ДТП, возмещение ущерба при аннулировании лицензии

   Возмещение ущерба ДТП требует профессионального подхода и комплексного решения проблемы.

ВНИМАНИЕ: наш страховой автоюрист составит отзыв на иск о возмещении ущерба при ДТП, поможет даже в самой сложной ситуации и будет представлять Ваши интересы в суде.

ДТП, возмещение ущерба при аннулировании лицензии

Порядок возмещения ущерба при ДТП

   Оформление на месте ДТП. Существуют два способа фиксации произошедшей аварии – самостоятельно и посредством сотрудников ГИБДД. Выбор конкретного вида оформления зависит от наличия спора о виновнике, суммы ущерба, количестве транспортных средств и т.д.

   В первой случае помимо Европротокола важно также производить фото-фиксацию. При этом, снимки обязательно должны иметь привязку к ориентирам – номер дома. Название улицы и т.п.

  1. Оформление в ГИБДД. После подготовки протокола самими участниками происшествия или сотрудниками ГАИ следует получить соответствующее постановление по административному делу.
  2. Обращение в страховую. Для полиса КАСКО виновник ДТП не важен. В то время как возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО ключевым является наличие страховки у виновника. При этом, закон предоставляет на выбор – обратиться в «свою» страховую или в компанию виновника.

   Итоговым документом после последовательного выполнения рассмотренных действий является решение страховой компании о выплате.

Претензия о возмещении ущерба ДТП

ДТП, возмещение ущерба при аннулировании лицензии

   Правильно подготовленная претензия уже на данной стадии поможет добиться мирового соглашения о возмещении ущерба при ДТП. Поскольку сама претензия является своего рода предсудебной подготовкой – она должна быть направлена исключительно по юридическому адресу компании. Сама претензия должна содержать конкретные (безальтернативные) требования в зависимости от полиса ОСАГО либо КАСКО, правил страхования и закона.

    Приложением претензии обязательно должны быть материалы, ранее не представляемые в организацию. Например, заключение оценщика о стоимости восстановительного ремонта.

   Также в рамках претензионного порядка следует предоставить реальную возможность удовлетворить требования потребителя, приложив банковские реквизиты для перечисления денежных средств. В случае отказа страховой возмещать ущерб по претензии, следует подготовить исковое заявление о возмещении материального ущерба ДТП.

Как составить исковое заявление о возмещении ущерба ДТП?

   Обратите внимание на следующее при составлении заявления в суд:

  1. Подсудность. Иск можно подать по месту нахождения заявителя либо страховой компании. Кроме того, исходя из размера требований необходимо установить компетенцию мирового или районного судьи по данному делу.
  2. Стороны по делу. Требования о взыскании денег предъявляются также к страховой. При этом, в случае превышения допустимого размера возмещения, соответчиком необходимо указать виновника аварии. Также к только к виновнику может быть предъявлено требование о компенсации нравственных страданий от аварии. Кроме того, к участию вне зависимости от размера ущерба следует привлечь всех участников ДТП и их страховые компании.
  3. Описательная часть. В данной части можно основываться на уже готовой претензии, в которой все необходимые факты уже изложены.
  4. Приложения к иску. В сравнении с претензией, к заявлению в суд следует приложить все материалы, относящиеся к ДТП, в том числе саму претензию. Для каждого участника процесса следует сформировать полный пакет документов – точно такой же, как предназначенный для суда.
  5. Дополнительные требования иска. На основании отказа возмещать ущерб добровольно потребитель вправе требовать компенсацию морального вреда, неустойку за каждый день и пятидесяти-процентный штраф. Нарушение приведенных прав подготовки и подачи заявления влечет отказ в рассмотрении иска судом.

Важно: обратиться в суд можно только один раз. Все доказательства должны быть в первом суде.

Что делать, если у виновника нет ОСАГО?

Отсутствие страховки у причинителя вреда на самом деле не так страшно.

   Возмещение ущерба при ДТП, если у виновника нет страховки также возможно. Порядок взыскания по своей сути аналогичен вышерассмотренному процессу получения возмещения со страховой.

   Предварительно также следует начать с претензии. В случае ее отклонения защита прав происходит в судебном порядке. Отличием от спора со страховой является невозможность подачи иска по своему месту жительства и необходимостью предварительной оплаты госпошлины.

Важно: все траты по рассмотрению дела в суде взыскиваются с проигравшей стороны.

   Дополнительным доказательством в суде именно по спору с виновником послужит расписка при ДТП о возмещении ущерба, в которой виновник признает необходимость выплаты. Рекомендуется уже на первом этапе (оформление на месте ДТП) запастись таким доказательством.

   Смотрите видео нашего канала YouTube и вы узнаете как подать претензию в страховую компанию, что делать и с чего начать действовать. Пишите вопрос в х — адвокат по страховым спорам бесплатно ответит Вам.

Особенности в возмещении ущерба причиненного ДТП

Возмещение ущерба после ДТП можно разделить:

  • возмещение ущерба с виновника ДТП в части имущественного вреда (автомобилю, имуществу водителя и пассажиров, сооружениям и иным объектам);
  • компенсация вреда здоровью;
  • компенсация морального вреда;
  • упущенная выгода;
  • расходы, связанные с эвакуацией, расходами на проезд от места ДТП, иные расходы, которые могла возникнуть в результате дорожной аварии.

   Под материальным ущербом от аварии понимается стоимость ремонта транспортного средства, сумма возмещения оценочной процедуры.

Это требует вмешательства специалистов, так как сотрудники страховых фирм зачастую медлят с тем, чтобы покрыть ущерб при КАСКО (читайте материал страховая не платит по КАСКО), да и по полису ОСАГО бывают вопросы.

Очень важный момент – важно сразу же, на месте аварии описать в документе все повреждения, которые были выявлены при свидетелях. Благодаря этому не придется заново составлять протокол.

   Многие водители отмечают, что страховые фирмы хотят избежать выплаты, находя всевозможные оправдания. Порой это и есть их цель – не выплачивать деньги за ущерб водителю. Кстати, выплата компенсации – лишь один из методов оплатить ремонт.

Сторона, из-за которой произошла авария, может сделать это самостоятельно, то есть заплатить за ремонт, который осуществляется в сервисном центре.

В тех случаях, когда возраст транспортного средства не превысил пяти лет и размер повреждений составляет от сорока процентов, водитель может подать иск, чтобы возмещение ущерба включало полную стоимость машины.

На страховой фирме лежит ответственность оплатить транспортировку и хранение транспортного средства, медицинскую помощь пострадавшему лицую, иное возмещение ущерба в результате ДТП. Чтобы быстрее и легче добиться всего этого, необходимо иметь договор, в котором описываются компенсационные размеры. Если погибли люди, фирма оплачивается захоронение и материально поддерживает семью, которая потеряла кормильца.

   Виновнику, возможно, придется оплачивать возмещение материального ущерба при ДТП не только в отношении имущества, но и сооружения.

Но специальный документ нужно отправить на протяжении пяти дней в страховую компанию.

Чтобы получить выплаты от страховой фирмы, нужно заполнить заявление, подать документы о том, что произошла авария, протокольную копию, а также копию постановления о том, что произошло нарушение.

Адвокат по возмещению ущерба ДТП в Екатеринбурге

   Дорожно-транспортное происшествие практически всегда влечет за собой убытки, порой очень серьезные. Пострадавшая сторона обычно рассчитывает на то, что виноватая сторона или страховая фирма покроет все расходы, связанные с ремонтом транспортного средства, а также будет произведено возмещение вреда причиненного здоровью гражданина.

   Но важно помнить, что возмещение ущерба при ДТП – это решаемая процедура. Она может занять много времени, причем нет гарантии, что ее результат порадует пострадавшую сторону. Поэтому, чтобы избежать рисков рекомендуем Вам обратиться к нам.

Отзыв о работе адвоката по взысканию морального вреда после ДТП

Читайте еще о работе нашего адвоката по ДТП:

Вся практика взыскания морального вреда при ДТП

ДТП, возмещение ущерба при аннулировании лицензии

Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры» А.В. Кацайлиди

Инструкция: что делать, если у страховой компании отозвали лицензию

Чаще лицензии отзывают из-за неустойчивого финансового положения компании — когда у неё недостаточно денег на выплату компенсаций. Также это может произойти из-за недобросовестных действий организации или отсутствия отчётности для Банка России.

У одной страховой может быть несколько лицензий на разные виды страхования. Разберём это на примере «АСКО-Страхования». Центробанк из-за неустойчивого финансового положения отозвал у неё лицензии на следующие виды страхования:

  • добровольное имущественное страхование;
  • обязательное страхование ОСАГО;
  • добровольное личное страхование, за исключением добровольного страхования жизни.

Это значит, что компания больше не может продавать страховые полисы по тем видам страхования, по которым лишилась лицензии. Также запрещено продлевать и вносить изменения в уже действующие страховые договоры.

Договоры ОСАГО даже при отзыве лицензии у страховой продолжат действовать до окончания своего срока. По закону в случае отзыва лицензии обязанность компенсационных выплат по ОСАГО переходит от страховой компании к Российскому союзу автостраховщиков (РСА).

Таким образом, при ДТП клиентам «АСКО-Страхования» нужно будет обращаться за урегулированием и компенсацией в РСА. Порядок получения компенсации от РСА прописан в статье 19 закона об ОСАГО. Лимиты выплат аналогичны лимитам страховых выплат: 400 тысяч ₽ за ущерб авто и 500 тысяч ₽ за ущерб жизни и здоровью.

Вывод: расторгать договоры ОСАГО клиентам «АСКО-Страхования» прямо сейчас смысла нет.

Действие полисов добровольного страхования для клиентов «АСКО-Страхования» прекратится через 45 дней, то есть 17 января 2022 года. Затем договоры будут расторгнуты, а клиентам вернут страховую премию в пересчёте на количество оставшихся дней по этим договорам.

Обычно после отзыва лицензии Центробанк назначает временную администрацию, которая управляет страховой компанией. В случае с «АСКО-Страхованием» функции временной администрации возложены на Агентство по страхованию вкладов (АСВ).

Это значит, что АСВ будет следить в том числе за тем, чтобы клиентам «АСКО-Страхования» вернули деньги за полисы.

Читайте также:  Имеет ли право ук требовать ксерокопии документов при заключении договора на обслуживание?

Поэтому клиентам, у которых до 17 января 2022 года не произойдёт страховых случаев, нужно написать заявление на возврат денег и ждать их поступления на карту.

  • Образец заявления можно скачать с сайта АСВ. В заявлении требуется указать реквизиты для перечисления денег, также к нему нужно приложить копии:
  • 1. договора страхования;
  • 2. квитанции об оплате страховой премии;

3. паспорта заявителя.

  1. Заполненное заявление следует отправить заказным письмом по адресу: 454091, Челябинская область, город Челябинск, улица Красная, дом 4, офис 401.
  2. Если в течение 45 дней после отзыва лицензии произошёл страховой случай по действующему договору добровольного страхования, клиенту должны выплатить страховое возмещение согласно условиям его договора.
  3. Если у компании не хватит денег на компенсацию, необходимо дождаться её банкротства, а затем обращаться за возмещением в АСВ. Для этого потребуется собрать документы:
  4. — копию договора страхования;
  5. — квитанции об уплате страховой премии;
  6. — копию паспорта заявителя;
  7. — документы, подтверждающие факт наступления страхового случая;
  8. — экспертное заключение по определению размера ущерба.
  9. Все документы клиентам «АСКО-Страхования» нужно отправить заказным письмом по адресу: 454091, Челябинская область, город Челябинск, улица Красная, дом 4, офис 401.

Однако, как показывает практика, ожидание банкротства и возмещения от АСВ может затянуться. К тому же после банкротства может не хватить денег на выплаты всем клиентам.

Вывод: чтобы не рисковать, клиентам «АСКО-Страхования» с полисами добровольного страхования лучше обратиться в АСВ с заявлением о возврате и прямо сейчас перестраховаться в другой компании.

Выбрать полис добровольного имущественного страхования можно на Сравни.ру

Сервис сравнит цены от разных компаний

Кто заплатит, если страховая разорилась, — Верховный суд разъяснил

Автовладелец не смог получить выплату по ОСАГО в рамках прямого возмещения убытков. Своя страховая делать это отказалась: компания виновника ДТП, мол, лишилась лицензии. Проблему пришлось решать в Верховном суде.

Дело было так. Мухаметгалиев А.И. попал на автомобиле Skoda Octavia в аварию, виновником которой признали водителя Chevrolet Aveo Кабанова А.Ю. Ответственность виновника ДТП была застрахована в СК «Оранта», у которой отозвали лицензию.

Независимый оценщик вывел калькуляцию ремонта с учетом износа в размере 208 665, 99 руб. Пострадавший обратился в свою СК «Мегарусс-Д», чтобы получить выплату по прямому возмещению убытков (ПВУ). Но не тут-то было: компания сообщила, что для этого необходимо предоставить еще ряд документов.

Владелец отослал документы, но страховщик перестал отвечать на его запросы о выплате возмещения.

Тогда представитель Мухаметгалиева подал в суд на страховую компанию с требованием возместить тому убытки по ПВУ, а заодно расходы на оплату услуг оценщика, эвакуатора, представителя в суде и нотариуса, компенсировать также моральный вред и уплатить штраф в размере 50% от всей суммы.

Суд первой инстанции постановил, что страховая компания обязана выплатить ему деньги по прямому возмещению убытков, а после самостоятельно разбираться с РСА (Российским союзом автостраховщиков).

Исковое требование суд удовлетворил лишь частично, взыскав со страховщика в пользу автовладельца 208 665, 99  руб., расходы на составление отчета оценщика в размере 10 000 руб., расходы на оплату услуг эвакуатора в размере 1500 руб.

, компенсацию морального вреда — 1000  руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потерпевшего в размере 30 000 руб. и расходы на оплату услуг его представителя в суде в размере 12 000  руб.

В  удовлетворении остальной части исковых требований ему было отказано. С «Мегарусс-Д» также взыскана государственная пошлина в размере 5586,65 руб.

Страховая компания оспорила это решение, и суд апелляционной инстанции его отменил, посчитав, что Мухаметгалиеву следует сразу обратиться с иском в РСА.

Верховный суд постановил, что заплатить потерпевшему должна все же его страховая компания, то есть «Мегарусс-Д» на том основании, что тут действуют те же правила, что и в случае, если бы страховая компания виновника аварии была действующей.

Согласно федеральному закону, страховщик должен сначала произвести выплату потерпевшему, а уже потом обращаться за компенсацией в РСА.

То есть не владельца, а его страховую компанию обязали вести дела с профессиональным объединением автостраховщиков.

Поэтому решение апелляционного суда было отменено, а дело направлено на новое рассмотрение.

  • За повторное нарушение ПДД водителя должны были лишить прав, но инспектор, выписавший постановление, не смог лично присутствовать в суде. ВС постановил прав водителя не лишать, а дело прекратить, так как срок давности по нему уже истек.
  • Страховая компания отказала в выплате автовладельцу, так как автомобиль виновника аварии по стечению обстоятельств принадлежал также ему. Верховный суд обязал страховщика все же возместить ущерб.

depositphoto.com

Компенсация по ОСАГО: как ее получить, если страховщик остался без лицензии — новости Право.ру

ВС разобрался в действиях автовладельца, который должен получить страховую выплату по ДТП, притом что компания виновника аварии лишилась лицензии. Коллегия разъяснила, поможет ли водителю в такой ситуации своя страховая или же добиваться выплаты придется самостоятельно, обратившись в профессиональное объединение страховщиков.

К кому идти за выплатой

Накануне нового года, 31 декабря 2015 года, в Казани произошло ДТП: «Шкода Октавия», принадлежащая Антону Мухаммедову*, столкнулась с машиной «Шевроле Авео» Алексея Быкова*. Виновным признали Быкова.

Пострадавшая «Шкода» была застрахована по ОСАГО в СК «Мегарусс-Д», а «Шевроле» – в СК «Оранта». Когда дело дошло до взыскания ущерба, выяснилось, что у последней страховой в апреле 2015 года отозвали лицензию.

Мухаммедов в феврале 2016 года обратился к независимому оценщику, чтобы определить стоимость ремонта машины: там ему насчитали более 208 000 руб. Заявление о наступлении страхового случая и выплате возмещения он направил в свою страховую компанию.

Сразу деньги в компании не выплатили. Вместо этого у владельца «Шкоды» запросили дополнительные документы. Он передал страховой нужные бумаги и претензию, а в июне претензию пришлось направить повторно, но и к этому моменту компания деньги не заплатила.

Поскольку направление страховой претензий было безрезультатным, Мухаммедов обратился в суд. Он потребовал взыскать со страховой компании в его пользу страховое возмещение и судрасходы. 

В первой инстанции иск частично удовлетворили. Советский районный суд Казани постановил взыскать со страховой убытки – 208 665,99 руб., 10 000 руб., потраченные на оценщика, 1500 руб. расходов на эвакуацию автомобиля, 1000 руб. морального вреда, штраф за неудовлетворение требований добровольно – 30 000 руб. и еще 12 000 руб. судрасходов; в общей сложности около 263 000 руб. 

Руководствуясь законом об ОСАГО, райсуд заключил, что в случае, когда страховая компания виновника ДТП осталась без лицензии, вторая страховая обязана выплатить потерпевшему деньги в счет прямого возмещения убытков, а потом самостоятельно потребовать компенсацию выплаченной суммы от Российского союза Автостраховщиков (РСА).

Однако в апелляции такую позицию первой инстанции не поддержали, отказались удовлетворить требования заявителя и решили, что автовладелец должен сам обратиться с иском к страховому профобъединению (дело № 33-20111/2016 ). Каков должен быть алгоритм действий в подобной ситуации, пришлось разбираться Верховному суду, куда и направил кассационную жалобу владелец пострадавшего в ДТП автомобиля.

Верховный суд отправил к страховщику

Коллегия по гражданским спорам под председательством судьи Сергея Асташова его поддержала.

Если страховку по ОСАГО не получается выплатить, то водителю положены компенсационные выплаты, напомнил ВС в определении по делу.

Такие выплаты производит профессиональное объединение страховщиков в случае, если у страховой отозвали лицензию или она объявлена банкротом. Иск о компенсационной выплате можно предъявить в течение трех лет.

Когда речь идет об отношениях между профобединением страховщиков и страховой компанией, действуют те же правила, которые касаются отношений между двумя страховыми, напомнил ВС.

«В случае отзыва у страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность причинителя вреда, лицензии на осуществление страховой деятельности, за компенсационной выплатой к профессиональному объединению страховщиков вправе обратиться страховщик, застраховавший гражданскую ответственность потерпевшего и осуществивший ему прямое возмещение убытков», – сказано в определении. Апелляция этого не учла. В итоге ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в апелляцию (дело пока не рассмотрено – ред.).

Алгоритм действий потерпевшего при аналогичных обстоятельствах должен быть именно такой, как предлагает ВС, подтверждает Максим Петров, руководитель аналитического отдела, Бюро ПП «Фрейтак и Сыновья»: «Надо обращаться к своему страховщику в порядке, установленном правилами страхования ОСАГО: справка ГИБДД или европолтокол, оценка, иные расходы либо натуральное возмещение. При этом все должно делаться через своего страховщика. А страховщик, в свою очередь, компенсирует потраченное через профобъединение. Самому же водителю обращаться в профобъединение не нужно».

По ОСАГО в регионах до суда доходят практически 100% спорных дел, говорит Петров, и решаются они в подавляющем большинстве в пользу заявителя, если нет каких-то обстоятельств, которые его дискредитируют: несоответствия в доказательствах, не предъявил машину, переуступил требование, а сам скрывается, либо доказательства не отвечают критериям относимости и допустимости, сроки пропущены.

* имена и фамилии участников процесса изменены редакцией

Кто будет платить если у страховой компании отозвали лицензию

 

Если страховая компания виновника ДТП потеряла лицензию, то водитель все равно имеет право получить напрямую в своей страховой компании возмещение убытка. Подобное решение вынес Верховный суд, который поставил точку в очень интересном деле, которое касается всех без исключения автолюбителей.

Итак, 31 декабря 2015 года в Казани произошло ДТП в котором пострадал автомобиль Шкода Октавия, принадлежащий Мухаметгалиеву А.И. Виновником аварии. Виновным в ДТП признан автомобиль Шевроле Авео, которым управлял Кабанов А.Ю.

Владелец пострадавшего автомобиля застраховал свою гражданскую ответственность в страховой компании Мухаметгалиеву А.И. СК Мегарусс-Д.

Виновник аварии на момент дорожно-транспортного происшествия имел на руках полис ОСАГО, оформленный в страховой компании ООО «Страховая компания «Оранта».

Однако, согласно приказу Банка России от 29 апреля 2015 г. № ОД-958, у страховой компании «Оранта» была отозвана лицензия на осуществление деятельности по страхованию и перестрахованию. 

Читайте также:  Может ли бывший муж получить материнский капитал

Владелец пострадавшего автомобиля Мухаметгалиев А.И. провел независимую экспертизу транспортного средства. Согласно заключению оценщика стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом его эксплуатационного износа определена в размере более 208 тыс. рублей.

 

Далее, Мухаметгалиев А.И. обратился для получения возмещения ущерба в свою страховую компанию для прямого возмещения убытков, в соответствии с действующим законодательством. Однако, получил отказ в выплате, поскольку его страховая компания посчитала, что не должна выплачивать возмещение в связи с отзывом лицензии у страховой компании, в которой был застрахован виновник ДТП.

Далее, Мухаметгалиев А.И. обратился в судебную инстанцию, которая сначала встала на сторону автовладельца, а затем по кассации страховой компании отменила решение в итоге отказав владельцу пострадавшего автомобиля в выплате ущерба. Как видите, суд встал на сторону страховой компании. 

Мухаметгалиеву же посоветовали обратиться с судебным иском к Российскому союзу автостраховщиков. 

В итоге Мухаметгалиев А.И. дошел со своим иском до Верховного суда.

Однако, Верховный суд встал на сторону автовладельца, усмотрев в этом деле множество нарушений.

Так, по мнению Верховного суда РФ страховая компания СК Мегарусс-Д, в которой на момент ДТП была застрахована ответственность Мухаметгалиева А.И. обязана выплатить ущерб, согласно калькуляции при экспертизе, в рамках прямого возмещения убытков. То есть, в той же процедуре если бы у страховой компании виновника ДТП не была отозвана лицензия.

Согласно ряду норм действующего законодательства страховщик вправе, выплатив потерпевшей стороне ущерб по аварии, в случае отзыва лицензии у страховой компании виновника ДТП, обратиться самостоятельно в Российский союз автостраховщиков для возмещения затрат, связанных с выплатой ущерба по ДТП, согласно закону о прямом урегулировании убытков при ДТП в рамках действующего закона «Об ОСАГО». 

Однако, не все так просто. Мухаметгалиев А.И. пока не получил причитающую сумму. Дело в том, что Верховный суд просто отменил решение суда, который отказал водителю в выплате ущерба в рамках прямого возмещения убытков.

В итоге дело отправлено на новое рассмотрение. И только после того, как апелляционная инстанция вынесет положительное решение в пользу Мухаметгалиева А.И., он сможет требовать у страховой компании на основании решения суда выплату ущерба в рамках прямого возмещения ущерба.

Вс пояснил, какие обстоятельства подлежат доказыванию в спорах о взыскании убытков по дтп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда вынесла Определение № 66-КГ20-3 по спору о взыскании убытков владельцем авто, пострадавшего в ДТП, с его виновника.

В сентябре 2017 г. в Иркутске произошло ДТП с тремя автомобилями, виновным в совершении которого признали одного из водителей – Михаила Смирнова.

Впоследствии владелица одного из поврежденных автомобилей Анастасия Нагорская обратилась в страховую компанию за прямым возмещением убытков, однако ей было отказано в этом из-за отсутствия полиса ОСАГО у виновника ДТП.

В связи с этим женщина предъявила Михаилу Смирнову иск о взыскании убытков на сумму свыше 515 тыс. руб., расходов на проведение экспертизы в размере 18 тыс. руб. и уплаченной госпошлины более 11 тыс. рублей.

Суд отказал как в удовлетворении иска, так и во взыскании расходов по составлению рецензии на заключение эксперта.

При этом он исходил из того, что вина Михаила Смирнова в совершении ДТП не нашла своего подтверждения в материалах дела.

В дальнейшем это решение суда устояло в апелляции, которая сочла, сославшись на заключение эксперта общества «ПРОФ-ЭКСПЕРТ» от 8 января 2018 г., что в ДТП виновна именно истица, а не ответчик.

В кассационной жалобе в Верховный Суд Анастасия Нагорская обжаловала судебные акты как незаконные.

После изучения материалов дела Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ со ссылкой на ст.

86 и 87 ГПК РФ напомнила, что заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

В случаях недостаточной ясности или неполноты экспертного заключения суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту.

Как пояснила Коллегия, в рассматриваемом деле представитель Анастасии Нагорской ходатайствовал о назначении повторной экспертизы, ссылаясь на недопустимость заключения эксперта общества «ПРОФ-ЭКСПЕРТ» в связи с допущенными при ее выполнении существенными нарушениями, а также имеющимися в нем противоречиями. Тем не менее суд первой инстанции отказал в удовлетворении такого ходатайства, но не дал оценки доводам представителя истца о недостатках заключения эксперта и допущенных им нарушениях в нарушение ст. 198 ГПК РФ.

При этом из установленных судом обстоятельств следовало, что столкновение двух автомобилей, принадлежащих участникам спора, произошло вследствие перестроения автомобиля под управлением ответчика в правый ряд, по которому двигался автомобиль под управлением Нагорской. На момент столкновения маневр перестроения Смирновым завершен не был.

«Отказывая в иске, судебные инстанции сослались на заключение эксперта о том, что Анастасия Нагорская превысила допустимую скорость движения, а если бы она двигалась с разрешенной скоростью, то имела бы возможность предотвратить столкновение автомобилей. Однако суды не учли, что в силу п. 2 ст.

1064 ГК РФ обязанность доказать отсутствие вины возложена на причинителя вреда, а в силу п. 8.4 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г.

№ 1090, при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.

Отказывая в удовлетворении иска о возмещении вреда в полном объеме по мотиву вины в дорожно-транспортном происшествии самой Анастасии Нагорской, судебные инстанции не приняли во внимание положения ст. 1083 ГК РФ, согласно которой вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит», – отметил ВС.

Верховный Суд добавил, что при наличии вины причинителя вреда основанием для отказа в иске является умысел потерпевшего, а для уменьшения размера возмещения – грубая неосторожность потерпевшего (за исключением возмещения отдельных расходов, указанных в законе). Однако нижестоящие инстанции не сделали выводов о доказанности невиновности Смирнова либо о доказанности умысла Нагорской. В связи с этим Верховный Суд отменил определение апелляции и вернул ей дело на новое рассмотрение.

Адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев отметил, что суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований истца, фактически не установили обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, и не приняли во внимание, что вина ответчика в ДТП была установлена органами ГИБДД, а руководствовались исключительно заключением эксперта, представленным в судебном заседании. «При этом суды формально подошли к рассмотрению ходатайства стороны истца о проведении повторной экспертизы в связи допущенными нарушениями и несогласием с выводами эксперта. Такой подход не соответствует принципам всесторонности, полноты и объективности рассмотрения дела, что, безусловно, не могло остаться незамеченным Верховным Судом», – полагает он.

По словам адвоката, отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, ВС указал на необходимость полного и всестороннего рассмотрения дела с целью установления обстоятельств, подлежащих обязательному установлению по данной категории дел, а именно: степень вины каждого из участников ДТП или отсутствие таковой. «Данная позиция в целом согласуется с судебной практикой, но и дополняет ее, поскольку зачастую суды закладывают в основу решения суда первоначальный административный материал, составленный сотрудниками ГИБДД, в котором устанавливается виновник ДТП, и на основании выводов, изложенных в этом материале, и выносят решение по делу. Позиция ВС, возможно, изменит практику преюдициального значения административного материала органов ГИБДД для данной категории споров», – предположил Илья Прокофьев.

Руководитель арбитражной практики АБ «Халимон и Партнеры» Игорь Ершов заметил, что установление состава гражданского правонарушения, в том числе вины правонарушителя, требует тщательности и аккуратности со стороны участников процесса и суда: «Однако это определение Верховного Суда не ограничено только непосредственно вопросом вины лица в совершении ДТП, поскольку Судебная коллегия по гражданским делам ВС обозначает одновременно несколько проблем, вопросов, интересных и сами по себе».

По словам эксперта, во-первых, в рассматриваемом случае возникает проблема соотношения императивных норм.

«С одной стороны, закон обязывает водителя уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения, но, с другой стороны, водители обязаны соблюдать скоростной режим.

Очевидно, указанные императивные нормы создают противоречие, влияющее в значительной степени на определение вины причинителя вреда и вины потерпевшего в противоправных действиях.

Во-вторых, Верховный Суд подчеркивает в развитие положений законодательства, что экспертное заключение необязательно для суда и оно не является исключительным средством доказывания. Следовательно, судам предложено установить некий баланс между экспертным заключением и положениями нормативно-правовых актов, устранив противоречие между ними», – пояснил Игорь Ершов.

Он добавил, что суды должны сделать выводы не только о доказанности виновности/невиновности причинителя вреда, но и о доказанности умысла или грубой неосторожности потерпевшего.

«Таким образом, Верховный Суд, рассмотрев частный случай возмещения убытков, вызванных ДТП, делает более широкие выводы, способные повлиять не только на дела о возмещении убытков, но и на иные категории споров», – резюмировал эксперт.

Что делать если попал в ДТП и виноват

В стандартном ДТП есть две стороны — виновник и пострадавший, и каждый после аварии должен выполнить некоторые действия. Если вы — виновник, то идеальный вариант — наличие у вас полиса ОСАГО. Если его нет, вы получите не только штраф, но обязанность возместить пострадавшему убытки.

Читайте также:  Имеет ли свекровь умершего гражданского мужа забрать у меня ребенка

Рассмотрим, что делать, если попал в ДТП и виноват, как себя вести, что делать сторонам. Есть определенный алгоритм действий, который нужно соблюдать, чтобы уменьшить свои потери. Подробно обо всем — на Бробанк.ру.

Рассматриваем ситуацию с юридической и денежной точки зрения. Авария уже свершилась и оформлена. Не будем разбирать, как действовать при самом ДТП.

Я — виновник, у меня есть осаго

Что делать в такой ситуации? На деле она лучше, чем когда полиса нет. Многие автовладельцы жалеют деньги на покупку обязательной страховки, а после аварии начинают рвать на себе волосы — и свой автомобиль пострадал, еще и потерпевшему придется платить из своего кармана.

Виновник должен оперативно уведомить свою страховую компанию о том, что он попал в ДТП, которое сам и спровоцировал. Закон не сообщает о том, в какие сроки должно произойти уведомление, но указывает, что это должно случиться как можно быстрее.

Если вы — виновник ДТП, сразу после оформления происшествия позвоните в свою страховую компанию и сообщите ей о событии. Там же оператор даст инструкцию по дальнейшим действиям.

Как будет действовать пострадавший

Вообще, если рассматривать, что делать виновнику ДТП, то ему особо ничего делать и не надо. Это потерпевшему придется побегать, чтобы получить компенсацию от страховой компании, обслуживающей полис ОСАГО виновного в аварии гражданина.

Что будет делать пострадавший:

  1. Уведомит страховую компанию о произошедшем. Ту компанию, к которой он будет обращаться. А обратиться он может как к своей, которая обслуживает его полис ОСАГО, как и напрямую к страховщику пострадавшего. В первом случае все оформляет “своя” компания, после “чужая” компенсирует выплату.
  2. Соберет документы об аварии, предоставит их в офис удобного страховщика.
  3. Пройдет экспертизу транспортного средства. На ее основании выявляется сумма ущерба. Ущерб покрывается деньгами или ремонтом от партнерского сервиса.
  4. Если сумма ущерба больше, чем максимально положенное по ОСАГО возмещение, пострадавший может обратиться к виновнику, чтобы забрать недополученные средства.

Как видно, именно пострадавшая сторона занимается всей волокитой. Виновнику же никакая компенсация не положена, поэтому он ничего не делает. Единственное необходимое его действие — привезти в свою страховую свой экземпляр уведомления о ДТП. Все.

Если ущерб превышает сумму по ОСАГО

Законом определены максимальные лимиты денег, которая страховая компания может выплатить пострадавшему. Согласно статье 7 ФЗ-40 это:

  • максимум 500 000 рублей в части возмещения вреда здоровью пострадавшему;
  • максимум 400 000 рублей, если речь идет о причинении вреда имуществу.

Например, если речь о полной гибели авто, которое невозможно восстановить, а машина была оценена в 600 000 рублей, страховая выплатит пострадавшему только 400 000. Остальные 200 000 тот правомочен взыскать с виновника ДТП. Если же машина стоит 300 000, то столько пострадавшему и выплатят, на этом претензии будут закрыты.

Такие ситуации встречаются довольно часто, поэтому рассмотрим обязанности виновника ДТП по ОСАГО в этом случае. Если пострадавший недополучит, например 200 000 рублей, при нормальном раскладе дел сначала он свяжется с виновником и потребует возместить этот убыток добровольно.

Если вы согласны возместить убыток добровольно, сначала убедитесь в реальности названной суммы. При необходимости можно заказать повторную независимую экспертизу. При расчетах все документируйте, сохраняйте документ о передаче денег.

Если виновник отказывается возмещать убыток добровольно, потерпевший обратится в суд. Если сумма иска не превышает 50 000, дело будет рассматривать мировой судья. Если превышает — районный. И у суда не будет оснований отказать в удовлетворении иска.

Бывает так, что пострадавший не идет на связь с виновником, а сразу обращается в суд. В итоге виновник узнает об этом по повестке или вовсе, получив решение суда. Нарушений в действиях пострадавшего здесь нет.

Варианты развития событий после суда:

  1. Виновник сразу возмещает установленные судом убытки.
  2. Пострадавший получает решение суда, вступившее в силу, и передает его судебным приставам. Они могут арестовать карты и счета виновника, изъять имущество для покрытия долгов. Также появится необходимость оплатить исполнительский сбор.

Если у вас нет необходимой суммы, ждите обращение пострадавшего к приставам. При наличии официальной работы с зарплаты будут высчитывать по 50% (можно снизить размер удержания), пока долг не будет покрыть полностью.

В итоге получается, если ты — виновник ДТП, страховая возместит максимум 400 или 500 тысяч рублей. Все остальное должен платить виновник. И если речь о сильно поврежденной дорогой машине, или если в аварии есть серьезно пострадавшие люди, можно “попасть” на очень серьезные деньги.

Я — виновник дтп, мои действия при отсутствии осаго

Если полиса ОСАГО нет, тогда все убытки пострадавшего покрывает виновник аварии. При регистрации происшествия виновнику будет выписан штрафы в 800 рублей за отсутствие страховки.

На деле больше от этой ситуации страдают потерпевшие. При наличии страховки они гарантированно получат возмещение в течение 20 дней после обращения к страховщику, если сумма ущерба не превышает 400 или 500 тысяч рублей. Если полиса нет, придется взыскивать убытки с виновника самостоятельно через суд.

Пострадавший сделает за свой счет экспертизу и подаст в суд на виновника (если тот не пожелает расплатиться добровольно). Виновник может оспорить экспертизу, заказать свою. Но итогом в любом случае станет вступившее в силу решение суда о возмещении ущерба.

Если в дело вступят приставы:

  • первым делом судебный пристав наложит запрет на регистрационные действия на авто должника;
  • далее делается запрос в ФНС, чтобы найти место работы должника. Если оно есть, туда направляется документ об удержании 50% от всех доходов в пользу пострадавшего;
  • если нет места работы, делаются запросы в банк, ведется поиск карт и счетов должника. Все расположенные на них деньги и поступающие в будущем изымаются;
  • если указанные выше способы не дали результата, изымается и продается авто, также может быть изъято другое имущество.

Так что, если рассматривать, в каких случаях виновник ДТП платит по полной программе, то это при отсутствии полиса ОСАГО. Если он есть, и убыток не превышает установленные законом суммы, из своего кармана виновник пострадавшему ничего не платит — расходы покроет страховая. Но при следующей покупке полиса он обойдется дороже.

А вот свое транспортное средство в любом случае придется восстанавливать и ремонтировать самостоятельно. Убытки виновника ОСАГО не покрывает. Но если речь о полисе КАСКО, тогда и виновник получит компенсацию. Но нужно смотреть на ситуацию и перечень страховых случаев.

Частые вопросы

Что делать виновнику ДТП при наличии полиса ОСАГО? Ему нужно оперативно по телефону горячей линии или через приложение уведомить свою страховую компанию о происшествии. После в течение 5 дней, если этого требуют условия страховой, предоставить бумажное уведомление о ДТП. Больше виновник ничего делает, все хлопоты ложатся на плечи пострадавшего.

Должен ли виновник ДТП платить страховой компании? Нет, он уже приобрел страховку — полис ОСАГО. На основании него страховая компания выплачивает компенсацию пострадавшей стороне. Я — виновник ДТП, что мне грозит? Если у вас нет полиса ОСАГО, вам сразу выпишут штраф в 800 рублей.

Если нанесен вред здоровью людей, наступает административная ответственность с штрафом в 2000 — 25 000 рублей, также виновнику может грозить лишение прав на срок до 2 лет. Если пострадавшему причинен тяжкий вред, или он умер, наступает уголовная ответственность с реальным лишением свободы.

Сколько платит виновник ДТП? Если нет полиса ОСАГО, виновник возмещает ущерб в полном объеме. Если полис есть, то он оплачивает только убытки свыше сумм 400 000 по ремонту авто и от 500 000 за причинение вреда здоровью. Если я — виновник ДТП, меня лишат водительского удостоверения? Лишение возможно при причинении легкого и среднего вреда здоровью.

За тяжкий вред и смерть — лишение прав на 3 года. Об авторе

Ирина Русанова — высшее образование в Международном Восточно-Европейском Университете по направлению «Банковское дело». С отличием окончила Российский экономический институт имени Г.В. Плеханова по профилю «Финансы и кредит». Десятилетний опыт работы в ведущих банках России: Альфа-Банк, Ренессанс Кредит, Хоум Кредит Банк, Дельта Кредит, АТБ, Связной (закрылся). Является аналитиком и экспертом сервиса Бробанк по банковской деятельности и финансовой стабильности. rusanova@brobank.ru

Эта статья полезная? Помогите нам узнать насколько эта статья помогла вам. Если чего-то не хватает или информация не точная, пожалуйста, сообщите об этом ниже в х или напишите нам на почту admin@brobank.ru.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *