальные системы, технические средства охраны объектов, противотуманные гонги, куранты, колокола, системы охранной сигнализации помещений (объектов) от взлома, пожарные сигнализации, устройства звуковой сигнализации, системы сигнализации для участков границы, жезлы — указатели места посадки), 6360), 66 (6675), 69 (6920, 6930, 6940), 70 (7010, 7015), 76 (7641, 7643, 7644), 81 (8140), 84 (8410, 8415, 8420, 8430, 8435, 8445, 8455, 8470, 8475) по Единому кодификатору предметов снабжения (ЕК 001-2014) в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн. рублей

отсутствие у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 201.1, 238, 285, 285.4 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята);

наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов (договоров) на поставку товаров из группы товаров по Единому кодификатору предметов снабжения (ЕК 001-2014), соответствующей предмету закупки. При этом суммарная стоимость ранее исполненных контрактов (договоров) должна составлять не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключения которого проводится закупка

справка об отсутствии у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 201.1, 238, 285, 285.

4 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания срока подачи заявки на участие в закупке; копия (копии) исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) на поставку товаров из соответствующей предмету закупки группы товаров;

Читайте также:  Увольнение временного работника в связи с выходом основного работника

копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара, подтверждающего исполнение указанного контракта (контрактов), договора (договоров) при условии отсутствия по таким контрактам (договорам) не исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней)

44-ФЗ: как применять запрет, установленный постановлением ПРФ от 30.04

Ответ:

Если в отношении товара установлен запрет и к тому же он включен в один из Перечней к Приказу N 126н, не нужно применять условия допуска (пп. «г» п. 2 Приказа 126н).

Обоснование:

В отношении иностранных товаров (работ, услуг) Правительство РФ вправе установить запреты и ограничения на допуск к закупкам. В свою очередь, Минфин России по поручению Правительства РФ определяет условия их допуска (ч. 3, 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ).

Запреты (ограничения, условия) обязательны к применению, если вы закупаете товар (работу, услугу), который подпадает под их действие, и соответствующим актом Правительства РФ или Минфина России не предусмотрено исключение. Если ваша закупка соответствует установленным исключениям и актами Правительства РФ не установлено иное, разместите в ЕИС обоснование невозможности соблюдения запретов (ограничений) (ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ).

При осуществлении закупок информацию о применении запретов (ограничений, условий) допуска укажите:

В документации (извещении) надо предусмотреть все особенности проведения закупки в соответствии с актами Правительства РФ и (или) Минфина России, например:

  • порядок подтверждения участником соответствия товара (работы, услуги) установленным запретам (ограничениям, условиям) допуска. По общему правилу документы (сведения), которые он должен представить, указаны в актах, которыми установлены эти запреты (ограничения, условия) допуска;
  • особенности рассмотрения заявок (см., например, п. 1 Постановления N 1289).

Помните: если вы неправильно выберете код по ОКПД2, это может привести к тому, что вы необоснованно примените запреты (ограничения, условия) допуска или не примените их. Поэтому будьте внимательны при подготовке документов и сведений, необходимых для осуществления закупки.

  • На товары (работы, услуги) из стран ЕАЭС по общему правилу не распространяются запреты и ограничения, а по условиям допуска участникам, предложившим их, предоставляются преимущества.
  • Установите запрет при закупках отдельных видов:
  • Запреты нужно применять при осуществлении любой закупки, в том числе у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

По общему правилу запрет можно не устанавливать, когда товар не производят в РФ или государствах — членах ЕАЭС. Неприменение запрета нужно обосновать.

Если в отношении товара установлен запрет и к тому же он включен в один из Перечней к Приказу N 126н, не нужно применять условия допуска (пп. «г» п. 2 данного Приказа).

Запрет на закупку иностранных товаров станкоинструментальной промышленности Данный запрет установлен Постановлением N 616. Так, согласно Перечню к этому Постановлению речь идет, например, о товарах станкоинструментальной промышленности, которые соответствуют кодам по ОКПД2 25.73.30, 28.41.1.
Запрет на закупку иностранных товаров легкой промышленности Данный запрет установлен Постановлением N 616. Так, согласно Перечню к этому Постановлению речь идет, например, о товарах легкой промышленности, которые соответствуют кодам по ОКПД2 13.2, 14.1.
Запрет закупок товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности иностранного производства по Закону N 44-ФЗ Данный запрет установлен Постановлением N 616. Так, согласно Перечню к этому Постановлению речь идет, например, о товарах мебельной и деревообрабатывающей промышленности, которые соответствуют кодам по ОКПД2 31.01.1, 31.02.10.

Как применить запрет на допуск промышленных товаров

Запрет устанавливается в общем порядке, если код закупаемого товара (поставляемого при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг) по ОКПД2 включен в Перечень к Постановлению N 616. Запрет действует также при закупке аренды или лизинга, если предмет аренды (лизинга) включен в указанный Перечень (п. п. 1, 4 Постановления N 616).

Важно!

Подтверждение соответствия участника единым требованиям | Контур.Закупки

На всем протяжении процедуры закупки — от подачи заявки до определения исполнителя контракта — участник должен соответствовать единым требованиям. Если это не так, то вступить в отношения с таким исполнителем заказчик не сможет.

И даже если сначала участник соответствовал всем условиям, а затем выяснилось, что перестал, контракт заключить с ним заказчик не должен. Если же контракт уже заключен, его придется расторгнуть.

В статье расскажем о том, какие существуют требования к поставщикам.

Виды требований

Требования подразделяются на 3 типа:

  1. Единые. Это требования, которые заказчик обязан установить в закупке. Все они изложены в пункте 1 статьи 31 закона 44-ФЗ.
  2. Необязательные. Требования, которые заказчик вправе предусмотреть. Это часть 1.1 статьи 31 закона, в соответствии с которой заказчик может потребовать отсутствия поставщиков в РНП, отсутствия в реестре сведения об учредителях, директоре и членах коллегиального исполнительного органа.
  3. Дополнительные. Такие требования регулируются частью 2 статьи 31 закона и устанавливаются Правительством в отношении конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, аналогичных закрытых конкурсных процедур или аукциона. Также носят обязательный характер для включения в документацию, если установлены.

Сегодня расскажем только о первой части — о единых требованиях.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Что всегда требуется от поставщиков

Под едиными подразумеваются такие требования, которым должны отвечать все участники закупок вне зависимости от ее объекта и прочих параметров. Вот их список:

  1. Участник должен соответствовать условиям, которые закон предъявляет при осуществлении определенных работ и услуг или при поставке определенных товаров. Подразумевается наличие допусков, лицензий и прочих разрешений.

    Например, таким требованием является наличие лицензии на установку средств пожарной безопасности, если заказчик закупает монтаж этих средств. Если же закупается, скажем, комплексный ремонт здания, то иметь лицензию на монтаж пожарного оборудования поставщик не должен. В таком случае у подрядчика должен быть допуск СРО на осуществление работ по строительству и монтажу.

  2. Участник должен быть полностью дееспособным. Это значит, что в его отношении не должна быть начата процедура ликвидации или банкротства, а его деятельность не должна быть приостановлена (КоАП дает право контролирующим органам приостанавливать деятельность организации при некоторых административных правонарушениях).
  3. Поставщик должен быть добросовестным исполнителем обязанностей по уплате налогов и других обязательных платежей. Размер его задолженности за последний год не должен быть более чем четверть балансовой стоимости активов по данным последней отчетности. Физические лица, которые входят в руководящий состав участника, не должны иметь непогашенной судимости за экономические преступления. Также им не должно быть назначено наказание в виде дисквалификации или запрета на ведение деятельности, связанной с поставкой объекта закупки.
  4. Если при исполнении госконтракта поставщик должен передать заказчику результаты интеллектуальной деятельности, то он должен обладать исключительными правами на них. Требование не распространяется на закупку создания произведений искусств и прокат национального фильма.
  5. Между заказчиком и потенциальным исполнителем не должно быть конфликта интересов. Это значит, что руководитель заказчика, сотрудники контрактной службы, члены закупочной комиссии либо контрактный управляющий не может быть в определенных отношениях с лицом, входящим в руководство участника, или с участником-ИП. Под отношениями в данном случае понимается брак и близкое родство — дети, родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, усыновители и усыновленные.
  6. Участник не должен быть компанией, зарегистрированной в офшоре.
  7. С 1 июля 2018 года требования к потенциальным поставщикам будут расширены. У них должны отсутствовать ограничения для участия в закупках. Такие ограничения могут быть введены, например, в закупках только для субъектов малого предпринимательства.
Читайте также:  Сотрудник банка: я работаю кассиром в коммерческом банке. Я хотела бы открыть свое дело

Как видно, никаких условий о наличии у участника опыта исполнения подобных контрактов, каких-либо финансовых ресурсов или персонала, в единых требованиях нет. Условия подобного рода относятся к разряду дополнительных и могут быть установлены в соответствии с постановлением № 99 от 2 февраля 2015 года.

Что же касается требования об отсутствии в РНП, то оно включается заказчиком по своему усмотрению.

Как подтвердить соответствие требованиям

Существуют два способа подтверждения соответствия требованиям: декларация и представление документов.

Декларация может быть в виде отдельного документа или в составе заявки. Конкретной формы закон не предусматривает, поэтому составляется она произвольно. Обычно это документ, в котором поставщик указывает свое наименование, юридический адрес, ИНН, а также подтверждает, что соответствует на дату подачи заявки единым требованиям.

Иногда требуется подтвердить соответствие требованиям иным документом. Из следующей таблицы видно, в каких случаях может применяться декларация, а когда — определенные документы.

Таблица. Документы для подтверждения соответствия участника единым требованиям

Требования
Основание для требования
Документы, которые предоставляет участник
НПА
Участник должен соответствовать требованиям законодательства к лицам, поставляющим товар, или оказывающим услуги, которые представляют собой объект закупки Пункт 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Лицензия Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ
Свидетельство о допуске, которое выдала саморегулируемая организация

44-ФЗ о закупках для начинающих

44-ФЗ — это федеральный закон, который регулирует сферу закупок. В документе описан весь порядок проведения закупочной деятельности, но если вы начинающий поставщик, то сложный текст закона может показаться чересчур запутанным.

В этой статье мы объясним простыми словами, как происходит закупочная деятельность, и как к ней подготовиться.

Участники в закупках по 44-ФЗ

Участников закупок можно разделить на две группы: заказчики и поставщики. К первым относятся государственные и муниципальные организации (школы, фонды, больницы и т.д.), именно они выставляют заказы на товары и услуги. Ко вторым относятся поставщики, которые выполняют заказы (индивидуальные предприниматели и юридические лица).

К участникам косвенно можно отнести операторов электронных торговых площадок (ЭТП), где происходит закупочная деятельность. Кроме того, косвенно в закупках участвуют и федеральные органы власти: Минфин, ФАС, Рособоронзаказ, Росатом и Роскосмос. Вся сфера закупок регулируется этими органами власти.

Требования к участникам госзакупок

К поставщикам в системе государственных закупок законодательство выставляет определённые требования, и начинающий поставщик должен их знать. В первую очередь в качестве поставщиков могут выступать только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Их участие в закупках может быть ограничено, если:

  • индивидуальный предприниматель или организация находятся в процессе ликвидации;
  • у участника есть недоимки по налогам, сборам и другие задолженности за прошедший год (если общая стоимость превышает 25% от стоимости активов);
  • деятельность участника приостановлена;
  • у участника присутствует решение об открытии конкурсного производства;
  • индивидуальный предприниматель или организация признаны банкротом;
  • у участника есть судимость за преступления в сфере экономики;
  • участник входит в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчик может отказаться от составления контракта с исполнителем, если будет установлен факт нарушения правил. Поставщик же может обжаловать решение о своём отстранении или отказа заказчика от подписания контракта, если посчитает решение несправедливым.

Виды госзакупок

Заказчики выбирают поставщиков путём конкурентного определения. Законом выделены семь таких способов:

  1. Открытый конкурс.

  2. Конкурс с ограниченным участием.

  3. Двухэтапный конкурс.

  4. Электронный аукцион.

  5. Запрос котировок.

  6. Запрос предложений.

  7. Закупка товара у единственного поставщика.

Иногда заказчики при выборе опираются на наименьшую цену, иногда — на лучшее соотношение цены и условий.

Подрядчик выбирается по наименьшей цене, если способ определения — аукцион (торговый метод) или запрос котировок (неторговый метод). В первом случае поставщику, чтобы победить, нужно заполнить заявку без ошибок и постепенно снижать цену.

При этом заказчик выберет того исполнителя, чья цена в итоге окажется самой низкой. При составлении заявки на участие в запросе котировок, поставщик также описывает товар или услугу и выставляет стоимость, но при этом возможность снижения цены отсутствует.

Заказчик также выбирает того исполнителя, чья цена окажется самой низкой.

Конкурс (торговый метод) и запрос предложений (неторговый метод) — это такие способы определения подрядчика, в которых победителем становится тот, кто соответствует всем требованиям и предлагает лучшие условия.

Любая торговая и неторговая процедура может проходить как в один, так и в несколько этапов. Кроме того, конкурсы и аукционы могут быть как открытыми, так и закрытыми, когда выставляются те или иные ограничения на участие.

Подготовиться к участию в госзакупках можно с помощью «Астрал.Тендер». Вас научат не только работе на электронных площадках, но и, при необходимости, специалисты возьмут торги в свои руки, предоставив вам уже готовые сделки.

Место проведения госзакупок

Все закупки по 44-ФЗ проводят исключительно в электронном виде. Процесс происходит на электронных торговых площадках — сайтах, где заказчики и поставщики могут взаимодействовать.

Тендеры проходят на следующих площадках: «Сбербанк АСТ», «Государственная тендерная площадка Росэлторг», «Электронная площадка торгов РТС тендер», «Национальная электронная площадка НЭП», «Электронная торговая площадка Заказ РФ», «Всероссийская универсальная площадка ЭТП РАД Госзакупки», «ЭТП ГПБ Электронная торговая площадка Газпромбанка», «Федеральная электронная площадка ТЭК-Торг», «ЭТП Гособоронзаказа АСТ ГОЗ».

Что потребуется для участия

Начинать работу с закупками можно только после подготовки. Первый этап подготовки к закупкам — это приобретение необходимых знаний, второй — необходимых инструментов. Для участия в торгах на электронных торговых площадках поставщик должен зарегистрироваться в ЕИС — сайте единой информационной системы в сфере закупок.

Один из основных инструментов в закупочной деятельности — это электронная подпись. Её применение обязательно для регистрации на ЕИС и ведения закупочной деятельности на площадках. При этом электронная подпись обязательно должна быть квалифицированной, такую ЭП выдают только аккредитованные удостоверяющие центры.

Помочь с поиском подходящих заказов может «Астрал.Тендер». Сервис проанализирует рынок и поможет с выбором выгодных предложений.

Как проходят закупки

Проведение госзакупок по 44-ФЗ происходит по определённой схеме, которая различается лишь некоторыми элементами (как, например, видом закупки). Для того чтобы схема была понятна даже для чайников, мы выделили в ней главные шаги:

  1. Публикация заказа.

  2. Инициатор госзакупки — это заказчик. Он выставляет подробное техническое задание. В нём он отражает все требования к необходимому товару, услугам или работам. Кроме того, заказчик указывает цену и условия.

  3. Приём заявок.

  4. Поставщики отправляют заявки на выполнение заказа, в которых указывают время его исполнения и другую важную для заказчика информацию. На этот этап уходит несколько дней, заказчик выставляет их самостоятельно.

  5. Выбор исполнителя.

  6. Определение исполнителя заказа выполняется в соответствии с типом госзакупки, при этом всегда выбор падает на самое выгодное предложение. Это может быть конкурс, аукцион, запрос котировок или запрос предложений. Отбор может проходить в один или несколько этапов, что также определяет заказчик.

  7. Заключение контракта.

  8. Как только заказчик выбирает исполнителя, они заключают контракт. Структура документа обязательно должна включать сроки оплаты, приёмки и оформления результатов приёмки. В контракте указываются дополнительные параметры, как, например, условия об ответственности заказчика и исполнителя.

  9. Выполнение заказа.

  10. Поставщик выполняет заказ и предоставляет его результат. Товар или услуги которые предоставляет исполнитель, должны соответствовать оговорённым условиям, а работа должна быть выполнена в срок.

В госзакупках по 44-ФЗ задействовано множество процессов, лишь косвенно связанных с действиями поставщика. Простыми словами: для того чтобы начать работать с заказчиками, достаточно приобрести электронную подпись, зарегистрировать на портале ЕИС и найти подходящий заказ.

Для участия в госзакупках по 44-ФЗ нужно использовать квалифицированную электронную подпись. «Астрал-ЭТ» подходит для участия в торгах, работе на государственных порталах и ведения электронного документооборота. Подпись лучше использовать со специально настроенным тарифом: «Базис» или «Универсальный».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *